Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:04, контрольная работа
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Введение	2
1. Стиль руководства: понятие и факторы формирования	3
1.1.Понятие стиля руководства	4
1.2.Факторы формирования стилей	4
2. Классификация стилей руководства	5
2.1.Одномерные стили руководства	5
2.2.Многомерные стили руководства	13
Заключение	17
Список используемых источников:	20
- делегирование сотрудникам задач;
- делегирование сотрудникам компетенций;
- делегирование 
сотрудникам ответственности 
- исключение 
возможности отзыва 
- установление 
порядка регулирования 
- исключение 
возможности вмешательства 
- обязательность 
вмешательства руководителя в 
случае ошибки и получения 
результатов, урегулированных 
- принятие руководителем ответственности по руководству;
- создание 
соответствующей 
Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.
Преимущества управления методом делегирования:
1) разгрузка руководителя;
2) возможность 
быстрого принятия грамотных 
решений; сотрудникам 
3)содействие 
развитию собственной 
Недостатки управления методом делегирования:
1) руководитель 
делегирует по возможности 
2) могут быть утверждены иерархические отношения;
3) сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
4) установление иерархических отношений "по горизонтали".
Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами.
Авторитарный  | 
  Демократический  | 
  Либеральный  | |
Способ принятия решений  | 
  Единоличный с подчиненными  | 
  На основе консультаций сверху или мнения группы  | 
  На основе указаний  | 
Способ доведения решений до исполнителя  | 
  Приказ, распоряжение, команда  | 
  Предложение  | 
  Просьба, упрашивание  | 
Распределение ответственности  | 
  Полностью в руках руководителя  | 
  В соответствии с полномочиями  | 
  Полностью в руках исполнителя  | 
Отношение к инициативе подчиненных  | 
  допускается  | 
  Поощряется и используется  | 
  Полностью передается подчиненным  | 
Принципы подбора кадров  | 
  Избавление от сильных конкурентов  | 
  Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере 
  | 
  -  | 
Отношение к знаниям  | 
  Считает, что все сам знает  | 
  Постоянно учится и требует того же от подчиненных  | 
  Безразличное  | 
Отношение к общению  | 
  Отрицательное, соблюдает дистанцию  | 
  Положительное, активно идет на контакты  | 
  Инициативы не проявляет  | 
Отношение к подчиненным  | 
  По настроению, неровное  | 
  Ровное, доброжелательное, требовательной  | 
  Мягкое, нетребовательное  | 
Отношение к дисциплине  | 
  Жесткое, формальное  | 
  Разумное  | 
  Мягкое, формальное  | 
Отношение к стимулированию  | 
  Наказание с редким поощрением  | 
  Поощрение с редким наказанием  | 
  Нет четкой ориентации  | 
Таблица 1. таблица характеристик "одномерных" стилей руководства
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются "многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея "двумерного" стиля управления, основывающегося на двух подходах, один из которых ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой — на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет раскрыть свои способности.
Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М Муттона, изображенная на схеме 3. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.
В результате руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет.
Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям. Зачастую такой подход вовсе не является признаком однобокости, Поскольку во многих организациях, например, в научных коллективах, основа успеха состоит именно в этом.
Схема 3. «Решетка управления» Р.Блейка и М.Муттона
Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно- технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений работников и их коллективных действий минимальна.
Руководитель, находящийся на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.
И, наконец, руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей.
Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.
В современных управленческих концепциях западных специалистов делается попытка осуществить иные комбинации подходов, формирующих стиль управления. Так, считается, что авторитарные методы руководства, содержащие в себе опасность культа личности руководителя, в большей степени сочетается с подходом, ориентированным на создание благоприятных организационно-технических условий производства, а демократические, раскрепощающие людей, с подходом, ориентированным на создание и укрепление коллектива.
Быстрый 
же уход от авторитарного стиля 
По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить3.
Стиль  руководства в контексте 
управления - это привычная манера 
поведения руководителя по отношению 
к подчиненным. Степень, до которой 
управляющий делегирует свои полномочия, 
типы власти, используемые им, и его 
забота, прежде всего, о человеческих 
отношениях или, прежде всего, о выполнении 
задачи - все отражает стиль руководства, 
характеризующий данного 
Совершенно очевидно, что ни авторитарный, 
ни демократический стили 
Таким образом, самый эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, т.е. стиль, ориентированный на реальность.
2. Задание .Пример стиля управления в организации