Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:40, доклад
В последние десятилетия слово management (дословно с англ.- управление) приобрело интернациональный характер, подразумевая управление экономическими процессами. В России, а тем более в Советском Союзе, когда «…каждая кухарка могла управлять государством…» это слово не использовалось. Наверное, отчасти этим и объясняется тот факт, что в разговорах об истории менеджмента российский опыт управления игнорируется, а на передний план выходит история управления западных государств, Соединенных Штатов и Японии.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.
В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.
3 ЕВРОПЕЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
А что же является наиболее характерным признаком европейского менеджмента в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.
Такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда не только в США, но и в европейских странах.
В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.
Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.
Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в управлении.
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.
4 РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Переход к рынку выдвинул задачу формирования эффективного российского менеджмента. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что он не просто создается, но и имеет свои сугубо национальные черты.
Российский менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной системе управления можно исходя из анализа и развития существующего национального менталитета. Российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.
Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, — важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход крыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на базе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.
Современный российский менеджмент, в зависимости от того, где он развивается и формируется, имеет ряд специфических и общих особенностей.
К специфическим чертам относятся:
Кроме того, состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить четыре основных особенности российского менеджмента:
Кроме того, к особенностям российского стиля управления относятся:
Сопоставляя российский менеджмент с японским и американским, можно сказать, что он сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях.
Историю современного российского менеджмента можно представить в виде четырех этапов, продолжительность каждого из которых относительно невелика, поскольку развитие менеджмента как такового началось с середины 1980-х гг. в результате общественно-политических преобразований, получивших название перестройки.
Первый этап, или ранний период, развития (конец 80-х гг.) характеризуется появлением менеджеров-антрепренеров, цель которых заключалась в личном обогащении независимо от выбранной отрасли или сферы деятельности. Хозяйствующие субъекты назывались кооперативами и позволили их менеджерам-владельцам приобрести необходимые навыки и опыт управления коллективами, освоения новых производств и рынков, взаимодействия с контактными аудиториями, включая органы государственной власти.
Второй этап развития (примерно с 1992 по 1998 г.) связан с появившейся необходимостью создания нового типа управленцев для сложившейся отраслевой и территориальной производственной структуры российской экономики, когда производство товаров должно было осуществляться в новых условиях. Производственно-хозяйственные связи с предприятиями, расположенными в республиках бывшего СССР, были разрушены, требовались поиски других источников сырья, комплектующих, а также рынков сбыта. На втором этапе произошло более четкое разделение менеджеров на три типа — хозяйственники, антрепренеры и наемный персонал.
Третий этап развития, который начался приблизительно в 1998 г., характеризуется более быстрыми темпами возникновения группы профессиональных менеджеров во вновь создаваемых отраслях и сферах (консалтинговых, инвестиционных услуг), а также на новых рынках, как, например, фондовый, потребителей фармацевтической продукции, бытовой электроники и электротехники.
Четвертый этап, развитие которого относится к настоящему периоду, характеризуется увеличением доли профессиональных менеджеров, работающих по найму практически во всех отраслях и сферах производства и обслуживания.
Возникновение четвертого этапа объективно обусловлено следующими причинами:
• большое количество менеджеров получило подготовку по программе «Магистр делового администрирования» (МВА) и Президентской программе по подготовке высококвалифицированных управленцев;
• частично менеджеры-антрепренеры переходят в группу наемных профессиональных менеджеров после обучения за рубежом или в России;
• наблюдается укрупнение производственно-хозяйственных структур, создание корпораций, возрождение отраслей промышленности, в которых не могут самостоятельно функционировать мелкие хозяйствующие субъекты.
На сегодняшний день с уверенностью можно говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров являются ключевыми элементами любого успешного бизнеса и напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды как функции создания и потребления высокоценного актива для достижения целей деятельности компании. Следовательно, встает вопрос о дальнейшем профессиональном развитии управленческих кадров как о стратегической задаче российского бизнес-сообщества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей наглядности я хотела бы собрать основные тезисы национального менеджмента в таблицу:
Объект сравнения  | 
  США  | 
  Япония  | 
  Европа  | 
  Россия  | 
Характер решений  | 
  Индивидуальный  | 
  Коллективный  | 
  Индивидуальный  | 
  Индивидуальный  | 
Преобладающие цели  | 
  Тактические  | 
  Стратегические  | 
  Стратегические  | 
  Тактические  | 
Разграничение обязанностей и полномочий  | 
  Четкое  | 
  Расплывчатое  | 
  Четкое  | 
  Четкое  | 
Специализация работников  | 
  Узкая  | 
  Широкая  | 
  Широкая  | 
  Узкая  | 
Ответственность  | 
  Индивидуальная  | 
  Коллективная  | 
  Индивидуальная  | 
  Коллективная  | 
Приверженность работника  | 
  К профессии  | 
  К фирме  | 
  К фирме  | 
  К профессии  | 
Оценка и карьерный рост  | 
  Быстрый  | 
  Медленный  | 
  Медленный  | 
  Медленный  | 
Разделяемые ценности  | 
  Индивидуальные  | 
  Коллективные  | 
  Индивидуальные  | 
  Коллективные  | 
Направленность руководства  | 
  На человека  | 
  На коллектив  | 
  На человека  | 
  На коллектив  | 
Идеал менеджера  | 
  Лидер-сильная личность  | 
  Координатор-мозговой центр  | 
  Координатор- мозговой центр  | 
  Лидер-сильная личность  | 
Способ контроля  | 
  По индивид. показателям  | 
  По коллектив. показателям  | 
  По индивид. показателям  | 
  По коллектив. показателям  | 
Отношение к подчинённым  | 
  Формальное  | 
  Неформальное  | 
  Формальное  | 
  Формальное  | 
Обусловленность карьеры  | 
  Личные качества  | 
  Возраст, стаж, коллективные достижения  | 
  Личные качества  | 
  Возраст, стаж, коллективные достижения  | 
Структура управления  | 
  Жесткая  | 
  Гибкая  | 
  Жесткая  | 
  Жесткая  | 
Оплата труда  | 
  По индивид. результатам  | 
  По коллект. результатам, от возраста и стажа  | 
  По индивид. результатам  | 
  По коллективным результатам  | 
Расходы на обучение персонала  | 
  Низкие  | 
  Высокие  | 
  Высокие  | 
  Высокие  | 
Найм на работу  | 
  Краткосрочный  | 
  Пожизненный  | 
  Краткосрочный  | 
  Краткосрочный  | 
Информация о работе Сравнительный анализ моделей менеджмента