Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 07:49, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену

Файлы: 1 файл

ГОСЫ 2 - новые.docx

— 71.12 Кб (Скачать файл)

                                                    

Управление человеческими ресурсами

1.Сущность технологии управления человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами (НИМ)1 представляет собой человеческий аспект управления предприятием и отношений работников со своими компаниями. Цель НИМ - обеспечить использование человеческого потенциала компании таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду от их умений и навыков, а работники - максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда.

2. Реинжиниринг персонала предприятия.

Реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

3. Кадровый аудит и контроллинг управления человеческими ресурсами.

кадровый аудит - это регламентированная локальными нормативными актами и осуществляемая внутри аудируемого лица специальным подразделением (службой внутреннего кадрового аудита) деятельность по независимой объективной проверке кадровой службы компании.

Разработка и принятие управленческих решений

1.Этапы определяющие  эффективность управленческого  решения.

Чтобы управленческое решение было эффективным, должны учитываться ряд факторов: 
1. иерархия в принятии управленческого решения – делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации. 
2. использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений (особенно на начальной стадии), когда сбор и обработка информации осуществляется без обращения к вышестоящему руководству.  
3. использование для выработки и реализации управленческого решения целевых многофункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации; 
4. централизация руководства при принятии решения – оно должно находиться в руках одного (общего) руководителя.

2. Критерии, определяющие качество  правленческого решения.

Смысл понятия "качество управления" интуитивно ясен и в целом отражает уровень совершенства процессов управления. Вместе с тем применительно к управленческим работам категория "качество" нуждается в анализе не только для раскрытия сущности этой категории, но и в целях четкой структуризации и формирования конкретных путей повышения качества управления экономикой.

п/п Критерии всего 40, но мы укажем 5

1.Констатирующая часть 1,0 Приведение цели и причины  решения 0 Отсутствие цели и причины решения, ибо плохое решение - это полное его отсутствие 
2. Поясняющая часть 1,0 Комментирование для более лучшего пониманиярешения  
0,8 Отсутствие объяснения

3. остановляющая часть 1,0 Содержание перечня заданий для исполнения  
0,8 Полное отсутствие перечня заданий, которые  
исполнители должны принимать во внимание 
4. Форма и наименование <*>  
1,0 Присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, а также указание  
атрибутов ответственного лица 
0 Отсутствие названия формы документа,  
официального бланка, а также атрибутов  
ответственного лица 
5. Выделение цветом для привлечения  
внимания <*> 1,0 Выделение на белом бланке с черным цветом шрифта основной мысли фоновым красным цветом 0,9 Монотонность написания

3.Принципы организации информационного процесса управления предприятием.

Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей. Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Деловые коммуникации.

1.Что такое коммуникация и какова его структура.

Коммуникация — от лат. «communicatio» — что означает сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать

Коммуникация - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация - явление сложное, многогранное и многоэлементное.

Структура коммуникаций

Коммуникационная сеть включает потоки посланий, или сигналов, между двумя или более индивидами.

Коммуникационная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи осуществляются сверху вниз от руководителя к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням работниками или частями организации. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и подчиненными. Взаимосвязь этих сетей создает реальную структуру организации..

2. основные элементы деловой коммуникации и их характеристика.

Деловая коммуникация возникает между субъектами, которые участвуют (или намерены участвовать) в совместной (коллективной) деятельности. Именно от качества деловой коммуникации зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов, возникающих у субъектов, занятых общим делом.

3.Основные  коммуникативные барьеры.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципие0нту. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Производственная логистика

1.Методы управления материальными потоками.

Методы управления потоковыми процессами следует рассматривать как совокупность действий и способов влияния на материальные, информационные, финансовые, сервисные и другие потоки, направленных на достижение поставленных бизнес целей.

2.Формы внутрипроизводственной организации материальных потоков.

Организация материальных потоков и управление ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной организации: обеспечения ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и др.

               Маркетинг. Управление маркетингом.

1.Основные  функции и принципы маркетинга.

Маркетинг опирается на следующие принципы:

- производить то, что нужно  потребителю;

- выходить на рынок  не с предложением товаров  и услуг, а со средствами решения  проблем потребителей;

- организовывать производство  товаров после исследования потребностей  и спроса;

- концентрировать усилия  на достижении конечного результата  производственно-экспортной деятельности  фирмы;

- использовать программно-целевой  метод и комплексный подход  для достижения поставленных  целей;

- применять тактику и  стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

- ориентировать деятельность  предприятия не на сиюминутный  результат, а на долгосрочную  перспективу эффективных коммуникаций  на основе осуществления стратегического  планирования и прогнозирования  поведения товаров на рынке.

Отсюда, функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции. Функция маркетинга объединяет в себя следующие подфункции:

- маркетинговые исследования;

- планирование политики  в области выпуска и ассортимента  продукции;

- ценообразование;

- продвижение товара;

- товародвижение и сбыт;

- маркетинг менеджмент.

2. Управление маркетингом на функциональном уровне. Управление маркетингом — это поиск количества потребителей, достаточного для данного уровня производства компании.

3.Сегментация рынка-это процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга.

      Организация, нормирование и оплаты труда.

1.Тарифная  система, ее назначение и основные  элементы.

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда. Тарифная система позволяет в определенной степени учитывать различия к квалификации работников, сложность, степень ответственности и интенсификации их труда, условия.

2.Оплата труда  работников по сдельно-премиальной  системе.

Сдельная система оплаты труда вводится для того, чтобы повысить производительность труда сотрудников. Как правило, ее устанавливают для сотрудников, которые производят какие-либо материальные ценности.

3.Оплата труда работников по аккордно-премиальной системе.

 Аккордно-премиальная система – означает, что за сокращение сроков выполнения аккордного задания при качественном выполнении работ рабочим выплачивается премия.

4.Оплата труда  руководителей и специалистов.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как

правило, на основе должностных окладов. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения, организации в соответствии с должностью и квалификацией работника.     Предприятия, учреждения, организации могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда

5.Стимулирование  труда работников предприятия.

Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления. Для эффективного стимулирования, рассматриваются три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления.

6. Бестарифные системы оплаты труда - формы организации оплаты труда, в которых не используются гарантированные тарифные ставки и должностные оклады. Сравнительный анализ двух вариантов расчета бестарифной оплаты труда, их достоинства и недостатки.

20

               Планирование на предприятии.

1.Принцыпы  внутрихозяйственного планирования.

Система внутрихозяйственного планирования включает установление пропорций в развитии предприятия и его подразделений на определенный срок. Система внутрихозяйственного планирования предусматривает разработку:1) перспективных планов. Они подразделяются на: а) долгосрочные (составляются на срок 5 и более лет);б) среднесрочные (составляются на срок от 1 до 5 лет); 2) текущих планов (на 1 год и менее или краткосрочных); 3) оперативных планов (менее 1 месяца).

2.Классификация методов планирования

Методы финансового планирования – это совокупность приемов и способов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых финансовых документов. Критериями выбора методов, используемых в финансовом планировании, являются:

  1. стадия финансового планирования;
  2. степень определенности ситуации или проблемы;
  3. уровень влияния финансового показателя.

3.Перспективные планы.

Планирование - это формирование образа будущего в сознании субъекта. Планирование является одной из важнейших функций управления.

Цель - планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач. Процесс планирования состоит, как минимум, из пяти этапов.

Первый этап- прогнозирование. Под прогнозирование понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее.

Второй этап - выяснение и выбор вариантов развития. В практике управления весьма редкими являются ситуации, требующие единственно верного подхода.

Третий этап- формулирование целей. На всех уровнях управления «работает» общее правило: когда решение об определенном образе действий принято, предстоит наметить четкую цель и предельный срок ее достижения .

Четвертый этап - разработка программы действий и составление графика работ.

Пятый этап - формирование бюджета (бюджетирование). Это очень важный этап, так как он включает стоимостную оценку программы и распределение всех ресурсов, в первую очередь, финансовых.

4.Текущие планы

Текущее планирование можно расценивать как механизм решения задач, установленных стратегическим планом. Стратегический план ориентирован на достижение целей, обеспечивающих экономический рост и необходимый финансовый результат. В реализации этих целей заинтересованы, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, учредители, акционеры, государство (в унитарных предприятиях).

5.Оперативные планы

Оперативный план предприятия - это документ, являющийся практически последним звеном всей деятельности по планированию, начиная от стратегического планирования, включающего в себя общее направление развития предприятия, и заканчивая краткосрочным оперативным планированием.

6.Планирование производственной программы развития растениеводства.

Программа развития растениеводства включает разработку следующих основных форм: производство и себестоимость продукции, потребность в семенах для посева под урожай будущего года, использование минеральных и органических удобрений, баланс продукции растениеводства.

7.Планирование производственной программы по животноводству

Планирование развития животноводства в хозяйстве охватывает решение следующих основных вопросов и последовательность их разработки: 
- проводится экономический анализ эффективности отраслей животноводства за отчетный период. Анализ должен охватывать такие вопросы, как размер и плотность поголовья животных, их продуктивность.

- определяется для хозяйства  состав животноводческих отраслей, виды животных и в каком количестве по половым и возрастным группам их нужно содержать. 
- определяется годовая потребность в кормах; 
- планируется себестоимость животноводческой продукции;  
- разрабатывается система зооветеринарных и организационно-экономических мероприятий.

8.Планирования численности и фонда заработной платы работников.

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

9.Финансовое планирование на предприятии.

Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия. Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Управление затратами производства

1.Себестоимость  продукции как экономическая  категория, ее виды.

Себестоимость – это совокупность всех денежных затрат по изготовлению товаров и услуг в зависимости от специализации производственной деятельности. Данный показатель включает следующие расходы: покупку сырья, материалов, топлива, использование основных производственных фондов

Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:

1) цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

2) производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;

3) полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию.

2.Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Основная часть затрат включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в размере фактически произведенных расходов (затраты на сырье, материалы и т.п.).

Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.)

3.Резервы  и факторы снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного  производства. Снижение себестоимости предполагает экономное потребление ресурсов, что говорит не только о количественном, но и качественном воздействии на экономический потенциал страны и его перспективные изменения.

4.Себестоимость, прибыль и рентабельность продукции.

Себестоимость продукции - это затраты предприятия на ее производство и реализацию, выраженные в денежной форме. Расчет и анализ себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и входит в систему управленческого учета, т.к. именно себестоимость лежит в основе большинства управленческих решений.

5.Организация  управления затратами по местам  возникновения затрат и центром  ответственности.

 В системе внутрипроизводственного учета чаще всего превалируют контроль и управление затратами по отклонениям. Это позволяет регистрировать положительные отклонения от показателя и устранять отрицательные путем анализа причин и принятия решений. В системе управленческого учета это достигается за счет эффективного использования оперативной информации по местам и центрам возникновения затрат.

6.Технические  средства учета и контроля  затрат. Затраты — это стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчётный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

7.Анализ затрат  по экономическим элементам: оценка  состава, структура затрат.

Согласно П (С) БУ 16 \"Расходы\" отдельные элементы затрат включают:

1 Материальные затраты - стоимость израсходованных в  производстве: сырья и основных  материалов; покупных полуфабрикатов  и комплектующих изделий; топлива  и энергии; строительных материалов; запасных время стин; тары и тарных материалов; вспомогательных и других материалов

2 Затраты на оплату  труда - заработная плата по окладам  и тарифам, премии и поощрения, компенсационные выплаты, оплата  отпусков и другого неотработанного времени, прочие расходы на оплату работ

3 Отчисления и социальные  мероприятия - отчисления на пенсионное  обеспечение, отчисления на социальное  страхование, страховые взносы на  случай безработицы, отчисления  на индивидуальное страхование  перс персонала предприятия и  отчисления на другие социальные  западеи.

4 Амортизация - сумма начисленной  амортизации основных средств, нематериальных  активов и других необоротных  материальных активов

5 Другие расходы - платежи  на обязательное страхование  имущества и отдельных категорий  работников, оплата процентов за  краткосрочные кредиты и займы, затраты на сертификацию и  сбыт продукции, плата за пашет энда объектов в пределах норм их амортизации на полное восстановление, плата за пожарную и сторожевую охрану.

8.Технические средства учета и контроля затрат

Уровень затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) во многом зависит от состояния их учета и объективного измерения. Стремясь повысить точность измерения затрат на предприятии, нельзя делать ставку только на совершенствовании «бумажного» учета. Такой подход может привести к росту ошибок в учете вследствие увеличения документов оборота, а соответственно и численности персонала, занятого его обслуживанием. Учет и контроль затрат всех видов ресурсов необходимо строить на основе инженерного обеспечения, то есть данных технических средств.

9.Анализ затрат по экономическим элементам: оценка состава, структуры затрат.

Материальные затраты - стоимость израсходованных в производстве: сырья и основных материалов; покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; топлива и энергии. Структура затрат на производство свидетельствует, что исследуемое предприятие относится к трудоемких производств, поскольку удельный вес расходов на оплату труда составляет более половины всех расходов.

              Инновационный менеджмент.

1.Содержание и взаимосвязь основных понятий в области инновационной деятельности.

Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования

Инновация -- использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества.

2.Инновационный процесс: основные этапы, их характеристика и взаимосвязь.

Инновация - это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.

Основные этапы инновационного процесса

На первом этапе проводятся (используются) фундаментальные исследования. Финансирование осуществляется из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета.

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки.

3.Жизненный цикл новшества: основные этапы,  их характеристика и взаимосвязь.

Первая стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара.

Вторая стадия -стадия промышленного освоения производства -- характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей.

Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска "продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

43

                        Операционный менеджмент.

1.Особенности  операционного менеджмента. Производство  и связанные с ним функции.

Операционный менеджмент - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовую продукцию и доставка этого продукта (услуги) потребителю. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями.

2.Эффективность и рациональность операционного менеджмента.

Эффективность может быть определена как достижение поставленных целей перед системой. Эффективность - это удовлетворение потребностей покупателей. Рациональность - это достижение целей или удовлетворение потребностей как с использованием минимума ресурсов. Благодаря двойному действию на прибыль, операционный менеджмент играет важную роль в достижении успеха организации.

             Экономическая оценка инвестиций

1.Инвестиционный  процесс: содержание, основные этапы. Механизм инвестиционного рынка.

Инвестиции (от англ. Investment) означают «капитальные вложения», однако в настоящее время этот термин трактуют более широко. Инвестиции – это вложения финансовых средств в различные виды деятельности с целью сохранения и увеличении капитала.

Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней и предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: 
• ресурсный потенциал, достаточный для функционирования инвестиционной сферы; 
• существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; 
• механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.

2.Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

Среди простых методов определения целесообразности помещения капитала в инвестиционный проект чаще всего используются два: расчет простой нормы прибыли и расчет срока окупаемости.

Простая норма прибыли [simple rate of return = простой темп возврата] представляет собой аналог показателя рентабельности капитала. Отличие простой нормы прибыли (ПНП) от коэффициентов рентабельности заключается в том, что первая рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП) за один какой-либо промежуток времени (обычно, за год) к общему объему инвестиционных затрат (ИЗ):

 

ПНП = ЧП / ИЗ. (1)

3.Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инвестиций.

В основе оценки сравнительной эффективности любых форм инвестиций лежит определение меры эффекта. Вместе с тем существуют определенные особенности оценки доходности финансовых инструментов, обусловленные спецификой их инвестиционных качеств. Методы оценки инвестиционных качеств финансовых инвестиций

Основными критериями инвестиционных качеств объектов инвестирования являются доходность, риск и ликвидность.

4.Источники финансирования  капитальных вложений.

К ним относятся денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, на счетах предприятий и направляемые на капитальные вложения: при строительстве объектов — на оплату проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования; при покупке объектов на оплату их цены.  

 Финансирование капитальных  вложений производится за счет:

1) собственных финансовых ресурсов  и внутрихозяйственных резервов  инвестора (прибыли, амортизации накопленных  денежных средств и сбережений  граждан, юридических лиц, средств  страхования (возмещения потерь  от пожаров, стихийных бедствий  и др.;

2) заемных финансов инвестора  или его средств (облигационных  займов и др.);

3) привлеченных финансовых средств  инвесторов (продажи акций, паевых  взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4) финансовых средств, предоставленных  организациями, а именно союзами  предприятий;

5) внебюджетных фондов и их  средств;

6) федерального бюджета и его  средств, предоставляемых на безвозвратной  и возвратной основе, и средств  бюджетов субъектов РФ;

7) иностранных инвесторов и их  средств.

51

                  Стратегический менеджмент

1.Методы и  стили проведения стратегических  изменений.

Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления выбранной стратегии. Изменения не являются самоцелью. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии.

2.Основные  этапы реализации стратегии фирмы

Третьим, заключительным и самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией.

3.Содержание  отраслевого и конкурентного  анализа.

Целью анализа является выявление тех черт внутренней и внешней сред компании, которые наиболее выпукло влияют на стратегическое видение и возможности компании. Отраслевой и конкурентный анализ обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения)  компании одиночного бизнеса

4.SWOT-анализ

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).[1]

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды

4.Основные базовые конкурентные стратегии.

Стратегия конкуренции включает в себя набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке. Понятие конкурентной стратегии уже, чем понятие деловой стратегии, потому что последняя, кроме методики конкуренции, включает в себя действия и планы руководства для решения всего спектра стратегических задач. Основа успешной конкурентной стратегии - устойчивое конкурентное преимущество, выражаемое в превосходстве над конкурентами по количеству клиентов и в возможности противодействовать влиянию конкурентных сил

                      Управление предприятием.

1.Контроль  реализации управленческих решений.

Контроль - это функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы, выявляющая отклонения и их причины. Необходимость контроля очевидна, практика свидетельствует о том, что даже качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия отлаженной системы контроля.

Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, методов. Цель контроля - обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений.

Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях.

2.Оценка  эффективности управления персоналом.

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом. Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента в организации имеются два крайних подхода - технократический и гуманистический. При технократическом подходе управленческие решения подчинены, прежде всего, интересам производства. Гуманистический подход подразумевает создание таких условий труда и такое его содержание, которые позволили бы снизить степень отчуждения работника от его трудовой деятельности и от других работников.

3.Правовое  и информационное обеспечение  управления предприятием.

Главные функции процесса управления персоналом, реализуемые на разных уровнях системы управления организацией, - выработка решений и контроль за их исполнением. Именно необходимость обеспечения выполнения этих функций дает возможность рассматривать управление персоналом как информационный процесс. Процесс управления персоналом можно представить в виде множества согласованных, постоянно принимаемых и реализуемых решений, направленных в конечном счете на достижение главной цели функционирования организации.

4.Кадровая  политика.

Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование. В широком смысле: 
это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы.В узком смысле 
это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых), реализующийся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и фирмой в целом.

                              Бизнес-планирование

1.Понятие, цели, структура Бизнес планирования.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. 

Понятие бизнес плана

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Цели бизнес плана

Бизнес-план служит трем основным целям:

  • Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект. Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект. Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Структура бизнес плана

Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:

  1. Резюме
  2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
    • Общие исходные данные и условия.
    • Описание образца нового товара.
    • Оценка опыта предпринимательской деятельности.
  3. Оценка рынка сбыта
    • Описание потребителей нового товара.
    • Оценка конкурентов.
    • Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
  4. План маркетинга
    • Цели маркетинга.
    • Стратегия маркетинга.
    • Финансовое обеспечение плана маркетинга.
  5. План производства
    • Изготовитель нового товара.
    • Наличие и требуемые мощности производства.
    • Материальные факторы производства.

                    Производственный менеджмент

1.Производственный  менеджмент: сущность, функции и  роль в организации.

Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке

Основные функции производственного менеджмента:

·  планирование;

·  прогнозирование;

·  регулирование;

Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, определение условий и средств достижения цели.

Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль.

В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влиянием внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечения желаемого хода развития системы.

2.Конкуренция, ее виды  и функции, методы конкурентной  борьбы.

Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция выполняет в рыночной экономике следующие функции:

Функция регулирования.

Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя).

Функция мотивации.

Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами.

-предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка 

Функция распределения.

Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.

Функция контроля.

Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия.

Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции.

3.Внешняя среда  организации: сущность, структура и методы ее анализа.

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. 61

                           Теория менеджмента

1.Основные  теоретические подходы  к менеджменту.

Стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Менеджмент персонала — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации; Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием. 
Концепция менеджмента персонала включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персонала, и разработку технологии управления персоналом.

2.Основные  цели и задачи менеджмента.

Цели системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления и стратегии развития, включающих четыре целевых направления: 
1)более глубокое проникновение на освоенные демографический и географический рынки со старой продукцией и услугами; 
2)проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми услугами; 
3)разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков; 
4)диверсифицированное развитие, заключающееся в освоении производства новых продуктов и услуг для новых географических и демографических рынков.

Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.

                             Экономика отрасли

1.Особенности земли как средства производства.

Земля как средство производства имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от других средств производства. Эти особенности заключаются в следующем.1. Все средства производства, кроме земли, являются результатом человеческого труда.2. Использование земли связано с постоянством места.3. Поверхность земли ограниченна.4. Все средства производства в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства.

2.Сущность  износа и амортизации основных  средств.

Амортизация (от позднелат. amortisatio - погашение, уплата долгов) представляет собой снижение стоимости активов по мере их физического и морального износа . Таким образом, амортизация является своеобразным экономическим механизмом. Амортизационные отчисления - результат процесса амортизации, т.е. это сумма средств начисленного износа за какой-либо период. Амортизационные отчисления называются еще отчислениями на капитал. Начисленная сумма амортизации ежегодно списывается с их стоимости и переводится в амортизационный фонд.

Амортизационный фонд - совокупность денежных средств, предназначенных для возмещения стоимости износа основных средств.

Цель амортизации: возмещение и накопление денежных средств для последующего воспроизводства основных средств производства.

Амортизация (амортизационные отчисления) как экономическая категория выполняет функции:

1. денежного возмещения  износа основных фондов;

2. инвестирования на простое  и расширенное воспроизводство;

3. формирования издержек  на производство и реализацию  продукции;

4. определения налогооблагаемой  прибыли;

5. экономического обоснования  инвестиций;

6. предотвращения чрезмерного  морального и физического износа  основных фондов;

7. развития и ускорения  НТП и др.

Процесс амортизации включает в себя:

· Списание износа, т.е. уменьшение стоимости используемого капитала;

· Включение полной величины износа в цену товара, который производится при помощи данного оборудования и предназначен к реализации;

· Зачисления величины износа, включенной в цену товара, на амортизационный счет для сохранения величины капитала на прежнем уровне.

3.Народнохозяйственное  значение, современное состояние  и экономическая эффективность  отрасли животноводства. Овцеводство - одна из важных отраслей продуктивного животноводства. Оно дает продукты питания (баранину, сало, молоко) и сырье для промышленности (шерсть, смушки, овчины). Главная продукция овцеводства - шерсть. Тонкая и полутонкая шерсть служит ценным сырьем для легкой промышленности. Мясо, жир и молоко овец имеют важное значение для питания населения, особенно в республиках Средней Азии и Закавказья. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в условиях его последовательной интенсификации невозможно без объективной экономической оценки различных явлений, имеющих место в сельском хозяйстве.

4.Народнохозяйственное  значение, современное состояние  и экономическая эффективность  отрасли растениеводства. Растениеводство - одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства, включающая ряд таких подотраслей, как зерновое производство, леноводство, свекловодство, картофелеводство, овощеводство, садоводство, виноградство, производство масличных и ряда других культур. В основе экономического прогресса любого обществ лежит повышение эффективности общественного производства. Специфическое содержание эффективности производства в каждой системе хозяйства определяется:

-     общественной формой производства;

-     целевой направленностью производства;

-     своеобразием присущих данной системе факторов и результатов производства.

5.Товарная продукция и каналы  ее реализации.

Товарная и реализована продукция не тождественны Понятие \"товарная продукция\" - шире В случае, когда вся товарная продукция продана, эти понятия совпадают Обычно товарная продукция переходит из натурал ной формы в стоимостную в виде денежной выручки, а за оказание услуг предприятием на стороне она приобретает форму денежной выручки.

6.Распределение валовой  продукции сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства, часть валового общественного продукта, создаваемая в сельском хозяйстве. Представляет собой продукцию земледелия и животноводства, произведённую за определённый период времени, в денежном выражении.

К валовой продукции земледелия относятся все продукты полеводства, луговодства, овощеводства, садоводства и виноградарства, кроме того, прибавляется прирост (или вычитается убыль) стоимости незавершённого производства за год, а также стоимость выращивания молодых многолетних насаждений. В валовую продукцию животноводства включаются все сырые продукты скотоводства, свиноводства, коневодства, оленеводства, кролиководства, пушного звероводства, пчеловодства, шелководства и разведения рыбы

7.Понятие, значение  и функции цен на сельскохозяйственную  продукцию

Цена является основным ориентиром для сельхозпроизводителя в рыночной экономике. Так как от цены зависит, произойдет возврат издержек производства или нет. Получит сельхозпредприятие прибыль или останется в убытке. Экономически обоснованная цена по размеру должна обеспечивать каждому нормально работающему предприятию возмещение затрат и получение необходимой прибыли. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей: валовой и товарной продукции; ее себестоимости; прибыли; выявление экономической эффективности отдельных отраслей и предприятия в целом. Цена является одним из рычагов стимулирования производства наиболее качественной продукции, организации равномерного ее получения в течение года. С помощью цен распределяется и перераспределяется валовой доход между отраслями.

8.Понятие и состав трудовых ресурсов сельскохозяйственного предприятия. Под трудовыми ресурсами подразумевается часть населения занятая в экономической деятельности и не занятое население, но способное работать.

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями "население" и "совокупная рабочая сила". В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ -- верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В Российской Федерации законодательством предусмотрена следующая классификация по возрасту:

1. Население младше рабочего  возраста - от 0 до 15 лет

2. Население рабочего  возраста - от 16 до 54 лет для женщин, и 59 для мужчин

3. Население старше рабочего  возраста - от 55 (60) без верхней границы

Так же в основе расчета трудовых ресурсов лежит группировка населения рабочего возраста по состоянию здоровья:

1. Трудоспособные

2. Нетрудоспособные

9.Экономическая сущность расширенного воспроизводства, условия его развития в сельском хозяйстве.

Единство всех частей производственных отношений: производства, обмена и т.д. выступает более отчетливо, если подойти к производству как к непрерывному процессу. Производство, рассматриваемое как постоянный повторяющийся процесс, есть воспроизводство. Само воспроизводство, как известно, существует в двух формах – простом воспроизводстве и расширенном. Если производство совершается в одних и тех же объемах на протяжении некоторого времени, то такое воспроизводство называется простым. При возрастании объема производства на протяжении некоторого времени такое воспроизводство называется расширенным

10.Государственное  регулирование аграрного сектора. Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для страны сектором экономики. В АПК создается около 30%, потребительский рынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

Агропромышленный комплекс национальной экономики представляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных отраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и труда сельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса.

                      Организация производства.

1.Понятие  АПК и его сферы.

Сельское хозяйство – основа агропромышленного комплекса (АПК) – вторая после промышленности отрасль материального производства, которая имеется почти во всех странах мира. Понятие агропромышленного комплекса. Сильное влияние на мировое сельское хозяйство оказало развертывание процесса агропромышленной интеграции, который начался в 60-е гг. ХХ в., раньше всего в США. В результате интеграции происходит формирование агропромышленного комплекса (АПК). АПК представляет собой единую систему сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий. АПК охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:

-  сфера 1 – промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины, оборудование, химикаты);

-  сфера 2 – собственно сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);

-  сфера 3 – переработка и хранение сельскохозяйственной продукции (пищевая, кожевенная промышленность, элеваторы. 3 выделяют в особую сферу АПК).

2.Система растениеводства: элементы, содержание и организационно-экономические значение.

Система растениеводства- состав и соотношение в хозяйстве таких отраслей, как полеводство, луговодство, овощеводство, садоводство и т. д., а также комплекс мероприятий по их ведению, который охватывает технику, технологию и организацию производства. Решающая роль в формировании рациональной системы растениеводства принадлежит технике, техническому оснащению, материально-технической базе.

3.Система животноводства  ее элементы и содержание.

Система - это множество взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство.

Все системы обладают рядом свойств, в том числе целостностью, иерархичностью, функциональностью, управляемостью, целенаправленностью, самоорганизацией.

Система животноводства состоит из материально-технических, технологических и организационно-экономических элементов. К материально-техническим элементам относятся: тип построек для содержания скота, система машин для выполнения трудовых процессов по его обслуживанию, другие средства производства, связанные с ведением отрасли.

4.Экономическая сущность и принципы хозяйственного расчета.

Хозяйственный (коммерческий) расчет — это метод рационального ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат и результатов производства, на возмещении расходов сельскохозяйственных предприятий их собственными доходами и обеспечении оптимальной рентабельности, на материальной заинтересованности и ответственности. Как экономическая категория хозяйственный расчет обозначает определенную систему производственных отношений между обществом и предприятиями, между предприятиями, между структурными подразделениями этих предприятий. В таких отношениях реализуется компромиссное единство интересов общества и коллективов.

5.Специализация производства-сущность и формы.

Специализация — это процесс сосредоточении выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности 
Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства.

В промышленности различают следующие формы специализации: 
предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т. п.); 
подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов; стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса.

6.Организация производства  зерна

Организация производства зерна - это система мер, направленных на создание оптимальных условий для роста и получение высоких урожаев зерновых культур.

Большое значение на эффективность производства зерна оказывает применение интенсивных технологий, дающих огромный эффект.

Несмотря на то, что почти все основные рабочие процессы в зерновой отрасли полностью механизированы, не все хозяйства проводят их в оптимальные сроки. Это вызвано разными причинами, в том числе организационными. В зависимости от зональных способностей и возделываемой зерновой культуры применяют разную технологию.

 

7.Организация  производства картофеля.

Картофель является одной из высокорентабельных культур в исследуемом хозяйстве. Картофель называют «вторым хлебом», и среди полевых культур это важнейшая продовольственная, кормовая, а также техническая культура. Он является ценным продуктом питания. Промышленная переработка картофеля решает ряд важных экономических и социальных задач: снижает потери продукции, позволяет создать резервы продовольствия в виде продуктов длительного хранения, улучшает качество потребляемой продукции и т.д.

8.Организация производства  овощей. Овощеводство поставляет исключительно ценные продукты питания для потребления в свежем виде и в консервированном. Оно является сложной отраслью сельского хозяйства и включает в себя открытый и защищенный грунт, хранение, первичную переработку овощей, производство семян и рассады.

9.Организация овцеводства.

Овцеводство является важной отраслью сельского хозяйства. Значение овцеводства огромно. Большая часть территории России размещена в зоне с суровыми зимами, что обусловливает потребность в теплой одежде. Овцеводство является источником шерсти, шубных и меховых овчин, каракульских смушек, поставляет баранину, мясо, молоко. Из всех видов сырья наибольшее значение имеет шерстяная продукция.

10.Организация свиноводства. В настоящее время сложились благоприятные условия для роста свиноводческой отрасли: 
- Введение квот на мясо и увеличение спроса населения на премиальную группу мясной продукции подвигает мясоперерабатывающие предприятия к созданию собственной сырьевой базы.- Первыми пошли инвестиции в производство мяса птицы как самое быстро окупаемое производство. В настоящее время рынок насыщен мясом птицы. Население предъявляет повышенный спрос на свинину и говядину, несмотря на то, что мясо птицы в два раза дешевле. 
- Производство мяса свиней по скорости окупаемости является следующей после птицеводства отраслью, вследствие длительности цикла выращивания.

11.Организация птицеводства.

Птицеводство - это скороспелая отрасль с высоким коэффициентом размножения. Так, куры начинают яйцекладку в 4,5-5 месяцев, а в 2,5-3-месячном возрасте вполне пригодны для забоя на мясо. Кроме яиц и мяса как основной продукции, птицеводство дает пух и перо, используемые для изготовления перо-пуховых и галантерейных изделий.

   

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"