Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2015 в 16:50, курсовая работа
Цель – разработка мероприятий по совершенствованию обучения персонала в ООО «База МТО».
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы обучения персонала организации;
- проанализировать обучение в рамках ООО «База МТО» и выявить его существующие недостатки;
- разработать мероприятия по совершенствованию обучения персонала организации и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи. В 2009 году этот показатель снизился на 16,2% из-за роста коммерческих расходов и составил 20,7%. Нормированных значений для показателей рентабельности не существует, они определяются исходя из рыночной ситуации и сравнения с аналогичными компаниями, руководство компании самостоятельно устанавливает целевые значения рентабельности для своего бизнеса.
Рентабельность чистой прибыли, экономическая рентабельность и рентабельность собственного капитала в 2009 выросли, что говорит о росте эффективности деятельности компании.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что финансовое состояние компании является стабильным, т.к. большинство финансовых коэффициентов находятся в допустимых диапазонах. В 2009 году наблюдалось снижение объемов продаж и выручки компании, однако чистая прибыль по итогам года увеличилась за счет снижения некоторых статей расходов и роста прочих доходов компании.
3.Разработка мероприятий по совершенствованию обучения персонала в ООО «База МТО»
3.1 Мероприятия по совершенствованию обучения персонала
Производственная организация постоянно ведет поиск кандидатов на вакантную должность. На имеющуюся вакантную должность претендуют обычно несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Кроме того, организация-работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.
Организация-работодатель разрабатывает
требования к претендентам на должность. В основном на
ООО «База МТО» это служебная записка
от соответствующего подразделения, в
которой перечислены минимально необходимые
требования к кандидату. Обычно это - уровень
образования, возраст, пол, опыт, специальность.
Эти требования являются основой
для оценки кандидатов при их отборе.
Имея перечисленную выше информацию,
отдел кадров совершает первичный отбор
кандидатов. Сопоставляя эти условия с
данными кандидата. Затем те кандидаты,
которые на взгляд отдела кадров являются
подходящими кандидатурами направляются
на собеседование с руководителем подразделения.
Далее руководитель подразделения, «отводит»
подходящего кандидата на собеседование
к своему непосредственному руководителю
и так далее. Анализируя подобную цепочку
на ООО «База МТО» выяснилось, что в некоторых
подразделениях она может составлять
от 2 до 6 этапов отбора. Таким образом,
процесс отбора кадров, существующий на
ООО «База МТО» трудоемок.
Набор заключается в создании
необходимого резерва кандидатов на все
должности и специальности, из которых
организация отбирает наиболее подходящих
для нее работников. Предлагается, чтобы
данная работа проводилась буквально
по всем специальностям - конторским, производственным,
техническим, административным. Необходимый
объем работы по набору в значительной
мере будет, определятся разницей между
наличной рабочей силой и будущей потребностью
в ней. При этом должны учитываться такие
факторы, как выход на пенсию, текучесть,
увольнение в связи с истечением срока
договора найма, расширение сферы деятельности
организации.
Отбор на должность будет производиться
с учетом базы данных, сформированной
в результате набора претендентов на занимаемую
должность. Использование различных методов
способствует отбору наиболее талантливых
руководителей и специалистов, которые
во многом обеспечивают стабильное развитие
предприятия. Предлагается, чтобы каждый
претендент при поступлении должен пройди
сложную формальную систему отбора. Для
этой цели работники кадровых служб должны
использовать систему проверки и анализа
качеств работника.
Для использования на предприятии
предлагается следующие этапы отбора
персонала:
1. Предварительный отбор (по документам)
(ОУП)
2. Заполнение тестовых форм - диагностика
деловых и личностных качеств и характерологических
особенностей с помощью тестов (ОУП).
3. Собеседование с непосредственным
начальником.
Таким образом, мы исключаем
из процесса отбора персонала высшее руководства,
предоставляя эти функции ОУП.
На первом этапе каждый претендент
заполняет анкету для поступающих на работу
и пишет заявление. В заявлении он должен
изложить свою просьбу о принятии его
на должность, а также указать, какие должности,
по его мнению, он может занимать и, какую
работу выполнять. Здесь же он должен дать
информацию о своей квалификации. Это
заявление должно быть коротким, четким
и не повторять содержание анкеты. Заявление
пишется в произвольной форме, так как
его содержание, стиль изложения могут
быть предметом изучения и дополнительной
информации о грамотности претендента
и уровне его общего развития.
Анализ этих документов и установление
соответствия их требованиям должностной
инструкции (по уровню образования, стажа,
возраста, опыта работы в должности и т.д.)
дают возможность судить о том, подходит
претендент к той или иной работе или должности
или нет. Если претендент подходит, то
его данные заносятся в «банк данных»
и претендент приглашается на второй этап
отбора.
На втором этапе оцениваются
деловые и личностные качества претендента.
При отборе необходимо учитывать особенности
личности претендента, его деловые личностные
характеристики, психофизиологические
особенности.
Для всех работников предприятия
должны быть разработаны должностные
инструкции, в которых дается, перечень
необходимых качеств, психофизиологических
показателей, медицинских показаний и
противопоказаний. На основании этих требований
должны быть разработаны комплексные
методики оценки деловых и личностных
качеств и психофизиологических показателей
для работников различных групп (руководители,
специалисты, исполнители и т.д.).
Претендентов на должность руководителей
самого высокого уровня управления целесообразно
пропускать через более серьезную программу
отбора с использованием «деловых игр»,
«групповых обсуждений», конкурсов и т.д.
На третий этап отбора выходят
те претенденты, которые прошли первый
и второй этапы.
Собеседование является заключительным
этапом отбора. Оно позволяет ознакомиться
более тщательно с претендентами на должность.
На данном этапе сопоставляются данные
кандидата с требованиями. Предъявленными
на должность, согласно бланка.
Проводится оценка. Оценка должна
проводиться строго индивидуально. Этот
бланк работники кадровой службы должны
заранее предоставить тем руководителям,
которые будут проводить собеседование.
Информация полученная, в результате собеседования
является строго конфиденциальной, поэтому
бланки собеседования должны быть запечатаны
в конверт и передаваться руководителями,
проводящими собеседование.
Итоговая характеристика должна
включать: подробное перечисление деловых
и личностных качеств оцениваемого, выявленных
способностей, опыта и теоретической подготовки
работника, его соответствие характеру
работы, на которую он претендует, степень
готовности к занятию конкретной должности,
перспективность для последующего продвижения
и т.д. Учитывается мотивационная сфера,
заинтересованность в работе именно на
этом предприятии.
Если претендента принимают
на работу, издается приказ о приеме и
заключается с ним трудовой договор.
При отказе в работе необходимо
провести беседу с этими претендентами.
Назвать их положительные качества, высокие
оценки, полученные при тестировании,
и т.д. Попытаться определить сферу деятельности,
где они могли бы работать более эффективно
и добились бы лучших результатов. Отказ
в приеме на работу мотивировать несоответствием
у претендента только отдельных параметров,
не затрагивающих достоинство человека,
например: (малый опыт работы, отсутствие
специального образования и т.д.).
Закончить беседу на положительной
оценке претендента и с сожалением, что
сотрудничество с ним не состоялось. Человек,
которому отказали, должен уходить не
с чувством личного оскорбления, что его
не поняли, не оценили его достоинств.
Главной целью данной методики является создание системы возмещения затрат на обучение всем категориям персонала. Причиной разработки документа является тот факт, что компания не оплачивает обязательные курсы повышения квалификации для аудиторов, что вызывает недовольство и демотивацию персонала. Основными принципами Методики являются:
- обеспечение компании высококвалифицированными кадрами,
- возможность выступления в роли инициатора обучения как организации, так и сотрудника,
- возможность принимать решение о субсидировании обучения на основании четких правил предоставления субсидирования обучения в зависимости от опыта работа, типа обучения,
- появление гарантий для организации со стороны сотрудника по отработке,
- правила обращения за субсидиями, наличие необходимых для предоставления субсидии документов, гарантии и компенсации в случае нарушения сотрудником ученического договора.
Проектный вариант Методики и ученического договора представлены в Приложениях В и Г.
Кроме оплаты обязательного обучения, Методика дает возможность сотрудникам выступать инициаторами обучения, подавая заявки в установленной форме (Приложение Е). Кроме того, возможность частичной или полной компенсации стоимости обучения является для персонала мотивирующим фактором, дающим возможность повысить свой профессиональный уровень большему числу сотрудников.
Порядок составления затрат на обучение персонала .
Принято считать, что вполне достаточно тратить на обучение персонала не больше нескольких процентов фонда ФОП. Несложная оценка показывает, что в этом случае затраты на обучение персонала вряд ли составят больше 1-2 % бюджета фирмы. Тем не менее, необходимость разработки плана затрат на обучение персонала очевидна. Он помогает руководству компании планировать и контролировать расходы в целом, а организацию обучения делегировать отделу по управлению персоналом, который вместе с линейными руководителями принимает решения о проведения конкретных учебных мероприятий, руководствуясь планом и бюджетом обучения.
Под бюджетом на обучение персонала понимается документ, утвержденный руководством компании и содержащий общий размер затрат на обучение персонала, их состав по статьям расходов с разбивкой по плановым периодам (квартал). При раскладе бюджета по кварталам необходимо учитывать сезонный фактор, а именно планировать меньшие объемы обучения на февраль – март в связи с большой загруженностью сотрудников по проведению обязательного аудита.
Существует несколько подходов к планированию бюджета. Прежде всего, это планирование бюджета на основе целей обучения без ограничения общей суммы. План определяется стратегией и бизнес-планом компании. При этом само планирование обучения должно приобрести целенаправленный и упорядоченный характер. Каждой крупной цели обучения должны соответствовать определенные направления обучения и статьи бюджета.
Затраты на учебные мероприятия складываются из множества компонентов. Выделяются прямые, сопутствующие и косвенные затраты.
Прямые затраты: оплата самого процесса обучения, т.е. работы преподавателей по проведению занятий и подготовке раздаточных и иных необходимых материалов, а также стоимость размножения раздаточных материалов.
К сопутствующим затратам относятся аренда помещения и оборудования, стоимость расходных материалов, стоимость проезда, проживания, питания обучаемых и преподавателей.
Цель работы с персоналом
|
Цели обучения персонала
|
Определение приорететов |
Статьи бюджета |
Бюджет обучения |
Рисунок 4. Порядок планирования целевого бюджета
Косвенные затраты – зарплата сотрудников за время обучения и упущенная выгода компании вследствие их отсутствия на рабочем месте. Косвенные затраты в бюджет не входят, поэтому в дальнейшем не рассматриваются.
Способ расчета прямых и сопутствующих затрат зависит от формы организации учебных мероприятий.
Открытые семинары и конференции наиболее сложно планировать и бюджетировать, поскольку их организаторами выступают сторонние фирмы. Сроки, программы и условия проведения подобных мероприятий обычно становятся известны не более чем за 1-3 месяцев до их проведения.
Цены на данный вид мероприятий устанавливаются провайдерами и в расчете на одного участника. Нередко при направлении нескольких участников предоставляются скидки. Цены участия в открытых семинарах и конференциях колеблются в весьма широких пределах.
Соответственно при бюджетировании подобных мероприятий нужно исходить из определения их объема. Продолжительностью каждого из них определяется человеко-днях путем умножения количества участников на продолжительность мероприятия в днях. Затем мероприятия разбиваются на ценовые группы. И на основе анализа предложений провайдеров оценивается их ориентировочная стоимость.
Затраты на корпоративные учебные мероприятия состоят из двух основных частей: постоянные затраты, которые не зависят от количества участников. И переменные затраты, прямо пропорциональные количеству участников. Постоянные затраты включают в себя прямые затраты (кроме затрат по размножению раздаточных материалов и, как правило, превышают переменные).[4;67]
Контроль исполнения бюджета, корректировка бюджета:
Недостаточно составить правильный бюджет, необходимо еще организовать его реализацию и контроль исполнения. Поскольку организация обучения в компании – процесс сложный, нельзя исключать возможные сбои в реализации и плана обучения, связанные с переносами, заменами и отменами учебных мероприятий. С точки зрения финансовой службы, подобные случайности не должны влиять на ритмичность реализации бюджета. Случается, что оплата дорогого учебного мероприятия, и которое не смогли провести во II квартале, не гарантируется в IV квартале, т.к. это может привести к перерасходу квартального бюджета. В связи с этим менеджер по управлению персоналом должен уметь гибко перестраивать текущие планы обучения, не забывая в то же время о приоритетах, на которых построен годовой план, и соблюдая примерно соотношение между статьями бюджета.
Контролировать расходы на обучение необходимо не реже раза в квартал. Возможен и ежемесячный контроль, однако он не всегда показателен, поскольку бизнес-цикл учебных мероприятий, включающий подготовку, проведение и оплату¸ может занять период более 1 месяца. Контроль расходов на обучение организован отделом бухгалтерского учета ООО «База МТО»в рамках системы управления управленческого учета на основании платежных документов.
Если вдруг понадобится сократить расходы на обучения в ООО «База МТО» принято решение сделать это следующим образом:
- сокращение объема участия сотрудников компании в открытых семинарах и конференциях, особенно связанных с выездом в другие города и за рубеж;
- увеличение числа сотрудников на закрытых семинарах;
- повторение учебных программ.
Проект годового бюджета на обучение персонала и основные положения по его формированию представлены в Приложении Д.
Выявление потребности в обучении:
Анализ обучения персонала показал, что потребность в обучении выявляется неполно из-за того, что источниками информации являются только результаты аттестации и заявки руководителей. Данный метод вносит ограничения в этап выявления потребностей, для более полного учета различных факторов, необходимо использовать дополнительные пути получения информации о необходимости обучения, а именно:
- проведение анкетирования
- анализ жалоб клиентов;
- организация сбора заявок на
обучение по инициативе
Отделом кадров должны быть разработаны соответствующие формы внутренних документов для учета получаемой информации (табель учета заявок от сотрудников, журнал учета отзывов клиентов, форма обобщения результатов анкетирования руководителе и др.). Соответствующие изменения вносятся в Положение об обучении персонала.
Проект «Инструкции по выявлению потребности в обучении персонала» и формы первичных учетных документов представлены в Приложении Е. На основании данной инструкции, этап оценки потребности в обучении включает в себя пять методов.Увеличении объема работ по оценке потребности в обучении можно считать оправданным, т.к. более полное и качественное выявление потребности в обучении позволит оптимизировать затраты на обучение и повысить эффективность обучения в целом.
Интенсификация обучения молодых специалистов:
Ввиду того, что больше всего претензий со стороны клиентов адресованы к сотрудникам, чей стаж не превышает двух лет, необходимо внести изменения в программу обучения молодых специалистов. Для повышения качества работы молодых специалистов необходимо увеличить число часов обучения, увеличить длительность периода наставничества, а также увеличить периодичность оценки. Предлагаемые изменения приведены в таблице 10. Особое внимание следует уделить нетехническому обучению. Во-первых оно должно стать обязательным элементом программы обучения, а во-вторых должна быть увеличена его продолжительность и расширена тематика.
Таблица 10. Программа совершенствования обучения молодых специалистов
Вид обучения |
До мероприятий |
После мероприятий |
Длительность периода наставничества |
1 год |
2 года |
Периодичность профессиональной оценки (помимо годовой и квартальной) |
Каждые 150 часов, отработанные на клиента или проект |
Каждые 80 часов, отработанные на клиента или проект |
Техническое обучение в период адаптации |
120 часов |
150 часов |
Техническое обучение в период первых двух лет работы |
18 часов за квартал |
25 часов за квартал |
Нетехническое обучение в период адаптации |
20 часов |
50 часов |
Нетехническое обучение в период первых двух лет работы |
0-10 часов за квартал |
15 часов за квартал |
Информация о работе Теоретические аспекты исследования обучения персонала