При сравнении по парам 
эффективно использование Бланка групповой 
оценки (Схема 1). 
На пересечении отметьте 
фамилию того сотрудника, который в данной паре Вам кажется наиболее эффективным. 
Фамилии сотрудников  | 
  Иванов  | 
  Петров  | 
  Сидоров  | 
  Козлов  | 
Иванов  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Петров  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Сидоров  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
Козлов  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 
Схема 1. Бланк групповой оценки 
Рейтинг 
или метод сравнения
Он основан на оценке 
соответствия работника занимаемой должности. 
Это метод шкалирования личных качеств 
работника. Важнейший компонент данного 
вида оценки — список задач, которые должен 
выполнять аттестуемый сотрудник. После 
составления этого списка (он может быть 
взят и из должностных инструкций) происходит 
изучение деятельности с учетом времени, 
затрачиваемого сотрудником на принятие 
решений, способов выполнения поставленных 
задач. Учитывается также, насколько экономно 
сотрудником используются материальные 
средства. Затем происходит оценка перечисленных 
в списке качеств аттестуемого сотрудника 
по 7-бальной шкале: 7 — очень высокая степень, 
1 — очень низкая степень. 
Анализ результатов может проводиться 
либо по соответствию выявленных оценок 
эталонным, либо сравнением результатов, 
полученных от работников одной и той 
же должности. 
Метод 
заданного распределения
При данном методе лицу, 
проводящему оценку, переписывается 
дать работникам оценки в рамках заранее 
заданного (фиксированного) распределения 
оценок. Например: 
10% — неудовлетворительно  
20% — удовлетворительно  
40% — вполне удовлетворительно  
20% — хорошо  
10% — отлично  
----------------------------------------------  
всего — 100 % 
Единственное, что требует 
от работника — списать на отдельную 
карточку фамилию работника и 
распределить их по группам в соответствии 
с заданной квотой. Распределение 
может проводиться по разным основаниям 
(критериям оценки). 
Метод 
оценки по решающей ситуации
Для использования этого 
метода специалисты по оценке готовят 
список описаний "правильного" и 
"неправильного" поведения работников 
в типичных ситуациях — "решающих 
ситуациях". Эти описания распределяются 
по рубрикам в соответствии с характером 
работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит 
журнал для записей по каждому оцениваемому 
работнику, в который вносит примеры поведения 
по каждой рубрике. Позже этот журнал используется 
оценке деловых качеств сотрудника. 
Обычно данный метод 
используется в оценках, выносимых руководителем, а не коллегами 
и подчиненными. 
Метод 
рейтинговых поведенческих установок
Основан на использовании 
"решающих ситуаций" (См. метод оценки решающих ситуаций), из которых выводятся требуемые личные 
от работника деловые и личные качества, 
которые и становятся критериями оценки. 
Оценщик прочитывает в анкете рейтинга 
описание какого-либо критерия оценки 
(например, инженерная компетентность) 
и ставит пометку в шкале в соответствии 
с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий 
и трудоемкий метод, но доступный и понятный 
работникам. 
Метод 
шкалы наблюдения за поведением
Аналогичен предыдущему, 
но вместо определения поведения 
работника в решающей ситуации текущего 
времени оценщик фиксирует на 
шкале количество случаев, когда 
работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. 
Метод трудоемкий и требует существенных 
материальных затрат. 
Метод 
анкет и сравнительных анкет
Включает набор вопросов 
или описаний поведения работника. 
Оценщик проставляет отметку 
напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, 
в противном случае оставляет пустое место. 
Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты 
данного работника. Используется для оценки 
руководством, коллегами и подчиненными. 
Интервью
Эта методика заимствована 
отделами по работе с персоналом из социологии. 
Вот пример плана интервью 
с целью оценки личности. В интервью 
важно получить информацию о следующих 
компонентах и характеристиках 
личности: 
  - интеллектуальная сфера; мотивационная сфера; 
 
  - темперамент, характер; 
 
  - профессиональный и жизненный опыт; 
 
  - здоровье; 
 
  - отношение к профессиональной деятельности 
 
  - ранние годы; 
 
  - детский сад; 
 
  - школа; 
 
  - профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное); 
 
  - служба в армии; 
 
  - отношение к работе на фирме; 
 
  - увлечения; 
 
  - самооценка возможностей, здоровья; 
 
  - семейное положение, отношения в семье; 
 
  - формы проведения досуга. 
 
Метод "360 градусов 
оценки" Сотрудник оценивается 
своим руководителем, своими коллегами 
и своими подчиненными. Конкретные формы 
оценки могут варьироваться, но все оценивающие 
заполняют одинаковые бланки и обработка 
результатов производится с помощью компьютеров, 
чтобы обеспечить анонимность. Цель метода 
— получить всестороннюю оценку аттестуемого. 
Метод независимых 
судий Независимые члены 
комиссии — 6-7 человек — задают аттестуемому 
разнообразные вопросы. Процедура напоминает 
перекрестный допрос по разным сферам 
деятельности аттестуемого. Перед судьей 
располагается компьютер, на котором оценивающий 
нажимает клавишу "+" в случае правильного 
ответа и, соответственно клавишу "-" 
— в случае неправильного ответа. По завершении 
процедуры программа выдает заключение. 
Возможна и ручная обработка ответов работника, 
тогда правильность ответов заносится 
в предварительно составленный бланк. 
Тестирование
Для оценки работника 
могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они 
разделяются на три группы: 
  - квалификационные, позволяющие определить степень квалификации работника; 
 
  - психологические, дающие возможность оценить личностные качества работника; 
 
  - физиологические, выявляющие физиологические особенности человека. 
 
Положительные стороны 
тестовой оценки в том, что она 
позволяет получить количественную 
характеристику по большинству критериев 
оценки, и возможна компьютерная обработка 
результатов. Однако, оценивая потенциальные 
возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности 
проявляются на практике. 
Метод 
комитетов Оценка 
проводится группой экспертов и нацелена 
на выяснение способностей кандидата, 
дающих ему право претендовать на другие 
должности, в частности на выдвижение 
на повышение. 
Данная методика состоит 
из следующих этапов: 
  - деятельность разбивается на отдельные составляющие; 
 
  - определяется результативность каждого вида деятельности в баллах по шкале (например, от-10 до+10), и таким образом определяют степень успеха; 
 
  - составляются три списка работ: те работы, которые удается решить успешно, которые удаются от случая к случаю, и те, которые никогда не удаются; 
 
  - выносится заключительная комплексная оценка. 
 
Оценка в самом общем 
виде заключает следующие четыре 
действия: 
  - выбор оцениваемых качеств, показателей деятельности работника; 
 
  - использование разных методов сбора информации; 
 
  - оценочная информация должна давать комплексное представление о человеке; 
 
  - сравнение реальных качеств сотрудника с требуемыми. 
 
Изучаемые наборы качеств разрабатываются с учетом задач, выполняемых 
по должности. Обычно таких качеств набирается 
от 5 до 20. 
Метод 
центров оценки
  - С помощью этого метода решаются две задачи: 
 
  
    - выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников) 
 
    - определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.
 
    
  - Испытание занимает различное время, так, например, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, для менеджера невысокого уровня — один день, для менеджеров среднего звена — два-три дня, чуть более для руководителей и управляющих высшего звена. Вот некоторые из используемых для оценки процедур: 
 
  - Выполнение управленческих действий. За отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с некоторыми инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью. 
 
  - Обсуждение проблем в небольшой группе. Эта процедура позволяет выявить умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40-50 минут) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах. 
 
  - Принятие решений. Испытуемых разделяют на несколько групп (представители конкурирующих фирм). Моделируется работа фирм на протяжении нескольких лет (2-5лет). Каждый час считается одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами. 
 
  - Разработка и представление проекта. Необходимо за 1 час разработать проект плана развития какого-то рода деятельности, который потом защищается перед экспертами. 
 
  - Подготовка делового письма. Каждый испытуемый готовит деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание негативной информации и т.д. Действия оценивают эксперты. 
 
  - Иногда практикуется и сравнение результатов экспертной оценки работника с его самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты такого сравнения могут быть очень показательными как для руководства, так и для самого работника.
 
Метод деловых 
игр Оценка персонала 
осуществляется в рамках специально разработанных 
имитационных и развивающих деловых игр. 
К оценке привлекаются как сами участники 
деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. 
Аттестационные деловые игры проводятся, 
как правило, на результат, что позволяет 
оценить готовность персонала к решению 
текущих и будущих задач, а также индивидуальный 
вклад каждого участника игры. Этот метод 
оценки может использоваться для определения 
эффективности командной работы персонала. 
Метод оценки достижения 
целей (Метод управления посредством 
постановки целей) Руководитель и 
подчиненный совместно определяют ключевые 
цели деятельности работника на определенный 
срок (год-полгода). Цели должны быть конкретными, 
достижимыми, но напряженными, иметь значение 
как для профессионального развития работника, 
так и для совершенствования деятельности 
организации. Устанавливаемые цели очерчивают 
сферу ответственности работника и круг 
его обязанностей на те конкретные сроки, 
которые необходимы для достижения намечаемого 
результата. Эти результаты должны быть 
измеримыми хотя бы в процентах. Оценка 
результатов производится совместно руководителем 
и работником на основе индивидуальных 
стандартов реализации целей, однако руководитель 
обладает решающим голосом при подведении 
итогов. 
Метод оценки на 
основе моделей компетентности Модели компетентности 
описывают интеллектуальные и деловые 
качества работника, его навыки межличностной 
коммуникации, необходимые для успешной 
профессиональной деятельности в рамках 
существующей в организации корпоративной 
культуры. Разрыв между необходимым и 
существующим уровнем компетентности 
становится основанием для разработки 
индивидуальных планов профессионального 
развития. Выполнение этих планов, находящее 
выражение в конкретных результатах профессиональной 
деятельности, и является предметом оценки 
и самооценки, а также независимой экспертизы.
Глобальное управление 
финансами, - перемещение средств МНК. Корпорациями 
приходится соединять достижения высшей 
эффективности управления финансовыми 
ресурсами, с одной стороны, и стремление 
избежать высоких финансовых рисков. Для 
решения первой задачи корпорации используются 
такие инструменты как минимизация запасов 
наличных денег; уменьшение транзакционных 
затрат, избежание излишнего налогообложения; 
трансфертное ценообразование; централизованные 
депозитарии.
Глобальное 
управление технологиями. Особенности НТП:
  - Резко растет масштаб технологии – они стали более дорогие, рискованные и сложные;
 
  - Технологическая революция осуществляется в условиях взрывного роста транснациональных стратегических союзов. Осуществляется коренное изменение способа организации международных экономических соглашений: на месте торговли и ТНК встают глобальные сети стратегических союзов.
 
  - Современные информационные системы и технологии становятся способом интеграции глобальной экономики, вместо иерархических структур, как это было раньше.