Технопарки и технополисы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

О том, что технопарки и технополисы нужны в России, заговорили давно, более десяти лет назад. Они даже появились, но оказались скорее не технопарками, а «инкубаторами». В целом этот проект стал успешным. Но идея «инкубатора» в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования. На самом деле этого не происходит. Многие из числа первых питомцев парка до сих пор там и остаются. Конечно, ротация есть, но освободившиеся места заполняются в основном по знакомству, а не на основе открытого конкурса.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические понятия, создание технопарков и технополисов. 3
1.2 Создание технопарков. 3
1.2 Мировой и российский опыт создания технополисов. 9
2. Развитие и основные проблемы технопарков и технополисов в России. 13
2.1 Развитие технопарков и технополисов в России. 14
2.2 Проблемы технопарков и технополисов в России. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 20

Файлы: 1 файл

Технопарки и технополисы России.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Первые технопарки возникли в США  в конце 40-х-начале 50-х гг., а наиболее бурный рост их количества пришелся на 80-е гг. Американская модель представляет собой предприятие, основной целю которого является сдача в аренду наукоемким фирмам площадей, пригодных для ведения научно-исследовательской работы и создания экспериментальных инновационных образцов. В структуре первых американских технопарков не учитывались такие параметры как величина предприятия, отраслевая принадлежность, возможные пути развития. Все эти вопросы в последствие встали перед их организаторами. Первые американские технопарки также были не достаточно динамичны в своем развитии из-за отсутствия специально создаваемых условий для инкубации новых инновационных фирм.

Этот недостаток постарались исправить при создании технопарков в Европе, где этот процесс начался в 70-х гг. Европейской модели технопарка присуще несколько отличительных черт: наличие здания, предназначенного для размещения в нем малых, вновь созданных инновационных фирм, что способствует быстрому формированию малых и средних инновационных предприятий; усовершенствованная система обслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса; наличие нескольких учредителей - университета или ведущего научно-исследовательского центра, чей вклад состоит в научной поддержке парка и сотрудничестве с ним; городской и (или) региональной администрации, предоставляющей землю и инфраструктуру; агентства по развитию территории или организации, которая предоставляет гранты и выделяет научному парку здания - позволяет более органично и динамично развиваться технопарку.

В Европе также впервые стали  создавать технопарки в слаборазвитых  районах страны для интенсификации их развития и повышения уровня жизни  населения.

Идея строительства именно технополисов, т.е. целых научно-производственных городов, возникла в Японии в начале 80-х гг. Японская модель также подразумевала активное государственное участие в планировании, финансировании и развитии технополисов. По программе «Технополис», принятой к реализации в Японии в 1982 г., планировалось строительство новых городов науки в 19 зонах, равномерно распределенных по территории Японских островов. Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и их ядром, но и чисто производственную. Многие из них возникали в центрах с традиционными отраслями, которые не только не свертывались, но и получали дополнительный стимул, создавая вокруг себя высокие технологии: производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии.

Сущность идеи технополиса прежде всего заключается в трансфертной технологии, т.е. максимальном сближении  науки и производства, освоении рынка  наукоемкой продукции. Трансфертная технология связана с обеспечением быстрого и эффективного внедрения результатов научных исследований в практику, воплощением их как в пользующуюся сегодня повышенным спросом, так и ориентированные на завтрашние потребности продукцию, которая производится в технополисах промышленными фирмами. Трансфертная деятельность непосредственным образом связана с развитием наукоемких производств, внедрением новейших научных достижений, созданием новых образцов продукции и повышением технико-технологического уровня предприятий. Тем самым она способствует становлению качественно новой экономики, существующей на базе высоких технологий.

Также идея технополиса дает возможность  решить с его помощью актуальную проблему реорганизации системы  образования - приближения его к  потребностям современного наукоемкого сектора. Многие технополисы, имеющие в своем составе высшие учебные заведения или поддерживающие с ними тесные контакты, занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов непосредственно для своих научно-исследовательских подразделений и фирм. Так как традиционная система высшего образования всегда отстает от практики, в технополисах появляется уникальный шанс воспитывать специалиста, который, начиная с первых лет обучения, оказывается приобщенным к задачам развития высокотехнологичного производства.

Важной частью идеи технополиса  является создание комфортной среды  обитания для работающих там специалистов. Организация современной транспортной, жилищно-бытовой, деловой и социокультурной  инфраструктуры - приоритет развития технополисов наряду с созданием условий для осуществления трансфертной технологии. Развитие социальной инфраструктуры в технополисе, а также районах, связанных с ним деловыми отношениями, стимулируется не только научно-производственными потребностями технополиса, но и высоким уровнем зарплаты у работников наукоемких компаний. Таким образом, развитие технополиса неизбежно сопровождается мультипликационным эффектом, связанным с воздействием его научно-производственной сферы на укрепление и расширение обслуживающих и других социальных сфер. Благодаря такому эффекту появление и развитие технополисов способствует выравниванию недостаточно развитых в социально-экономическом отношении периферийных районов и предполагает значительные изменения в их инфраструктуре.

Таким образом, технополисы выступают одновременно как форма интеграции науки с промышленностью и как инструмент комплексного социально-экономического развития территории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие и  основные проблемы технопарков  и технополисов в России

 

2.1 Развитие технопарков  и технополисов в России

 

Развитие технопарков  и технополисов в России ведет  отсчет с конца 80-х - начала 90-х гг. и выделяется из всего зарубежного  опыта благодаря ряду отличительных черт.  В нашей стране развитие технополисов пошло двумя основными путями: на базе высшей школы и на базе промышленных предприятий. Большая часть из них была организована первым путем, то есть технопарки создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были отдельно действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. Помимо этого большой проблемой российских технопарков стали недостаточно развитая инфраструктура и отсутствие подготовленных команд менеджеров, а также малое использование рыночных подходов, отсутствие какой-либо селективной политики при выделении денег на развитие инновационных структур со стороны государства.

Второй путь возникновения  российских технопарков и технополисов - на базе промышленных предприятий. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия, тем самым создавая устойчивые индустриальные сети.

В российских условиях не всегда оправдано присутствие университета в учредителях технопарка из-за слабой коммуникации системы образования с промышленностью, а также в результате отсутствия механизма передачи основных фондов из вузов или академических учреждений в пользу технопарков или иных структур. В такой ситуации реальной базой для организации технопарка в России могут стать промышленные предприятия, обладающие избытком инфраструктуры и одновременно располагающие собственной научной базой, а также мощным кадровым потенциалом. При этом нельзя недооценивать важность для технопарка наличия тесных связей с университетом.

Хотя по некоторым  признакам к технополисам можно  отнести наукограды, которые начали возникать в СССР с конца 60-х  гг., обычно первым технопарком в  России считается созданный в 1990 г. «Томский научно-технологический  парк».  В 1990 г. в нашей стране было 2 технопарка, в 1991 г. - 8, в 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, но по результатам аккредитации 2000 г. свой статус сумели подтвердить только около 30 из них.

 

Идея создания технополисов возникла в середине 1950-х гг. в США. Первыми технополисами были Силиконовая долина в Калифорнии и Рут-128 в Массачусетсе — ныне широко известные во всем мире форпосты соединения науки с производством. Сегодня такие суперсовременные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до производства и продажи новой продукции, превратились в центры наукоемкого производства и получили распространение во всем мире.

Существует несколько причин возникновения и интенсивного роста технополисов и технопарков:

  • исчерпание ресурсов развития промышленности, в первую очередь — традиционных ее отраслей: автомобилестроения, кораблестроения, металлургии, сталелитейного производства. Возврат конкурентоспособности и рентабельности этих отраслей прежде всего предполагал повышение их наукоемкости при одновременном снижении удельных затрат всех видов ресурсов при производстве продукции. Эта проблема могла быть решена главным образом путем развития нового высокотехнологического сектора экономики. В становление и развитие такого сектора определенную лепту и внесли научные и технологические парки;
  • острая потребность в развитии новых технологий, которые определяли бы состояние экономически развитых стран в будущем, а также новых наукоемких отраслей производства — электроники, биотехнологии, новых современных материалов, специальной химии, оптики, информационной технологии, индустрии досуга и др.;
  • необходимость преодоления относительной автономности науки и производства, превращения их в заинтересованных партнеров. Научные и технологические парки — наиболее перспективная форма такого взаимодействия;
  • появившаяся в некоторых странах Запада потребность в реконструкции крупных предприятий и создании на их базе мелких и средних инновационных компаний. Речь идет о появлении и развитии венчурного (рискового) наукоемкого бизнеса.

Создание и функционирование научных и технологических парков способствует выравниванию экономического уровня различных регионов страны, более рациональному размещению производительных сил, превращению отдельных экономически менее развитых регионов в научно-промышленные зоны с относительно высоким уровнем жизни.

В зависимости от характера и объема выполняемых функций выделяют пять видов технополисов:

  • инновационные центры, предназначение которых — оказание содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями. В качестве примера инновационных центров можно привести западногерманские центры, в первую очередь получивший широкую международную известность Берлинский инновационный центр. Он был задуман как инкубатор фирм и с самого начала своей деятельности полностью соответствовал этому предназначению. Центр предоставляет малым инновационным фирмам помещения для размещения небольшого производства, сборочных и опытно- конструкторских работ; осуществляет финансовую поддержку, оказывает этим фирмам необходимую консультационную помощь в решении технологических и организационных проблем и др.;
  • научные и исследовательские парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами. Пример — Кембриджский научный парк, основу которого составляет всемирно известный университет. В Кембриджском научном парке в середине 1990-х гг. функционировало свыше 400 высокотехнологичных малых фирм, специализирующихся в области электроники, приборостроения, компьютерных средств и программного обеспечения и др. Кроме того, Кембридж — инкубатор новых венчурных компаний, разнообразных по видам своей деятельности (исследования, производство, консалтинг);
  • технологические парки, у которых имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств, но вместе с тем не налажены прочные связи с университетами или научно-исследовательскими институтами:
  • технологические центры - обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм. Их главная задача — содействие малому наукоемкому бизнесу. Особенно много их в США (более 400). В качестве примера можно назвать Центр передовой технологии в штате Джорджия, созданный на базе местного технологического института. Центр консультирует новые фирмы и оказывает им в течение первых трех лет со дня создания финансовую помощь;
  • конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, цель которых — превращение целых регионов в высокотехнологические зоны. Наиболее известный конгломерат — знаменитая во всем мире Силиконовая долина, состоящая из множества разнообразных по профилю научно-исследовательских организаций, институтов, наукоемких и обслуживающих фирм. Сейчас Силиконовая долина в основном исчерпала свои пространственные возможности, и ее новые исследовательские и промышленные компании перемешаются в города к ссвсру от нее. Аналогичным конгломератом в настоящее время является и Рут-128.

В России также накоплен определенный опыт организации научных  и технологических парков. Однако перестройка и последовавшее  за ней реформирование экономики  нанесли определенный урон системе этих парков. Сократилось финансирование, многие научные работники покинули отрасль. Обострилась проблема сохранения и умножения инновационного потенциала страны. Именно технопарки и технополисы, а также другие организационные формы инновационной деятельности, функционирующие ныне в России, должны стать основой дальнейшего научно-технического прогресса. Происходивший в середине 1990-х гг. естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков привел к их количественному росту и появлению технопарков, организуемых не при университетах, а на базе крупных научных центров, наукоградов, в академических городках и ранее закрытых поселениях.

В середине 2002 г. Государственный  совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом Российской Федерации девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор. Разработана концепция реформирования государственных научных центров с тем, чтобы программа развития науки оказалась выполненной.

Правительство Российской Федерации  в 2006 г. одобрило государственную программу  «Создание в Российской Федерации  технопарков в сфере высоких  технологий», направленную на развитие высокотехнологичных отраслей экономики  и создание технопарков в сфере высоких технологий, что является наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей — одной из основных движущих сил экономического роста страны

 

 

2.2 Проблемы технопарков  и технополисов в России

 

Проблема технопарках и технополисов отсутствие законодательной базы. Закон о технопарках и технополисов пока не принят, регламенты, касающиеся свободных экономических зон, тоже находятся в стадии обсуждения. В только что принятой Концепции развития ИТ-отрасли в качестве одной из мер по формированию институциональных основ рынка ИТ называется создание технопарков, «обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене». Оговорено, что технопарки могут размещаться в технико-внедренческих особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности. Это важный шаг, поскольку ранее представители Мининформсвязи отрицали саму идею того, что где-либо размещенные фирмы получат какие-то налоговые льготы.

Средства для создания инфраструктуры предполагается получать в основном из федерального бюджета, из уже принятых программ, в том  числе из Программы развития наукоградов. Для этого некоторым городам, например Троицку, еще предстоит такой статус получить. По словам специалистов, средства из Программы развития наукоградов сейчас используются менее чем на 50%. На что именно они будут потрачены, формулируется достаточно расплывчато, и эффект не всегда очевиден. Создание технопарков и технополисов позволит получить реальный, осязаемый результат. Но уже сейчас на один и тот же источник финансирования претендует несколько проектов. «Нельзя стартовать одновременно во многих местах, нельзя распылять ресурсы, да и нет потребности сразу в нескольких парках», - считают эксперты. Но некоторые полагают, что не нужно пытаться создать «российский Бангалор», плодотворней будет развивать небольшие парки во многих городах, чтобы задействовать потенциал различных научных центров. В некоторых концепциях предлагается дать возможность фирмам постепенно выкупить здания парка, чтобы наконец получить собственную недвижимость, что позволит привлекать кредиты. Эта идея подходит не всем, поскольку требует слишком больших инвестиций.

Информация о работе Технопарки и технополисы России