Шпаргалка по «Методам принятия управленческих решений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Методам принятия управленческих решений»

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по экзамену мпур.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

Суть игры в том, что каждый из участников принимает такие решения (т. е. выбирает стратегию действий), которые, как он полагает, обеспечивают ему наибольший выигрыш или наименьший проигрыш, причем этому участнику игры ясно, что результат зависит не только от него, но и от действий партнера (или партнеров), иными словами, он принимает решения в условиях неопределенности. Эти решения отражаются в таблице, которая называется матрицей игры, или платежной матрицей.

Принципиальным достоинством Т. и. считают то, что она расширяет общепринятое понятие оптимальности, включая в него такие важные элементы, как, напр., компромиссное решение, устраивающее разные стороны в подобном споре (игре). На практике же игровые подходы используются отечественными экономистами при разработке моделей, в которых учитываются интересы различных звеньев экономики. Кроме того, математические приемы Т. и. могут применяться для решения многочисленных практических экономических задач на промышленных предприятиях. Напр., для выбора оптимальных решений в области повышения качества продукции или определения запасов. “Противоборство” здесь происходит в первом случае между стремлением выпустить больше продукции (затратить на нее, в расчете на единицу, меньше труда) и сделать ее лучше, т. е. затратить больше труда; во втором случае — между желанием запасти ресурсов побольше, чтобы быть застрахованным от случайностей, и запасти поменьше, чтобы не замораживать средства.

24. Теория очереди

Теория массового обслуживания является результатом математического  исследование очередей. Предметом исследования являются несколько взаимосвязанных процессов: поступление и ивход заявокв очередь, ожидание в очереди (в основном, в процессе хранения), обслуживание заявок на выходе из очереди. Она применяется в сфере транспорта и телекоммуникаций, и иногда это связано с теорией перемещения.

Она определяет, как они будут  обслуживаться, порядок, в котором  они поступают, и способ, в котором  ресурсы распределяются между клиентами. Вот подробности из трех очередей дисциплин:

  1. "Пришел первым - обслужись первым" (FIFO) - клиенты обслуживаются в соответствии с порядком прибытия
  2. "Пришел последним - обслужись первым" (LIFO) - тот, кто на самом деле пришел последним, обслуживаются в первую очередь.
  3. Процессор Обмена (PS) - клиенты обслуживаются в равной степени, то есть они находятся в очереди одно и то же время ожидания.

25. Задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени. Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определить количество заказываемой продукции и сроки размещения заказов.

В любой задаче управления запасами требуется определить количество заказываемой продукции и сроки размещения заказов.

Спрос можно удовлетворить 

  • путем однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени

или

  • посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода.

Эти два случая соответствуют избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени).

При избыточном запасе требуются более высокие удельные (отнесенные к единице времени) капитальные вложения, но дефицит возникает реже и частота размещения заказов меньше.

При недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастают.

Для любого из этих двух крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.

Обобщенная  модель управления запасами.

Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на два вопроса:

1. Какое количество  продукции заказывать?

2. Когда заказывать?

Ответ на первый вопрос выражается через размер заказа, определяющего оптимальное количество ресурсов, которое необходимо поставлять всякий раз, когда происходит размещение заказа. В зависимости от рассматриваемой ситуации размер заказа может меняться во времени.

Ответ на второй вопрос зависит  от типа системы управления запасами. Если система предусматривает периодический контроль состояния запасами через равные промежутки времени (еженедельно или ежемесячно), момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени. Если же в системе предусмотрен непрерывный контроль состояния запаса, точка заказа обычно определяется уровнем запаса, при котором необходимо размещать новый заказ.

Таким образом, решение  обобщенной задачи управления запасами определяется следующим образом:

1. В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные промежутки времени.

2. В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

Размер и точка заказа обычно определяются из условий минимизации  суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных.

Затраты на приобретение становятся важным фактором, когда цена единицы продукции зависит от размера заказа, что обычно выражается в виде оптовых скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с возрастанием размера заказа.

Затраты на оформление заказа представляют собой постоянные расходы, связанные с его размещением. При удовлетворении спроса в течение заданного периода времени путем размещения более мелких заказов (более часто) затраты возрастают по сравнению со случаем, когда спрос удовлетворяется посредством размещения более крупных заказов (и, следовательно реже).

Затраты на хранение запаса, которые представляют собой расходы на содержание запаса на складе (затраты на переработку, амортизационные расходы, эксплуатационные расходы) обычно возрастают с увеличением уровня запаса.

Потери от дефицита представляют собой расходы, обусловленные отсутствием запаса необходимой продукции.

Следующий рисунок иллюстрирует зависимость четырех компонент  затрат обобщенной модели управления запасами от уровня запаса.

Оптимальный уровень  запаса соответствует минимуму суммарных  затрат.

Модель управления запасами не обязательно должна включать все  четыре вида затрат, так как некоторые  из них могут быть незначительными, а иногда учет всех видов затрат чрезмерно усложняет функцию  суммарных затрат. На практике какую-либо компоненту затрат можно не учитывать при условии, что она не составляет существенную часть общих затрат.

 

26. Модели линейного программирования используются: а) при коммерческих воздушных сообщениях для составления графиков полетов и графиков выходов летного состава;

б) для оптимизации составных частей смесей при разработке пищевых рационов;

в) дня оптимизации параметров производственных процессов в промышленности;

г) коммерческими банками при  управлении финансовыми балансами;

д) при перспективном планировании производственных мощностей предприятия;

есть) для оптимизации портфеля заказов фирм при инвестировании ж) для оптимизации транспортных потоков

С точки зрения управления задачи линейного программирования - это  задачи оптимального использования  ресурсов В каждом случае планирования производства необходимо иметь в виду, что различные производственные ресурсы (рабо оча сила, сырье, материалы, орудия производства) ограничены, известная норма расхода этих ресурсов на различные виды продукции и возможны многочисленные варианты распределения производственных ресурсов Задача состоит в том в, чтобы найти оптимальное распределение производственных ресурсов При этом критериями могут быть, например, максимум выпуска продукции, максимум прибыли, минимум производственных затрат тощощо.

27.

ЭММ называется выражение, состоящее  из совокупности связанных между  собой математическими зависимостями (формулами, уравнениями, неравенствами, логическими условиями) величин  — факторов (все или их часть), имеющих экономический смысл. По роли ЭММ эти факторы целесообразно подразделить на параметры и характеристики.

Параметр объекта — фактор, характеризующий  свойства объекта или составляющих его элементов. Параметры могут  меняться, поэтому они называются переменными и подразделяются на переменные состояния и переменные управления. В свою очередь переменные состояния являются функцией переменной управления.

Характеристиками называются конечные результаты функционирования объекта.

При рассмотрении ЭММ оперируют  следующими понятиями:

  • критерий оптимальности — показатель, имеющий экономическое содержание, служащий для формализации конкретной цели и выражаемый с помощью целевой функции через факторы модели. Он определяет смысловое содержание целевой функции. В ряде случаев в качестве оптимальности может выступать одна из выходных характеристик объекта;
  • целевая функция — математически связывает между собой факторы модели. Содержательный смысл целевой функции придает критерий оптимальности;
  • система ограничений — определяет пределы, суживающие область осуществимых, приемлемых или допустимых решений и фиксирующие основные внешние и внутренние свойства объектов. Ограничения определяют область протекания процесса, пределы изменения параметров и характеристик объекта;
  • уравнения связи — математическая формализация системы ограничений. Между понятиями «система ограничений» и «уравнения связи» существует такая же аналогия, как и между понятиями «критерий оптимальности» и «целевая функция»; различные по смыслу ограничения могут описываться одинаковыми уравнениями связи;
  • решение математической модели — это такой набор значений переменных, который удовлетворяет ее уравнениям связи. Решения, имеющие экономический смысл, называются структурно-допустимыми. Модели, имеющие много решений, — вариантными в отличие от безвариантных, имеющих одно решение.

28 Суть каждого принимаемого руководством решения — выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. (Если вы захотите вспомнить рассмотрение ограничений и критериев для принятия решений, обратитесь к гл. 6). Платежная матрица — это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. сли платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу», как показано на рис. 8.4. Слова «в сочетании с конкретными обстоятельствами» очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически свершаются. Если такое событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизбежно будет иным. 
В целом платежная матрица полезна, когда: 
1. Имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними. 
2. То, что может случиться, с полной определенностью не известно.

 
3. Результаты принятого решения  зависят от того, какая именно  выбрана альтернатива и какие  события в действительности имеют  место. Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может установить, какой выбор наиболее привлекателен при заданных критериях. Он будет, конечно, соответствовать наивысшему ожидаемому значению. Исследования показывают: когда установлены точные значения вероятности, методы дерева решений и платежной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные подходы.

Дерево решений  — еще один популярный метод науки управления, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ — это схематичное представление проблемы принятия решений». Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы» . Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений. 
Методом дерева решений можно пользоваться в ситуациях, подобных описанной выше, в связи с рассмотрением платежной матрицы.

В этом случае предполагается, что данные о результатах, вероятности и т.п. не влияют на все последующие решения. Однако дерево решений можно построить под более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на последующие решения. Таким образом, дерево решений — это полезный инструмент для принятия последовательных решений. 
На рис. 8.5. проиллюстрировано применение метода дерева решений для разрешения проблемы, требующей определенной последовательности решений. Вице-президент по производству из компании, в настоящее время выпускающей электрические газонокосилки, считает, что расширяется рынок ручных косилок.

Он должен решить, стоит ли переходить на производство ручных косилок, и если сделать это, — стоит или не стоит продолжать выпуск электрических  газонокосилок. Производство косилок обоих типов потребует увеличения производственных мощностей. До принятия решения руководитель собрал релевантную информацию об ожидаемых выигрышах в случае тех или иных вариантов действий и о вероятности соответствующих событий. Эта информация представлена на дереве решений.

29

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества. Оно имеет две различные плоскости конкретизации: собственно предсказательную (дескриптивную, описательную) и другую, сопряженную с ней, относящуюся к категории управления, - предуказательную (прескриптивную, предописательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание есть собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.

Информация о работе Шпаргалка по «Методам принятия управленческих решений»