Совершенствование системы мотивации эффективной деятельности персонала ООО «Фирма ДИКО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современных методов мотивации работников фирмы и эффективной трудовой деятельности на материалах ООО «Фирма ДИКО».
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) ознакомится с эволюцией теоретических подходов к мотивации персонала;
2) рассмотреть современные теории мотивации;
3) изучить сущность и содержание мотивационных моделей зарубежных стран;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации деятельности персонала на предприятии
1.1 Эволюция теоретических подходов к мотивации персонала
1.2 Современные теории мотивации: их состав, модель поведения человека через потребности
1.3 Мотивационные модели зарубежных стран,
их сущность и содержание
Глава 2 Исследование практики мотивации персонала предприятия на примере ООО «Фирма ДИКО»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика
предприятия
2.2 Оценка действующей системы мотивации труда на предприятии
2.3 Проблемы системы мотивации ООО «Фирма ДИКО», выявленные на основе анализа
Глава 3 Совершенствование системы мотивации эффективной деятельности персонала ООО «Фирма ДИКО»
3.1 Применение новых форм оплаты труда (Проект по совершенствованию организации и расчетов заработной платы)
3.2 Совершенствование социально–психологических методов
в управлении
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 153.76 Кб (Скачать файл)

При оформлении приема на работу работника по трудовому  договору применяется приказ (распоряжение) о приеме работника на работу.

На основании  приказа о приеме на работу в трудовую книжку работника вносится соответствующая  запись. Если работник поступает на работу впервые, индивидуальный предприниматель  как работодатель должен завести  ему трудовую книжку в течение  пяти дней с начала работы (ст. 66 ТК РФ).

Прекращение трудового  договора оформляется приказом по Организации. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт Трудового кодекса РФ или иного закона.

При работе с  увольняющимися следует учитывать  основные причины увольнения, которые  подразделяются на три категории [20]:

– добровольные (можно избежать);

– по инициативе работодателя;

– добровольные (но неизбежные).

Мотивация –  явление чрезвычайно сложное  для исследований, поскольку она  проявляется в действиях и  поступках людей, не всегда отражающих истинные побудительные причины  поведения.

Дело осложняется  тем, что мотивацию работника  невозможно измерить. Мотивы человека проявляются в его поведении, поэтому при исследовании мотивации  прибегают к методам, позволяющим  оценить последствия тех или  иных действий, выраженные в результатах  трудовой деятельности (анализ организационных  проблем, анализ документов), уяснить  характер отношения работника к  тем или иным процессам, происходящим в организации (наблюдение, социологический  опрос), а также определить силу и  направленность его поведения, являющиеся следствием действия как внутренних, так и внешних мотиваторов.

Существует  несколько подходов к измерению  и оценке мотивации:

– по результатам  деятельности работников;

– по их поведению;

– путем выявления  косвенных показателей, характеризующих  состояние мотивации персонала.

Оценка по результатам. Результат деятельности работника  есть производное от двух составляющих:

– личностная: способности, профессиональная подготовленность, отношение к труду вообще, отношение  к организации;

– организационная: ясность и достижимость цели деятельности предприятия и работника, обеспечение  трудового процесса (материалы, инструменты, технология, оборудование), организация работы (руководство, режимы работы, требования к результату).

Оценка мотивации  по результатам предполагает выделение  связи между этими составляющими  и определение степени влияния  каждой из них на деятельность работника. Такая оценка проводится путем сравнения  плановых и фактических результатов  работы. Если достигнутые результаты оказываются ниже запланированных, необходимо учитывать факторы, усложнившие  выполнение работы (например, сотрудник  не был вовремя обучен). Методами получения информации, используемой для оценки мотивации по результатам, выступают анализ организационных  проблем, а также анализ документов, дающих сведения о причинах отклонений.

Оценка поведения. Характер и силу мотивации можно  определить посредством наблюдения за поведением человека. В частности, мотивация проявляется через  усилия, старание, настойчивость, добросовестность, ответственность и целевую направленность действий работника.

Основным методом  получения информации о деятельности сотрудника является наблюдение, в  некоторых случаях могут быть применены методы психодиагностического  исследования, а также социологические  опросы. Характеристика поведения может  быть получена путем опроса руководителя или непосредственного окружения  сотрудника («360°») по определенным критериям, описывающим те или иные его действия.

В таблице 2.6 приведены  характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников, оцениваемого по критериям, характеризующим отношение  к труду.

 

Таблица 2.6 – Характеристики эффективного и неэффективного поведения сотрудников

Критерий 

Полюс неэффективности 

Полюс эффективности 

Желание работать

Сотрудники проявляют апатию и  безразличие к своей работе

Сотрудники проявляют энергичность, энтузиазм и стремление к успеху

Результаты труда 

Не превышают минимально допустимых результатов 

Постоянно достигаются запланированные  или превышающие их результаты

Трудовая дисциплина

Регулярное затягивание сроков выполнения работы, прогулы, опоздания, ранний уход с работы, частые больничные

Работа выполняется качественно  и в срок, нарушение трудового  распорядка воспринимается негативно, редки отсутствия по болезни 

Ответственность

Работники избегают ответственности 

Каждый сотрудник готов брать  на себя ответственность 

Отношение к изменениям

Работники сопротивляются изменениям

Работники проявляют инициативу и  готовы к необходимым переменам 


 

Оценка по косвенным  показателям. Сила мотивации может  быть выявлена через косвенные показатели. Так, одной из составляющих мотивации  является удовлетворенность трудом, проявляющаяся в том, что сотрудники стремятся продолжать работу в данной организации. Поэтому основным косвенным  показателем мотивации является уровень текучести персонала, интерпретация  которого всегда является однозначной: чем выше уровень текучести, тем  ниже удовлетворенность сотрудников, и наоборот, чем ниже текучесть, тем  выше удовлетворенность.

Для проведения исследования мотивации была разработана  анкета, которая предлагалась для  заполнения работникам предприятия, содержит 19 вопросов. Вопросы можно разделить  на 6 общих категорий (см. Приложение В).

В ходе исследования было опрошено 22 человека.

Результаты  анкетирования сведены в таблицах (в процентах от общего числа) по категориям.

Как свидетельствуют  данные (таблица 2.7), 81,8% работающих удовлетворены  своей работой и выбранной  профессией.

 

 

Таблица 2.7 – Результаты анкетирования  по категории

«удовлетворенность работой», в  процентах

Категория вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

1. Удовлетворенность работой, итого

в том  числе

81,8

9,1

9,1

1.1. Вам интересна выполняемая  работа?

81,8

9,1

9,1

1.2. Хотели бы Вы остаться на  этом предприятии?

90,9

-

9,1

1.3. Считаете ли Вы свою работу  интересной, престижной, творческой?

72,7

18,2

9,1


 

Вместе с  тем 18,2% либо не удовлетворены своей  работой вообще, либо на анализируемом  предприятии. Чтобы разобраться, что  снижает мотивирующие факторы работающих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос.

 

Рисунок 2.4 – Удовлетворенность  работой сотрудников

по результатам опроса

 

Как свидетельствуют  данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствуют уровню их работы, но вместе с тем 13,6 % работников считают, что знаний им не достаточно и 63,6% хотели бы повысить свою квалификацию (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 – Результаты анкетирования  по категории «возможность повышения  квалификации», в процентах

Категория вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

2. Возможность повышения квалификации

80,3

16,7

3,0

2.1. Достаточно ли Вам знаний  для выполнения возложенных функций?

77,3

13,6

9,1

2.2. Хотели бы повысить свою  квалификацию?

63,6

36,4

-

2.3. Ваша работа соответствует  уровню вашей подготовки?

100

-

-


 

В среднем по организации положительно возможность  повышения квалификации оценивают 80,3% опрошенных (рис. 2.5).

 

Рисунок 2.5 – Возможность повышения  квалификации

 

Результаты  опроса показывают, что в коллективе существует некоторая социальная напряженность (таблица 2.9). Руководство предприятия  должно больше внимания уделять этому  вопросу, т.к. данная ситуация значительно  снижает работоспособность трудящихся.

 

Таблица 2.9 – Результаты анкетирования  по категории «конфликты в коллективе», в процентах

Категория вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

3. Конфликты в коллективе между  сотрудниками

     

3.1. Вы оцениваете социально–психологический  климат в коллективе как благоприятный?

54,5

40,9

4,5

3.2. Есть ли у Вас друзья  в Вашем коллективе?

81,8

4,5

13,6

3.3. Возникают ли конфликты в  Вашем коллективе?

72,7

9,1

18,2

3.4. Хотели бы Вы сменить трудовой  коллектив?

22,7

63,6

13,6


 

Как видно из таблицы 2.9 только около половины сотрудников  – 54,5% – оценивают сложившийся  климат в коллективе как благоприятный, при этом 72,7% отмечают существование  конфликтов.

Как свидетельствуют  данные таблицы 2.10, у сотрудников  практически отсутствует возможность  продвижения по службе.

 

Таблица 2.10 – Результаты по категории  «продвижение по службе», в процентах

Категория вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

4. Возможность продвижения по  службе

27,3

47,7

25,0

4.1. Есть ли у Вас перспектива  продвижения?

27,3

59,1

13,6

4.2. Играет ли роль руководитель  в сплоченности коллектива?

27,3

36,4

36,4


 

Большинство сотрудников  удовлетворены условиями организации  труда на предприятии. Анализ материальной мотивации показал, что 33,3% опрошенных работников материально удовлетворены (табл. 2.11, рис. 2.6).

 

Таблица 2.11 – Результаты анкетирования  по категории «материальная мотивация», в процентах

Категория вопросов

Да

Нет

Затрудняюсь ответить и прочие ответы

6. Материальное удовлетворение

33,3

51,5

15,2

6.1. Удовлетворяет ли вас уровень  заработной платы?

36,4

45,5

18,2

6.2. Достаточна ли доля премии  в оплате Вашего труда?

22,7

68,2

9,1

6.3. Знаете ли Вы, за какие показатели  Вы премируетесь, в частности  за производительность труда?

40,9

40,9

18,2


 

Как видно из таблицы 2.11 сотрудники не знают, из расчета чего они получают заработную плату. Кроме того, высокий процент работников не имеют удовлетворенности от материальной стимуляции труда.

 

Рисунок 2.6 – Материальное удовлетворение работников

 

Подводя общие  итоги анализа можно выделить следующее:

– как свидетельствуют  данные проведенного опроса, у сотрудников  предприятия существует довольно высокая  удовлетворенность результатами труда. Также как положительный момент, работники имеют возможность  и желание повышать свою квалификацию по мере необходимости;

– вместе с  тем у работников предприятия  средний показатель материальной мотивации;

– на предприятии  отсутствуют мотивируемые задачи, когда  меньше внимания сотрудники обращают на комфорт и отсутствует мотивирующая окружающая обстановка, когда сотрудники могут избегать возможностей, которые  лишат их зоны комфорта. Главной  задачей работников предприятия  является «отработка положенного времени  и получение денежного вознаграждения», отсутствует сплоченность в коллективе и достижение единой цели – процветание  предприятия. Это значительно понижает работоспособность, а в конечном итоге понижение производительности труда сказывается на снижении заработной платы;

– существует социальная напряженность в коллективе и практически отсутствует социальная и моральная мотивации труда.

Подводя предварительные  итоги можно сказать, что руководству  предприятия необходимо пересмотреть социальную обстановку в коллективе и улучшить условия труда работников.

Для улучшения  социальной мотивации руководству  предприятия необходимо больше внимания уделять отдыху работников, более  грамотно подходить к составлению  расписания работы для избегания  конфликтов в коллективе, которые  негативно сказываются на результатах  труда.

Об эффективности  использования мотивации и стимулирования труда работников ООО «Фирма ДИКО»  можно судить по результатам теста. Тестирование было проведено для  торговых работников с использованием теста и бланка для ответа тестируемых (см. приложение Г).

Информация о работе Совершенствование системы мотивации эффективной деятельности персонала ООО «Фирма ДИКО»