Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:07, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 1. Понятие и сущность менеджмента туризма. 2. Структура и виды менеджмента. 3. Функции менеджмента в туризме.
Вопрос 2 1. Развитие менеджмента туризма в России. 2. Особенности туризма как объекта управления. 1. Развитие менеджмента туризма в России
Вопрос 3 1. Понятие и классификация методов менеджмента. 2. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма.
Вопрос 4 1. Рыночная модель социально-экономической системы туризма.
Вопрос 5 1. Внешняя среда туристского бизнеса. 2. Внутренняя среда туристского бизнеса.

Файлы: 1 файл

MENEDZhMENT.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1.

 1. Понятие и сущность менеджмента туризма.

2. Структура и виды менеджмента.

3. Функции менеджмента в туризме.

 

1. Понятие и сущность менеджмента туризма.

Долгие годы управление в нашей стране было связано с  командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господства над всеми сторонами жизни общества и, прежде всего, над хозяйственной сферой. В этих условиях оно представляло собой деятельность, закрепощавшую людей, ограничивающую их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.В противоположность этому менеджмент ассоциируется со свободой, с правом и обязанностью принимать самостоятельные решения, и в этом смысле действительно является для нас чем-то новым, необычным, важным и нужным для успешного строительства новой жизни.

Термин «менеджмент» (от англ. тапаgетеп) не переводится  на другой язык дословно. Само понятие "менеджмент" смысле близком к  современному появилось с началом  промышленной революции XVIII--XIX вв. Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных, и вынуждены были нанимать для этого специальных людей - менеджеров, профессиональных управляющих, реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей, занимающих высшие должности в фирме, и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство». В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые слова. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент». Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов.

Менеджмент- это самостоятельный вид деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов. Он изучает наиболее рациональные технологии управления различными организационными единицами: предприятиями, фирмами, корпорациями, группами и т.д. Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе менеджмент существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

Можно сказать, что сущность менеджмента заключается в воздействии одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включающей управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективности его производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда и др.) и максимизации доходов от результатов производства (выпуска продукции и услуг). Менеджмент имеет несколько объектов, к которым можно отнести: производство, материально-техническое снабжение, и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов).Менеджмент призван создать условия для успешного функционирования предприятия, исходя из того, что прибыль не причина существования предприятия, а результат его деятельности, который в конечном итоге определяется рынком.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

И, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право.

 

2. Структура и виды менеджмента.

Структура менеджмента  – это единый узел, включающий в себя цели, функции, управление, взаимодействие между подсистемами (управляющей и управляемой).

Структура менеджмента  подразделяется на структурные отделы, уровни и связи (горизонтальные и  вертикальные).

Структура менеджмента  имеет свои требования: оптимальность (рациональность при малом количестве уровней управления), оперативность (своевременное принятие управленческих решений), надежность (бесперебойное и достоверное отражение информации), экономичность (максимальный эффект при минимальных затратах), гибкость (способность к постоянным изменениям), структурная устойчивость структуры системы (неизменность и целостность системы при различных внутренних и внешних воздействиях на нее).

Структура организации  управления использует для решения  своих задач следующие возможности: анализ хозяйственной деятельности (управленческих, инновационных процессов) в разрезе отдельных функций; группировка данных в однородные группы, постоянные на протяжении длительного временного периода; создание специализированных подразделений для определенных групп объектов, управленческих функций, разработка должностных инструкций и внутренних положений об отделах, подразделениях предприятия.

Малый бизнес формирует  сущность менеджмента по определенным заданным признакам: по виду деятельности, управленческим функциям, виду продукции, различным этапам технологического производственного цикла, уровням подчиненности и месторасположению.

В настоящее время  распространены две модели управленческих структур: механистическая и органическая модели.

Высочайший уровень  эффективности в механистической  модели обеспечивается за счет высокой специализации работ; высокой централизации полномочий и ответственности; высокой степени значимости функции управления.

Органическая модель также стремится к обеспечению  высокого уровня эффективности производства и относительно проста, поскольку  значительно снижает роль специализации, расширяет диапазон выполняемых работ; менее децентрализована, не делает упор на управление; сориентирована на создаваемый продукт и его потребителя.

Структуры организации  управления могут быть: линейные, многофункциональные; линейно-штабные.

  • Организационная структура линейного типа подразумевает управление сверху – вниз. Это значит, что во главе любого отдела находится руководитель, осуществляющий единое управление своими работниками.
  • Многофункциональная организационная структура осуществляется различными подразделениями по конкретным видам работ (плановый отдел, маркетинг, бухгалтерия), необходимым для принятия управленческих решений и создает двойное подчинение для технических исполнителей.
  • Организационная структура линейно-штабного типа управления осуществляется руководителем, у которого в подчинении есть отдельные функциональные службы исполнителей и специальный аппарат подразделений помощников (управлений, отделов, бюро) для проработки и принятия решений по конкретным управленческим вопросам.

Структура менеджмента  помогает в обеспечении достижения производственных целей, в достижении эффективности процесса управления и его взаимодействия с внешней  средой (покупателями), правильно распределяя  и мотивируя усилия сотрудников  на удовлетворение своих личных и производственных потребностей.

 

Виды менеджмента:

1. Производственный  менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2. Финансовый  менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3. Инновационный  менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных  видов специального менеджмента  в настоящее время разрабатываются  другие виды:

• менеджмент социальной сферы;

• банковский менеджмент;

• налоговый менеджмент;

• организационный менеджмент;

• международный менеджмент;

• кадровый и др.

 

3. Функции менеджмента в туризме.

 Речь идет о функциях  менеджмента, которые являются  составными частями любого процесса  управления вне зависимости от  особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

- планирование;

- организовывание;

- мотивация;

- контроль;

- координация.

Рассмотрим содержание каждой функции менеджмента.

Функцией менеджмента «номер один» общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

План становится основой  деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так  как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность работающих на предприятии.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать  целевые установки организации  и использовать систему показателей  деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Органической составной  частью планирования при этом становиться составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Реализацию планов берут  на себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей  этой функции является формирование структуры организации, а так  же обеспечение всем необходимым  для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных  целей, часто это требует перестройки  структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

Второй, не менее  важной задачей данной функции является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно - техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное - это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

При планировании и организации  работы руководитель определяет, что  конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

«Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Систематическое изучение мотивации с психологической  точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или  измерять. Об их существовании можно  судить лишь по поведению людей. Потребности  служат мотивом к действию.

Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Важнейшей функцией менеджмента является контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в  первую очередь, состоит в том, что  контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"