Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:31, шпаргалка

Описание работы

1.Исторические предпосылки развития менеджмента
3. достижения классической школы менеджмента и их актуальность в современных условиях.
4. Распределение рисков между участниками.
5. ШКОЛА количественных методов и ее роль в формировании менед-та..8. Современный российский менеджмент и его особенности.

Файлы: 1 файл

Самоменеджмент руководителя.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

1.Исторические  предпосылки развития менеджмента

появление менеджмента связано  со следующими основными условиями: органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспо­собностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления;

возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением  рыночных связей

развитием конкуренции и  неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость  профессионального подхода к  управлению;

появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и  сложности управленческих работ, которые  могут быть  выполнены  только специальным  аппаратом  работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от, самоуправления собственника-предпринимателя

рассредоточением собственности  между акционерами, в результате чего появились новые функции  управления акцио­нерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.;

попытками предпринимателей воспользоваться преиму­ществами техники, созданной в период промышленной револю­ции;

желанием группы любознательных людей создать самые эффективные  способы выполнения работы.;

 

3.  достижения  классической школы менеджмента  и их актуальность в  современных  условиях.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ или "классическая школа управления" рассматривает  вопросы совершенствования организации  в целом, в отличие от школы  научного управления, которая изучала  отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Разработкой общих принципов  управления занимались практически  все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение  получили разработки принципов управления административной (классической) школы  управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

1. Разделение труда - специализация  работ, необходимая для эффективного  использования рабочей силы. 2. Полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.

3. Дисциплина - рабочие должны  подчиняться условиям соглашения  между ними и руководством, менеджеры  должны применять справедливые  санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие - работник  получает распоряжение и отчитывается  только перед одним непосредственным  начальником. 5. Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. 6. Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.

7. Вознаграждение персонала  - получение работниками справедливого  вознаграждения за свой труд.

8. Централизация - естественный  порядок в организации, имеющей  управляющий центр. Лучшие результаты  достигаются при верной пропорции  между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться  пропорционально ответственности.

9. Скалярная цепь - неразрывная  цепь команд, по которой передаются  все распоряжения и осуществляются  коммуникации между всеми уровнями  иерархии ("цепь начальников").

10. Порядок - рабочее место  для каждого работника и каждый  работник на своем рабочем  месте.

11.Справедливость - установленные  правила и соглашения должны  проводиться в жизнь справедливо  на всех уровнях скалярной  цепи. 12. Стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 13. Инициатива - поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14. Корпоративный дух - гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство  усилий (в единстве - сила). Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

 

8. Современный российский менеджмент  и его особенности.  Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной систе­мы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образо­ваны на основе прежних советских предприятий. Многие ключе­вые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время. Вместе с тем организации — хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некото­рые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных от­ношений.Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:

- экономическая  и политическая нестабильность  в стране;

- ресурсно-сырьевая  направленность экономики;

- деградация  производственного, научно-технического  и кадрового потенциала;

- сложная  система и высокий уровень  налогообложения хозяйствующих  субъектов;

- высокий  уровень инфляции;

- высокий  уровень безработицы;

- низкие  в целом уровень оплаты труда  работников и удельный вес  ее в конечной цене произведенного  и проданного товара;

- деградация  социальной сферы;

- низкая  экономическая эффективность деятельности  мно­гих организаций и российской экономики в целом;

- низкая  платежеспособность многих хозяйствующих  субъектов и населения;

- несовершенная  и нестабильная законодательная  и нор­мативная база функционирования хозяйствующих субъектов;

- неразвитость  рыночных отношений, инфраструктуры  рынка, информационной среды;

- низкие  качество и конкурентоспособность  отечествен­ных товаров и услуг;

- высокий  уровень криминализации экономики,  незащи­щенность предпринимателей и населения от криминальных структур.

 

5. ШКОЛА количественных методов и ее роль в формировании менед-та.. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".

После создания модели переменным задаются количественные значения. Это  позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и  отношения между ними. Главной  характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений  и описательного анализа количественными  значениями.

Исследование операций зародилось в начале второй мировой войны  для решения задач эффективного использования военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для  решения аналогичных задач в  промышленности и бизнесе. Весьма сильным  толчком к применению этих методов  в управлении явилось развитие вычислительной техники и информационных систем управления. Это позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые в наибольшей степени  приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

 

 

 

 

 

16. Формальные (официальные)  и неформальные группы в организации,  их характеристика

Формальная группа — это  «социальная группа, обла­дающая юридическим статусом, являющаяся частью со­циального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, орга­низации» Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархи­ческая структура соподчиненности. В формальных группах функции, цели, правила поведения и даже членство зафиксированы в нормативных документах, Т.е. формализованы. Это помогает реализовать главную функцию формальной группы — добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляемости действий всех членов группы для достижения ос­новных целей социального института или организации. Часто такая группа формируется и функционирует как официальная часть трудовой или общественной организации, а непосредственной основой межличностных кон­тактов выступает совместная деятельность по изготовле­нию какого-то определенного продукта или достижение какой-нибудь определенной цели. Благодаря формализованному характеру отношений формальная группа может объединять значительное число членов. Структура, тип поведения и функции такой группы определяются системой более высокого уровня, груп­пой большего масштаба или общества в целом.

Неформальная группа —  это такая социальная об­щность, которая сформирована на основе межличност­ных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса. Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относи­тельно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в во­лейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом). Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганиза­ция. Со временем некоторые самоорганизуюшиеся не­формальные группы могут получить официальный статус, превратившись, например, в общественные организации, самодеятельные коллективы и т.п. Иногда в неформальной группе может возникнуть со­вместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции (например, группа туристов, отправляющихся в поход выходного дня). Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.

 

19. Стратегическое  управление организацией.  Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются:

Проблемы, которые прямо  связанны с генеральными целями организации.

Проблемы и решения, связанные  с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для  достижения целей, но в настоящее  время отсутствует или имеется  в недостаточном объеме. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих  пяти функциях: Планирование стратегии.Организация выполнения стратегических планов.Координация действий по реализации стратегических задач.Мотивация на достижение стратегических результатов.

Контроль за процессом выполнения стратегии. Стратегия фирмы формируется по следующим позициям 1. Обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде. 2. Конкретизация видения фирмы и постановка целей. 3. Формирование стратегии, направленной на достижение целей. Стратегию дифференцируют по уровням иерархии организационной структуры фирмы, то есть по функциональным звеньям и производственным подразделениям. Стратегический менеджмент как процесс включает в себя следующие элементы: • Анализ среды – исходный процесс в стратегическом менеджменте, так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития. • определение миссии и целей фирмы. •Выбор стратегии. •   Реализация стратегии.•  Оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями.

Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей организации и  обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

 

7. основные современные направления  в менеджменте

 Концепция “Бережливого производства”. Данная концепция заключается в замене изготовления большого числа однотипных изделий на производство именно того продукта, который нужен каждому отдельному потребителю, и именно в необходимом ему количестве.   происходит сокращение затрат труда и производственных площадей по сравнению с массовым производством. у бережливого производства явная ресурсосберегающая направленность. В концепции происходит отказ от командно-административной структуры, базирующейся на взаимодействии “начальник-подчиненный”, и переход к системе сотрудничества]. Соответственно, организационная структура приобретает гибкость, становится горизонтальной. наиболее эффективная мотивация достижима путем соучастия в прибыли и реального наделения ответственностью, то есть доверием.  Управление рисками  В целом, весь процесс управления рисками можно разделить на несколько основных этапов:1.Определяют виды рисков. 2  .Выявляют показатели риска. 3.Выбор метода оценки риска. При оценке риска используют две группы факторов: объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, политические и экономические кризисы) и субъективные, характеризующие состояние организации (производственный потенциал, надежность контрактов и инвесторов).

4. Распределение  рисков между участниками. 5. Управление  рисками – искусство и формальные  методы определения, анализа,  оценки, предупреждения возникновения,  принятия мер по снижению степени  риска на протяжении жизненного  цикла проекта и распределение  возможного ущерба от риска  между участниками проекта. Управление качеством Усиление конкуренции в информационную эру привело к резкому повышению стандартов качества. в этих условиях возникли различные системы менеджмента качества. Стратегический менеджмент. Разработка и реализация стратегических целей получила название стратегического менеджмента. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, а ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей организации и обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегия фирмы формируется по следующим позициям: 1.  Обоснование и определение миссии фирмы в предстоящем периоде. 2.     Конкретизация видения фирмы и постановка целей. 3.  Формирование стратегии, направленной на достижение целей. Стратегию дифференцируют по уровням иерархии организационной структуры фирмы, то есть по функциональным звеньям и производственным подразделениям.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"