Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.
Задачи этой научной работы состоят в рассмотрении таких вопросов:
как понимать стратегическое управление;
каковы его сущность и содержание;
что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.
Введение 3
ГЛАВА 1.Общая характеристика стратегического
управления предприятием 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2.Стратегическое управление как система 6
ГЛАВА П.Характеристика основных этапов стратегического
управления предприятием 9
2.1.Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
2.2.Определение миссии и целей предприятия 17
2.3.Разработка и выбор стратегии предприятия 26
ГЛАВА Ш.Реализация стратегии предприятия на примере
ОАО «Заволжский моторный завод» 35
Заключение 41
Список литературы 42
Изучение технологической составляющей макроокружения позволяет фирме не проглядеть «технологический рывок» и поддержать на должном уровне свою конкурентоспособность.
Демографическая составляющая
характеризуется численностью и
половозрастным составом населения, уровнем
и темпами рождаемости и
Демографические изменения, происходящие в разных странах (старение населения, рост или сокращение численности населения, изменение в структуре населения) могут повлечь изменения в наборе товаров и услуг, предоставляемых потребителю, подтолкнуть производителей к расширению или сужению номенклатуры выпускаемой продукции, вызвать изменения в процессе реализации и продвижении товара на рынок.
Правовая составляющая устанавливает
права, ответственность и обязанности
предприятий, определяющие правила
деловых взаимоотношений, отношения
предприятия с обществом, ограничения
на отдельные виды деятельности, порядок
регистрации предприятия и
Природная составляющая характеризует наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды конкретного региона, которые как сама фирма, так и субъекты микровнешней среды должны учитывать в своей хозяйственной деятельности, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности её осуществления. Учёт природной составляющей призван обеспечить экологическую защиту окружающей среды при организации производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Культурная составляющая
во многом определяет индивидуализацию
запросов потребителей по отношению
к товарам и услугам. Предпочтения,
отдаваемые потребителями одному товару
по сравнению с другими
Изучение микровнешней среды направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнут, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Анализ потребителей как компоненты микровнешней среды фирмы в первую очередь имеет своей задачей составления профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый фирмой. Потребители обычно имеют свои предпочтения и выбирают товары известных фирм. Однако поведение потребителя, будь то индивидуальный потребитель или организационный, подвержено влиянию. Потребитель независим в своём выборе, но можно повлиять и на его мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитаны на удовлетворение его нужд и ожиданий.
Фирма может воздействовать на потребителей, предлагая им более совершенную по сравнению с конкурентами продукцию по более низким ценам, активно продвигая свой товар. При этом продавец может обеспечить привлекательные для покупателя условия для приобретения продукции.
Любая фирма сталкивается
на рынке с различными конкурирующими
фирмами. Это могут быть фирмы, предлагающие
аналогичные товары и услуги, а
также фирмы, выпускающие товары-заменители.
Интенсивность конкуренции
Независимо от того, идёт
ли ожесточённая конкурентная борьба
или уровень конкуренции
В качестве поставщиков рассматриваются
фирмы и отдельные лица, обеспечивающие
компанию и её конкурентов материальными
ресурсами, необходимыми для производства
конкретных товаров и услуг. Очевидно,
без наличия соответствующих
компонентов фирма не сможет функционировать.
Нарушение регулярности поставок сырья
и комплектующих изделий, нехватка
тех или иных материалов могут
в краткосрочном аспекте
Зависимость фирмы от её
поставщиков тем выше, чем более
уникальную продукцию они предлагают,
чем сложнее и дороже переключение
на использование товаров-
Посредники обеспечивают
связь производителя с конечным
потребителем. Использование посредников
объясняется в основном их эффективностью
в обеспечении широкой
Под контактными аудиториями понимаются организации и учреждения, а также социальные группы, которые не являются прямыми партнёрами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения их влияния на позиции фирмы и её успех в конкурентной борьбе. К конкурентным аудиториям относят финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные организации, местные органы власти, широкую общественность. Например, средства массовой информации могут распространять благоприятную для компании информацию, а могут концентрировать внимание на её ошибках и недочётах. В первом случае репутация фирмы будет укрепляться, а во втором - фирма может потерять своих потребителей. Стратегические решения, принятые фирмой, могут вызывать вопросы со стороны групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и тому подобное.
Задачи анализа внешней среды состоят:
в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию фирмы;
в изучении изменений, влияющих на текущую деятельность фирмы, и установлении их тенденций [9, с.116].
Под внутренней средой организации понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы её жизнедеятельности. Внутренняя среда фирмы, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируются как универсальная вне зависимости от организационной формы фирмы.
Внутренняя среда состоит из различных функциональных областей, общих для всех типов организации. На небольшой фирме все функции могут выполняться одним лицом, в от время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами.
Остановимся на некоторых функциональных областях внутренней среды фирмы.
1.Производственная функция
– обеспечение процесса
2.Финансы и учёт –
управление финансовыми
3.Кадровая функция –
обеспечение фирмы людскими
4.Функция НИОКР (научно-
5.Сбытовая функция – обеспечение доставки товаров и услуг потребителю.
6.Функция логистики –
обеспечение производственной
7.Функция продвижения
товара на рынок – обеспечение
рекламы продукции,
8.Информационная функция
– создание системы сбора и
обработки внешней и
9.Функция планирования
– прогнозирование развития
10.Функция контроля –
оценка текущего положения
2.2. Определение миссии и целей предприятия
Итак, никакая фирма не
может выживать в конкурентной среде,
если она не имеет чётко определённых
ориентиров, направлений, которые задают
то, к чему она стремиться, чего она
хочет добиться в своей деятельности.
Целевое начало в деятельности фирмы
возникает отнюдь не только потому,
что ей нужно иметь ориентиры,
чтобы не погибнуть в изменяющемся
окружении. В первую очередь целевое
начало в деятельности организации
возникает потому, что организация-это
объединение людей, преследующих определённые
цели. Люди создают фирмы для того,
чтобы с их помощью решать свои
проблемы. Это значит, что с самого
начала фирмы имеют определённую
целевую ориентацию. Люди входят в
организации для того, чтобы за
счёт этого получать для себя определённый
результат. И это также придаёт
организации определённую целевую
ориентацию. Наконец, люди из внешнего
окружения (покупатели, общественность,
деловые партнёры и тому подобное)
так же, как и те, кто являются
владельцами организации или
работают в ней, преследуя свои собственные
цели при взаимодействии с организацией,
придают её существованию определённую
направленность и тем самым развивают
целевое начало в деятельности организации.
Когда речь идёт о целевом начале
в поведении фирмы и
Процесс стратегического управления начинается с определения миссии организации. При самом обобщённом и в то же время при самом углублённом понимании роль миссии фирмы состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают фирму изнутри, и тех, кто воспринимает её извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придаёт действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.
Следует иметь в виду, что формулирование миссии не должно зависеть от текущего состояния организацией. Миссия – это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры организации, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных тенденций.
Информация о работе Сущность и особенности стратегического управления предприятием