Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:47, шпаргалка

Описание работы

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Файлы: 1 файл

Шпоры менеджмент.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)
  1. 1.Проблемы совершенствования систем управления на современном этапе

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. В управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач и одновременно средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

 Современный менеджмент характеризуют следующие положения.

1)Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется  воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого резко повышается значение факторов внешней среды в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

2)Использование  в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Чтобы функционировать,  система должна  приспосабливаться  к изменениям  во внешней среде.

3)Применение  к управлению ситуационного подхода,  согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне.

4)Уделяется  огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исторический подход к изучению менеджмента

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители  Файоль и Вебер. Файоль считал, что эффективность производства может быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Выделил 14 принципов управления:  дисциплина, единоначалие, порядок, инициатива, корпоративный дух, стабильность персонала и др. Его взгляды развил Вебер. Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Она определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Макгрегор разработал два подхода к управлению: теория Х (авторитарный стиль управления) и теория У (демократический стиль управления).

Школа количественных методов и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы является замена словесных рассуждений моделями, что дает возможность применить ЭВМ к обработке данных. Три подхода к управлению: процессный (планирование, мотивация, контроль); системный (вход-преобразование-выход); ситуационный (принятие решения должно базироваться на анализе внешних и внутренних переменных организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Школа научного управления

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента  видел в повышение производительности труда. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса, расчленении его на отдельные операции и приемы, выборе наилучшего, в смысле минимального времени, способа выполнения приема операции и всего трудового процесса. Основными задачами считал: процветание предпринимательства, повышение благосостояния работников. Методы Тейлора послужили основой технического нормирования труда и того, что позже стали называть научной организацией труда. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Эволюция развития управленческой мысли.

Школа научного управления (1895-1920). Представители: Тейлор и Форд. Тейлор основную цель менеджмента  видел в повышение производительности труда. Основными задачами считал: процветание  предпринимательства, повышение благосостояния работников. В своей работе «Научная организация труда» он определил 5 научных подходов к управлению: 1) научный отбор рабочих на основе тестирования; 2) обучение рабочих; 3) специализация производства; 4) важность побудительных мотивов; 5) сокращение кол-ва движений, т.е. достижение автоматизма в работе. Продолжил его труды Форд. Форд заменил ручной труд машинным. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1) максимальное разделение труда; 2) широкое применение высокопроизводительного, специального оборудования; 3) размещение оборудования по ходу технологического процесса; 4) механизация транспортных операций; 5) забота о работниках, т.е. создание благоприятных условий труда; 6) повышение качества продукции; 7) развитие сети сервисного обслуживания.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представители  Файоль и Вебер. Файоль считал, что  эффективность производства может  быть повышена за счет правильной работы целого предприятия. При этом важнейшую роль отводил администрации. Выделил 14 принципов управления:  дисциплина, единоначалие, порядок, инициатива, корпоративный дух, стабильность персонала и др. Его взгляды развил Вебер. Характеристики организации по Веберу: разделение труда, отбор и продвижение сотрудников, менеджеры работают в соответствии с правилами.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950). Представители: Фоллер, Мейо, Макгрегор. Фоллер занималась изучением человеческих отношений в коммерческих организациях. Она определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Мейо изучал зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Макгрегор разработал два подхода к управлению: теория Х (авторитарный стиль управления) и теория У (демократический стиль управления).

Школа количественных методов и системного подхода (1950-по сей день). Характеристикой школы  является замена словесных рассуждений  моделями, что дает возможность применить  ЭВМ к обработке данных. Три подхода к управлению: процессный (планирование, мотивация, контроль); системный (вход-преобразование-выход); ситуационный (принятие решения должно базироваться на анализе внешних и внутренних переменных организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Цель  как важнейшая характеристика в менеджменте. Классификация целей.

Цель управления – идеальное описание результата деятельности или желаемый результат  деятельности людей. Деятельность –  процесс достижения результата или  цели. Цели выполняют организующую (организация  и направление средств достижения целей на результат), мотивирующую (мотивация деятельности по активации людей на достижение цели) и контролирующую роли (сравнение фактического и целевого параметров системы).

Существует специальный  классификатор целей.

  1. Период установления: стратегические(1-5 лет), тактические и оперативные (до 1 года).
  2. По содержанию: экономические, научные, технические, социальные

Политические.

  1. По структуре: маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые.
  2. По измеримости: количественные - цели, которые могут быть определены в количественном эквиваленте (в денежном выражении, в годах и т.д.), качественные цели требуют применения метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и  их важность.
  3. Приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, прочие.
  4. По среде: внутренние – стабилизация и устойчивость, внешние – качество продукции.
  5. По повторяемости: постоянные, периодические, разовые.
  6. По иерархии: цели организации в целом и ее конкретных подразделений

Иерархия целей  означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются из целей нижнего уровня и т.д. Требования к целям: согласование и  совместимость целей, реалистичность (достижимость), понятность для исполнителя, гибкость (обратная связь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Экономические  методы управления.

Экономические методы менеджмента — это совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников организации действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.

Экономические методы менеджмента оказывают не прямое, а косвенное воздействие  на управляемый объект.   Арсенал  и содержание экономических рычагов определяется спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.

1. Планирование (определяется программа функционирования и развития организации и ее структурных подразделении).

   2. Финансирование (формируются пропорции распределения  вновь созданной стоимости, фонды  накопления и потребления).

   3. Кредитование  предполагает создание условий,  побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность.

   4. Ценообразование  (определяет распределительные отношения,  выполняет социальную функцию).

   5. Экономическое  стимулирование основывается на  использовании:

    - принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;

     - системы оплаты труда, материального  поощрения работников организации  и использования прибыли;

     - фондов заработной платы, материального  поощрения, научно-технического и социального развития.

   6. Хозяйственный  расчет означает, что предприятие  должно покрывать свои расходы  доходами, получаемыми от реализации  продукции, работать рентабельно,  давать прибыль, соблюдать режим  экономии, обеспечивать хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Менеджмент  как тип рыночного управления

Менеджмент   –   это   самостоятельный     вид     профессионально осуществляемой деятельности,  направленной на   достижение   в ходе  любой хозяйственной деятельности  фирмы,   действующей   в   рыночных условиях, определенных   намеченных   целей    путем    рационального    использования материальных  и трудовых  ресурсов  с применением принципов,   функций  и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - это  управление  в   условиях  рынка, рыночной экономики, что означает:

 ориентацию  фирмы  на  спрос  и   потребности  рынка,  на  запросы  конкретных потребителей  и   организацию  производства  тех  видов  продукции, которые пользуются  спросом  и  могут  принести  фирме  намечаемую прибыль;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"