Сущность и основные составляющие стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, что бы рассмотреть и научиться основным понятиям стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности .
Задача данной работы, заключается в изучение сущности стратегического менеджмента , и анализа его основных составляющих

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.72 Кб (Скачать файл)

Наряду с анализом внутренней среды, организации необходима также  диагностика внешнего окружения, чтобы  знать возможности и угрозы развития в будущем.

Анализ внешней среды  осуществляется в семи областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное  положение и социально-культурное поведение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управления при выработке эффективной  стратегии, которая основывается, как  правило, на трех составляющих:

- правильно выработанных  долгосрочных целях;

- глубоком понимании внешнего  конкурентного окружения;

- реальной оценке собственных  ресурсов и возможностей.

Стратегический выбор  включает формирование и оценку альтернативных направлений развития предприятия. Принимается наиболее предпочтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования  и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариантов  развития представляет самостоятельную  ценность для управления и реализуется  в ходе стратегического планирования. При этом определяются временные  рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные  за реализацию намеченных мероприятий.

При разработке стратегии  необходимо учитывать, что любая  компания имеет этические обязательства  перед владельцами, служащими, покупателями, поставщиками и обществом.

Обязательство компании перед  покупателем основывается на ожиданиях, которые присутствуют при покупке  товаров или услуг. Неадекватная оценка этого обязательства привела  к принятию законов о защите прав потребителей и к созданию множества  регулирующих органов для их защиты. В России «Общество по охране прав потребителей» тоже имеет влияние и может испортить репутацию любой организации, на которую жалуются потребители.

Реализация выбранной  стратегии предусматривает корректировку  двух предыдущих этапов. Деятельность руководства направлена на модернизацию (при необходимости) системы управления, приведение в соответствие со стратегическими  целями организационной структуры  фирмы, выделение необходимых ресурсов, а также на подготовку персонала. Другими словами, стратегический менеджмент формируется таким образом, чтобы  помочь руководству организации  предвидеть тенденции развития бизнеса, отслеживать внешние влияния.

К числу стратегических решений  на данном этапе можно отнести: реконструкцию  предприятия, внедрение новой продукции  и технологий, организационные изменения  правовой формы предприятия, структуры  производства и управления, оплаты труда и т.д., выход на новые  рынки сбыта, а также приобретение (слияние) предприятий и др.

Стратегическому менеджменту  присущ также свой алгоритм: что  надо делать (концептуальный аспект, формирование генеральной цели); как делать (технологический  аспект);  с использованием каких  средств (ресурсный аспект); в какие  сроки и какой последовательности (временной аспект); кто будет  делать (кадровый аспект); какой должны быть организационная структура  управления (организационно-управленческий аспект).

 

1.5 Основные этапы стратегического менеджмента

 

Этапы стратегического менеджмента:

- анализ среды; 

- формирование стратегии; 

- реализация стратегии; 

- оценка и контроль  реализации стратегии.

Анализ среды – считается  исходным этапом процесса стратегического  управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и  целей организации и выработки  стратегии. Внешнее окружение –  набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия  и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Формирование стратегии  – определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии – процесс определения  миссии и целей организации, а  также выбора стратегии достижения этих целей.

Реализация стратегии  – процесс, в котором стратегия  преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и  процедур, а также это – процесс  проведения стратегических изменений  в организации, переводящих ее в  такое состояние, в котором организация  будет готова к проведению стратегии  в жизнь.

Оценка и контроль реализации стратегии – обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией  стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы.

Требования к  стратегическому менеджеру

В условиях современной сложной  и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет  разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частные решения;

– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор;

– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;

– способствовать продвижению программы  в частных направлениях.

Задачи стратегического  менеджера

Стратегический менеджер – личность, которая накладывает отпечаток  на деятельность организации, на ее главные  самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера  заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.

В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура – это та, которая  наилучшим образом позволяет  организации эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые  обеспечивают реализацию отдельных  функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение  в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II . 2. Стратегический план по формированию благоприятного хозяйственного климата города Протвино Московской  области.

 

2.1 Формирование благоприятного хозяйственного климата

 

  1. Цель: Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности

Задачи  :

    • Обеспечить формирование эффективной конкурентной среды .
  1. Цель : Снижение налогового бремени

Задачи :

    • Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства ;
    • Разработать и принять ряд законов города Протвино, обеспечивающих формирование благоприятного налогового климата;
    • Облегчить налоговое бремя в регионе.
  1. Цель: Формирование рынков недвижимости и реформа градостроительного регулирования

Задачи :

    • Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства ;
    • Укрепить городскую нормативную базу рынка недвижимости ;
    • Реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования в городе;
    • Укрепить институциональную базу рынка недвижимости и градостроительного регулирования ;
    • Обеспечить безопасность рынка недвижимости ;
    • Разработать новый Генеральный план города Протвино.
  1. Цель: Развитие рынка труда, повышение мобильности рабочей силы, создание условий для изменения и повышения квалификации

Задачи :

    • Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства и законодательства города Протвино;
    • Создание благоприятной информационной среды для функционирования рынка труда ;
    • Создать благоприятные условия для малого бизнеса ;
    • Укрепить систему профессиональной подготовки и переподготовки.
  1. Цель: Переориентация финансовых ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики

Задача :

    • Стимулировать частные вложения в реальный сектор.

 

2.2 Механизмы реализации и обновления Стратегического плана

 

Специфика избранного подхода к  стратегическому планированию состоит  в том, что процесс здесь столь  же важен, как и результат, этапы  разработки и реализации не разделены. Процесс анализа, постановки целей, выработки мер организован так, чтобы привлечь возможно более широкий  круг лиц и организаций. Поэтому  уже в ходе разработки Стратегический план стал средством достижения согласия по поводу приоритетов развития города. Совещания, семинары, конференции, выставки, проводимые в процессе разработки, - это то место, где могут встречаться  представители разных сфер и обсуждать  важнейшие городские проблемы. При  этом создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения  по поводу важнейших проектов или  направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными  организациями и бизнесом. План создавался огромным коллективом, состоящим главным  образом из представителей тех организаций, которые заинтересованы в реализации мер плана. Этот процесс способствовал кристаллизации идей, установлению контактов, формированию групп исполнителей плана и, несомненно, влиял на принимаемые властями и бизнесом решения, то есть план уже реализуется.

Результатом этапа разработки стало  создание организационных структур, которые могут направлять и отслеживать  процесс реализации. Поддержание  в рабочем состоянии этой системы  организационных структур, обеспечивающих контроль за выполнением и обновлением  плана, - одно из необходимых условий  реализации.

В реализации плана участвует множество  предприятий и организаций, среди  которых выделяются два участника - Законодательное Собрание города Протвино и Администрация. Они играют особую роль, выступая лидерами или активными соисполнителями большинства включенных в план мер. Поэтому их участие в реализации Стратегического плана требует специального механизма. Если в целом Стратегический план не является нормативным документом, то сопровождающие его планы действий Администрации и Законодательного Собрания могут и должны стать нормативными для этих организаций.

Для реализации Стратегического плана  необходимы определенные шаги со стороны  Администрации и бюджетные средства. С учетом Стратегического плана будут формироваться перспективная городская инвестиционная программа и годовой бюджет. Предполагается, что бюджетной процедурой будет обеспечен порядок, позволяющий при подготовке очередного бюджета города Администрации вносить, а Законодательному  Собранию принимать решения по финансированию мер Стратегического плана.

Намечено, что организационно реализация Стратегического плана обеспечивается следующим образом:

Информация о работе Сущность и основные составляющие стратегического менеджмента