При самом общем взгляде на общество 
видно, что оно совокупность, объединение 
людей. Это означает, во-первых, что точно 
так же, как человек с его сознанием и соответствующим 
поведением принципиально отличен от 
животного (в том числе и от высокоорганизованных 
человекообразных обезьян - антропоидов) 
и его поведения, так и стадо последних 
не может с научной, в том числе и социологической, 
точки зрения отождествляться с обществом, 
несмотря на некоторые внешние сходства. 
Общество - это человеческая общность, 
которую образуют люди и в которой 
они живут. Биологические отношения 
животных являются, в сущности, их отношениями 
к природе, в то время как специфику 
человеческого общества составляют 
отношения людей друг к другу.
Место и роль культуры в обществе 
велики. Она взаимодействует с 
экономикой, политикой, правом, этикой, 
моралью, определяет их содержание.
Общество создает условия для 
социального развития человека, т. е. 
человека как личности. Личность несет 
печать конкретной культуры и конкретного 
общества. Кроме того общество создает 
условия для массового использования 
ценностей культуры, а следовательно, 
порождает потребности в тиражировании 
и репродуцировании артефактов, что, 
в свою очередь, превращается в процессы 
воспроизводства культуры. Понятно, 
что вне общественных форм жизни 
эти особенности в развитии культуры 
были бы невозможны. 
Культура своими нормами и ценностями 
входит во взаимодействие с другими 
системами саморегуляции в обществе, 
такими, как политика, право и т. п., но в 
отличие от них регулятивы культуры амбивалентны 
и могут использоваться на принципах свободного 
выбора 
Развитие интересов и потребностей 
личности может стимулировать изменение 
ценностей культуры, и тогда они 
подвергаются реформированию или даже 
замене. Общество в данной ситуации 
может играть роль как стимулирующего, 
так и подавляющего фактора. В 
целом здесь возможны три типичные 
ситуации: первая, когда общество менее 
динамично и менее открыто, чем 
культура. Культура будет предлагать 
ценности, оппозиционные по смыслу, 
а общество будет стремиться их отторгнуть. 
Сдерживается прогрессивное развитие 
культуры, общество догматизирует имеющиеся 
ценности и в целом возникают 
неблагоприятные условия для 
развития личности. Возможна и обратная 
ситуация, когда общество в силу 
политических или социальных потрясений 
изменяется, а культура не успевает 
с обновлением норм и ценностей. 
Для личностного развития вновь 
нет оптимальных условий. И, наконец, 
возможно гармоничное, сбалансированное 
изменение общества и культуры. В 
этих условиях возможно конструктивное, 
непротиворечивое и гармоничное 
развитие личности 
Культура служит организации жизни 
общества, выполняет роль запрограммированного 
поведения, помогает сохранить единство 
и целостность общества, его взаимодействие, 
как на групповом уровне, так и с другими 
сообществами. Культура выражается в социальных 
отношениях, направленных на создание, 
усвоение, сохранение и распространение 
предметов, идей, ценностей, обеспечивающих 
взаимопонимание людей в различных ситуациях. 
Каждое конкретное общество на протяжении 
веков создавало суперкультуру, передающуюся 
через поколения.
Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма 
деятельности, связанная с мышлением, 
занятиями художественным творчеством, 
принятыми нормами поведения 
и т.д.;
2) как общий уровень развития 
общества, его просвещенности и 
рациональности на пути «от 
дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений 
(включая технологии, отношения и 
представления), благодаря которым 
человек выделяется из природы 
и выходит за рамки биологической 
детерминации;
4) как специфическая система 
норм, ценностей и смыслов, отличающих 
одно общество от другого (или 
различные части общества - социально-статусные, 
профессиональные), способствующая 
его интеграции и придающая 
ему самобытность; и, наконец;
5) как духовное измерение всякой 
деятельности, в котором формируются 
ее мотивы, принципы, правила, цели 
и смыслы. В этом последнем 
понимании культура предстает 
как духовный компонент совокупного 
производства, обеспечивающий поддержание 
и изменение этого производства 
и общественных отношений в 
целом.
Культура выражает способы (или 
средства, механизмы) жизнедеятельности 
людей, результаты этой деятельности в 
материальной и духовной сферах, но 
не собственно социальные отношения.
Культурное богатство личности 
зависит от включения ценностей 
в личную деятельность и от того, 
насколько общество стимулирует 
этот процесс, насколько оно способствует 
ему. В личности ценности культуры превращаются 
в поведение, культура живет в 
личностном поведении человека. Общество 
создает условия для этого, а 
они могут в различной степени 
как соответствовать, так и не 
соответствовать превращению ценностей 
культуры в акты поведения личности. Общество 
развивается в режиме поиска все более 
благоприятных условий для формирования 
личности как активного субъекта культуры, 
как творца и носителя ценностей культуры.
Будучи явлением социальным, культура 
обладает социальной предназначенностью, 
т. е определенными функциями. Поэтому 
определения культуры выступают 
как её интерпретации в зависимости 
от той или иной функции. А функции, 
в свою очередь, вытекают из сущности 
самой культуры. Многомерность культуры 
как социального явления проявляется 
в её функциях. Рассмотрим некоторые 
из них.
1. Гносеологическая функция (гносеология 
– учение о познании). Она позволяет 
получать знание о мире и 
человеке в нём. Культура - это 
отражение и освоение мира 
через мифы, религию, искусство. 
Культура это средство получения 
новых знаний о действительности. 
К примеру, Ф. Энгельс говорил, 
что из романов О. Бальзака 
он узнал о жизни французского 
общества больше, чем из сочинений 
всех специалистов-историков, экономистов, 
статистиков той эпохи, вместе 
взятых. Культура - это и знание, и 
просвещение. Культура формирует 
и видение мира, и человеческую 
чувственность, и духовный мир. 
Поиск всё новых и новых 
сторон в предмете, явлении - это 
и есть познавательно-эвристическая 
функция культуры. Потребность в 
данной функции вытекает из 
стремления культуры создать 
свою картину мира. Интересно 
противопоставить русский распространённый 
способ общения - ходить в гости 
- и французский - встречаться 
в бистро, кафе, ресторанах. Что касается 
домашнего гостеприимства, во Франции 
оно не является столь развитым, 
как в России, что неоднократно 
отмечалось как русскими людьми, 
посетившими Францию, так и 
самими французами. Данные этнографические 
различия нашли отражения в 
лексике двух языков. В русском языке 
слово "гость" - популярный семантический 
стержень, образующий множество фразеологизмов: 
"садись - гостем будешь", "в гостях 
хорошо, а дома лучше" и т.д. Это же слово 
образует много производных: гостить, 
угостить, гостиная и т.д.
2. Трансляционная функция. Её 
ещё называют эпистемической. Храня 
в себе духовные ценности как конкретного 
общества, так и всего человечества, культура 
передаёт информацию во всех сферах жизни 
от поколения к поколению. Она избирательно 
сохраняет и приумножает духовно-культурную 
сокровищницу человечества. Культура 
является крупнейшим непревзойденным 
способом трансляции всего богатейшего 
опыта, накопленного человечеством. Поэтому 
неслучайно культуру считают социальной 
памятью человечества, механизмом социальной 
наследственности. Об уровне культуры, 
о культурно-интеллектуальном развитии 
общества можно судить по тому, насколько 
оно вобрало в себя знания из всего культурного 
человеческого генофонда.
3. Аксиологическая функция (аксиология 
– учение о ценностях). Она 
означает, что культура – это 
величайшая сокровищница ценностей, 
идей, идеалов, образов и т.д. 
Культура – это нормативная 
система, а потому она формирует 
у человека ценностные потребности 
и интересы. Вечным и одним 
из главных регуляторов человеческих 
отношений выступают этические 
нормы, в которых выражено наше 
представление о добре и зле, 
справедливости и несправедливости, 
правильности и неправильности 
поступков людей. И зависимости 
от того, как человек понимает 
моральные нормы, какое содержание 
в них вкладывать, степени он 
их вообще учитывает в обществе, 
в такой степени он может 
считаться культурным человеком. 
Культура – это совокупность 
материальных и духовных ценностей. 
Согласно аксиологической функции, 
культура есть не что иное, 
как реализация идеально-ценностных 
целей, предметный мир, взятый 
под углом зрения его значимости 
для человека.
4. Практическая и регулятивная 
функции. Если рассматривать культуру 
как творчество, поскольку оно 
преобразует, реконструирует действительность, 
приводит её в соответствие 
с общественными потребностями 
и человеческими представлении о 
совершенстве, то в этом и скажется ее 
практическая функция.
В культуре отображается жизненный 
материал, его эстетические свойства, 
культура приводит и то и другое 
в целостное единство под эгидой 
(под защитой) эстетического начала.
В культуре находит отображение 
как объективный, так и субъективный 
мир. Человек создаёт культуру, но 
в то же время культура формирует 
внутренний мир человека. Поэтому 
культуру можно рассматривать и 
как процесс и как объект человеческой 
деятельности, и как регулятор.
5. Семиотическая функция. Семиотика 
– это общая теория знаков 
и знаковых систем. Она изучает 
те средства, с помощью которых 
можно передавать информацию 
в процессе общения. Данная 
функция связана с тем, что 
усвоение культуры человеком 
невозможно без знания им определённых 
знаковых систем. В зависимости 
от способа выражения значения 
и характера смысловой нагруженности 
по-разному классифицируются знаки. К 
примеру, знак принадлежности к культуре 
подчёркивает, что данный предмет не природное, 
а рукотворное произведение, предмет «второй 
природы» (созданной человеком). Существует 
множество зданий биоархитектурной формы 
(санаторно-курортный комплекс «Дагомыс» 
в виде большой ромашки). Все эти здания, 
несмотря на природную форму, несут в себе 
знак принадлежности к культуре. Отражение 
искусством реальности предполагает в 
данном случае определённую меру условности. 
Нарушение последней ведёт к натуралистическому 
правдоподобию, при котором культурный 
смысл искусства исчезает.
Семиотический знак может свидетельствовать 
и о национальной культурной традиции, 
запечатлённой в произведении. Например, 
в Средней Азии здания «одевают» 
в национально декоративную рубашку. 
Её назначение двояко: функционально 
она служит солнцезащитной решёткой 
и одновременно является знаком национальной 
характерности сооружения.
Мы усваиваем принятое в обществе 
членение на осмысленное и бессмысленное: 
одни элементы поведения оказываются 
знаковыми, осмысленными, другие – 
незнаковыми, незначимыми. Окажись на 
нашем месте человек из другого общества, 
с другой культурой, он бы интерпретировал 
наше поведение по-своему. Когда в XIX в. 
в Южной Америке высадился европейский 
путешественник и, встав утром, начал чистить 
зубы; наблюдавшие за ним индейцы убили 
его, решив, что он занимается страшным 
и неведомым им колдовством. Они, таким 
образом, так же, как и мы, сочли его действия 
осмысленными, но декодировали этот смысл 
иначе, чем мы. Они поняли это действие 
не как гигиенический, а как магический 
ритуал, т.е. поместили его в свою знаковую 
систему и соответственно интерпретировали.
Среди всех знаковых систем основной 
является язык как средство общения 
людей, т.к. это универсальная семиотическая 
система, обслуживающая человека во 
всех сферах его жизни и деятельности. 
Все другие системы имеют другие 
задачи, обслуживающие человека лишь в 
определённых сферах, в определенных типах 
ситуаций.
При семиотическом подходе культура 
фиксируется в качестве её сущностной 
характеристики: внебиологический знаковый 
механизм передачи опыта через так называемый 
социокод, как знаковозакреплённую совокупность 
деятельности.
6. Коммуникативная функция культуры. 
Коммуникация является необходимой 
частью человеческой жизни, важнейшим 
видом отношений с другими 
людьми. Коммуникация – это процесс взаимодействия 
субъектов: социальных групп, общностей, 
личностей, в котором происходит обмен 
мнениями, чувствами, желаниями, настроением, 
социальным опытом, способностями и результатами 
деятельности. Б. Шоу говорил: «Когда обмениваются 
яблоками, у каждой стороны остается по 
яблоку. Когда обмениваются идеями, у каждой 
стороны остается по две идеи». Благодаря 
коммуникативной функции, которая выступает 
как способ бытия общества и человека. 
Именно в процессе общения происходят 
культурная социализация личности и её 
самореализация. По мнению Аристотеля, 
способность вступать в общение отличает 
человека от "недоразвитых в нравственном 
смысле существ" и от "сверхчеловека". 
Только общение может взрастить личностную 
культуру человека. Содержание категории 
общения многообразно: это не только вид 
человеческой деятельности, но и условия, 
и результат этой же деятельности. Известный 
представитель герменевтического направления 
в философии Г. Гадамер писал: "Язык 
есть нечто большее, он есть всеобъемлющая 
предвосхищающая истолкованность мира. 
Прежде всякой мысли мир есть для нас всегда 
мир, истолкованный в языке. Не стоит забывать 
о географическом факторе формирования 
языка, а, следовательно, и культуры. Безусловно, 
в определенных пределах о культуре народа 
мы судим по его словарному запасу. Например, 
нетрудно предположить, что народ, имевший 
в своем словаре десяток слов для обозначения 
разных видов снега, живет в Арктике. Сторонники 
"гипотезы лингвистической относительности" 
(Э.Сепир, Б.Уордо) утверждают, что не только 
язык, но и само "видение мира" у разных 
народов разное, что каждый народ видит 
мир через призму своего языка и поэтому 
мыслит и действует иначе, чем другие народы. 
Однако ученые, выдвигающие эту гипотезу, 
не учитывают, что различия не порождаются 
языком, а только проявляются в языке. 
Порождаются они в культурно-историческом 
опыте народов. У разных народов выделение 
понятий идет не одинаковыми путями, ибо 
условия их существования тоже не являются 
одинаковыми. Скажем, снег может играть 
в жизни одного народа весьма существенную 
роль, чем у другого, так как является важнейшим 
условием его существования, как это имеет 
место у северных народов. Для эскимоса 
весьма важно, какой снег он имеет перед 
собой: рыхлый, колючий, смерзшийся, подтаивающий, 
падающий, имеющий твердый наст и т.д. каждый 
вид снега определяет и характер его поведения 
и трудовой деятельности. Именно у эскимосов 
происходит очень тонкая дифференциация 
в различении всех видов снега, причем 
эта дифференциация идёт по линии выделения 
совершенно самостоятельных понятий, 
которые фиксируются отдельными словами, 
в результате этого в языке эскимосов 
появляется 25 отдельных понятий для одного 
нашего понятия "снег". Проблема межнационального 
межэтнического общения в разные времена 
решалось по-разному, в качестве языка 
межнационального общения принимался 
либо, какой-либо из естественных языков, 
либо создавался искусственный (язык программирования). 
В истории Западной Европы универсальными 
языками общения являются греческий, латинский, 
а, примерно с X века, - французский, влияние 
которого в XVIII веке достигает невиданной 
силы. С середины XX века французский язык 
уступает место английскому.