Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе.
 Для достижения  поставленной цели были поставлены  следующие задачи:
дать определение и раскрыть сущность социально-психологического климата коллектива
проанализировать проблемную ситуацию;
выбрать методику исследования и применить ее в исследовании социально-психологического климата;
разработать практические рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива в организации
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, формирующие социально-психологический климат коллектива
1.3 Пути регулирования социально – психологического климата в коллективе
1.4 Методы исследования социально – психологического климата
2. Анализ социально-психологического  климата трудового коллектива  на примере организации «Благотворительный  фонд помощи матери и ребенку»
2.1  Общая характеристика организации
2.3 Проведение исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе организации
2.4 Итоги исследования
3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИ И РЕБЕНКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
2. Постарайтесь, чтобы на столе у вас всегда был порядок. Скопление ненужных бумаг, канцелярских принадлежностей, хаотично разбросанные личные вещи негативно влияют на развитие бизнеса. Ваша деловая жизнь станет такой же беспорядочной, дезорганизованной, как и ваше рабочее место.
3. Выработайте у себя привычку наводить порядок на столе в конце каждого рабочего дня. Во многих фирмах среди ряда правил, призванных наилучшим образом организовать деятельность персонала, есть и такое: все деловые бумаги и документы хранить только в специально отведенных для этих целей местах (папках, шкафах, сейфах).
4. Любая из вещей, вызывающая у вас приятные ассоциации, пробуждающая решимость, активность и настойчивость, заставляющая честно бороться за достойное место в мире конкуренции, фактически станет для вас немой сентенцией.
Рекомендации менеджеру 
по улучшению социально-
-чаще задумываться 
над точностью оценки 
- не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным.
- используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
- при неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
- периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
- выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.
Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений в организации, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. Социально - психологический климат отражает характер взаимоотношений между сотрудниками, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Социально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – менеджеров и членов группы. Большую помощь в оздоровлении социально-психологического климата могут оказать специалисты – психологи и конфликтологи.
Подводя итоги данной работы нужно отметить, что характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально-психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
 Также, исходя из 
результатов данной работы 
 
Уважаемый респондент!
Я, студентка 4 курса ВоГТУ, убедительно прошу уделить немного внимания данной анкете, чтобы помочь моему исследованию. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и вариант ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение, отметьте галочкой. Прошу отвечать искренне. Анонимность гарантирую. Спасибо!
1. Нравится ли Вам ваша работа?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
2. Хотели бы Вы поменять Вашу работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Если бы Вам сейчас 
предстояло заняться поиском 
работы, остановили бы Вы свой 
выбор на Вашем настоящем 
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Достаточно ли Ваша работа для Вас интересна и разнообразна?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
5. Устраивают ли Вас 
условия на Вашем рабочем 
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Устраивает ли Вас объем работы, который Вам приходится выполнять?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
7. Устраивает ли Вас работа в Вашем коллективе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
8. Согласны ли Вы 
с тем, что ресурсы 
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
9. Бываете ли Вы раздражены на работе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Все ли вас устраивает на вашей работе?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
11. Часто ли к Вам 
обращаются за советом по 
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
12. Случаются ли в 
Вашем коллективе конфликты, 
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Варианты ответов  | 
  да  | 
  нет  | 
  не знаю  | |||
Вопросы  | 
  всего, чел.  | 
  в % к итогу  | 
  всего, чел.  | 
  в % к итогу  | 
  всего, чел.  | 
  в % к итогу  | 
1. Нравится ли Вам ваша работа?  | 
  12  | 
  100  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
2. Хотели бы Вы поменять Вашу работу?  | 
  1  | 
  8,3  | 
  9  | 
  75  | 
  2  | 
  16,7  | 
3. Если бы Вам сейчас предстояло заняться поиском работы, остановили бы Вы свой выбор на Вашем настоящем месте?  | 
  9  | 
  75  | 
  -  | 
  -  | 
  3  | 
  25  | 
4. Достаточно ли Ваша работа 
  для Вас интересна и   | 
  7  | 
  58,3  | 
  4  | 
  33,4  | 
  1  | 
  8,3  | 
5. Устраивают ли Вас условия на Вашем рабочем месте?  | 
  10  | 
  83,3  | 
  2  | 
  16,7  | 
  -  | 
  -  | 
6. Устраивает ли Вас объем работы, который Вам приходится выполнять?  | 
  8  | 
  66,6  | 
  2  | 
  16,7  | 
  2  | 
  16,7  | 
7. Устраивает ли Вас работа в Вашем коллективе (бригаде)?  | 
  12  | 
  100  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
8. Согласны ли Вы с тем, 
  что ресурсы подразделения, в 
  котором Вы трудитесь, достаточ  | 
  3  | 
  25  | 
  9  | 
  75  | 
  -  | 
  -  | 
9. Бываете ли Вы раздражены на работе?  | 
  9  | 
  75  | 
  3  | 
  25  | 
  -  | 
  -  | 
10. Все ли вас устраивает на вашей работе?  | 
  4  | 
  33,4  | 
  8  | 
  66,6  | 
  -  | 
  -  | 
11. Часто ли к Вам обращаются 
  за советом по рабочим   | 
  8  | 
  66,6  | 
  4  | 
  33,4  | 
  -  | 
  -  | 
12. Случаются ли в Вашем коллективе конфликты, напряженность?  | 
  6  | 
  50  | 
  4  | 
  33,4  | 
  2  | 
  16,7  | 
ИТОГО:  | 
  12  | 
  100  | ||||
Опросный лист
№  | 
  Суждения  | 
  Оценка  | 
1  | 
  Свои слова подтверждают делом  | 
  
  | 
2  | 
  Осуждают проявления индивидуализма  | 
  
  | 
3  | 
  Имеют сходные убеждения  | 
  
  | 
4  | 
  Радуются успехам друг друга  | 
  
  | 
5  | 
  Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений  | 
  
  | 
6  | 
  Умело взаимодействуют друг с другом  | 
  
  | 
7  | 
  Знают задачи, стоящие перед коллективом  | 
  
  | 
8  | 
  Требовательны друг к другу  | 
  
  | 
9  | 
  Все вопросы решают сообща  | 
  
  | 
10  | 
  Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом  | 
  
  | 
11  | 
  Доверяют друг другу  | 
  
  | 
12  | 
  Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений  | 
  
  | 
13  | 
  Бесконфликтно распределяют обязанности между собой  | 
  
  | 
14  | 
  Знают итоги работы коллектива  | 
  
  | 
15  | 
  Никогда и ни в чем не ошибаются  | 
  
  | 
16  | 
  Объективно оценивают свои успехи и неудачи  | 
  
  | 
17  | 
  Личные интересы подчиняют интересам коллектива  | 
  
  | 
18  | 
  Одному и тому же посвящают свой досуг  | 
  
  | 
19  | 
  Защищают друг друга  | 
  
  | 
20  | 
  Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений  | 
  
  | 
21  | 
  Взаимно дополняют друг друга в работе  | 
  
  | 
22  | 
  Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива  | 
  
  | 
23  | 
  Работают над решением задач и проблем с полной отдачей  | 
  
  | 
24  | 
  Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива  | 
  
  | 
25  | 
  Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей  | 
  
  | 
26  | 
  Помогают друг другу  | 
  
  | 
27  | 
  К новичкам, старым членам 
  коллектива и представителям других 
  подразделений предъявляют   | 
  
  | 
28  | 
  Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе  | 
  
  | 
29  | 
  Знают правила поведения в коллективе  | 
  
  | 
30  | 
  Никогда и ни в чем не сомневаются  | 
  
  | 
31  | 
  Не бросают начатое дело на полпути  | 
  
  | 
32  | 
  Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения  | 
  
  | 
33  | 
  Одинаково оценивают интересы коллектива  | 
  
  | 
34  | 
  Искренне огорчаются при неудачах коллег  | 
  
  | 
35  | 
  Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений  | 
  
  | 
36  | 
  Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач  | 
  
  | 
37  | 
  Хорошо знают свои обязанности  | 
  
  | 
38  | 
  Сознательно подчиняются дисциплине  | 
  
  | 
39  | 
  Верят в свой коллектив  | 
  
  | 
40  | 
  Одинаково оценивают неудачи коллектива  | 
  
  | 
41  | 
  Тактично ведут себя в отношении друг друга  | 
  
  | 
42  | 
  Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений  | 
  
  | 
43  | 
  Быстро находят между собой общий язык  | 
  
  | 
44  | 
  Хорошо знают приемы и методы совместной работы  | 
  
  | 
45  | 
  Всегда и во всем правы  | 
  
  | 
46  | 
  Общественные интересы ставят выше личных  | 
  
  | 
47  | 
  Поддерживают полезные для коллектива начинания  | 
  
  | 
48  | 
  Имеют одинаковые представления о нормах нравственности  | 
  
  | 
49  | 
  Доброжелательно относятся друг к другу  | 
  
  | 
50  | 
  Тактично ведут себя по отношеYию к новичкам и членам других подразделений  | 
  
  | 
51  | 
  Берут на себя руководство коллективом, если потребуется  | 
  
  | 
52  | 
  Хорошо знают работу товарищей по коллективу  | 
  
  | 
53  | 
  По-хозяйски относятся к имуществу фирмы  | 
  
  | 
54  | 
  Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции  | 
  
  | 
55  | 
  Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности  | 
  
  | 
56  | 
  Уважают друг друга  | 
  
  | 
57  | 
  Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов  | 
  
  | 
58  | 
  Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости  | 
  
  | 
59  | 
  Знают черты характера друг друга  | 
  
  | 
60  | 
  Все умеют делать  | 
  
  | 
61  | 
  Ответственно выполняют любую работу  | 
  
  | 
62  | 
  Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив  | 
  
  | 
63  | 
  Одинаково оценивают правильность распределения поощрений  | 
  
  | 
64  | 
  Поддерживают друг друга в трудные минуты  | 
  
  | 
65  | 
  Радуются успехам новичков и представителей других подразделений  | 
  
  | 
66  | 
  Действуют слаженно и 
  организованно в сложных   | 
  
  | 
67  | 
  Хорошо знают привычки и склонности друг друга  | 
  
  | 
68  | 
  Активно участвуют в общественной работе  | 
  
  | 
69  | 
  Постоянно заботятся об успехах коллектива  | 
  
  | 
70  | 
  Одинаково оценивают справедливость наказаний  | 
  
  | 
71  | 
  Взаимно относятся друг к другу  | 
  
  | 
72  | 
  Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений  | 
  
  | 
73  | 
  Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех  | 
  
  | 
74  | 
  Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга  | 
  
Информация о работе Социологическая диагностика социально-психологического климата организации