Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Инновационному менеджменту"

Содержание работы

1. История формирования терминов «инновация» и «нововведение».
2. Теория длинноволнового развития экономики Н.Д. Кондратьева.
3. Парадигмы технико-экономического развития.
4. Теоретические взгляды Й. Шумпетера на инновации.
5. Понятие и сущность инновации.
6. Инновации и структурные изменения в экономике.
7. Отличительные особенности инновации от других бизнес-процессов.
8. Инновационная неопределенность и риски.
9. Диффузия инноваций.
10. Инновационный процесс и его структура.
11. Классификация инноваций по характеру результата.
12. Заимствованные новшества и их роль в инновационном процессе
13. Основные классификационные характеристики инновации.
14. Преимущества стратегии «первого шага».
15. Жизненный цикл нововведения.
16. Финансовые риски инноваций.
17. Коммерческие риски инноваций.
18. Необходимые условия успешной реализации имитационной стратегии.
19. Достоинства и недостатки инновационной стратегии развития предприятий.
20. Достоинства и недостатки имитационной стратегии.
21. Виды предприятий по типу инновационных стратегий.
22. Классификация научных организаций.
23. Малые фирмы в инновационном менеджменте
24. Венчурные фирмы и область их деятельности.
25. Понятие инновационного потенциала
26. Формирование и реализация стратегии инновационной деятельности.
27. Критерии отбора нововведений.
28. Внутренние участники инновационной деятельности предприятия.
29. Фирмы эксплеренты и область их деятельности.
30. Фирмы патиенты и область их деятельности.
31. Фирмы виоленты и область их деятельности.
32. Фирмы комутанты и область их деятельности.
33. ФСА при создании инновационного проекта.
34. Сроки окупаемости инновационного проекта:
35. Методы экспертизы инновационных проектов, их преимущества и недостатки.
36. Понятие организации инноваций.
37. Особенности и задачи организации инновационных процессов.
38. Субъекты инновационной деятельности.
39. Секторы научной деятельности
40. Организационные формы инновационного менеджмента.
41. Организационные структуры инновационного менеджмента.
42. Цели и задачи стратегического управления инновациями.
43. Стратегический инновационный маркетинг.
44. Планирование инновационного проекта.
45. Управление реализацией инновационных проектов.
46. Значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности.
47. Эффективность затрат на использование новшеств.
48. Основные функции государственных органов в инновационной сфере.
49. Место инновационной политики в системе регуляторов социально-
экономических процессов.
50. Государственные приоритеты в сфере науки и технологий.

Файлы: 1 файл

Ответы иннов.менеджмент.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. История формирования терминов  «инновация» и «нововведение».

2. Теория длинноволнового развития  экономики Н.Д. Кондратьева. 

3. Парадигмы технико-экономического  развития.

4. Теоретические взгляды Й. Шумпетера на инновации.

5. Понятие и сущность инновации.

6. Инновации и структурные изменения  в экономике.

7. Отличительные особенности инновации  от других бизнес-процессов.

8. Инновационная неопределенность  и риски. 

9. Диффузия инноваций. 

10. Инновационный процесс и его  структура.

11. Классификация инноваций по  характеру результата.

12. Заимствованные новшества и  их роль в инновационном процессе

13. Основные классификационные  характеристики инновации.

14. Преимущества стратегии «первого  шага». 

15. Жизненный цикл нововведения.

16. Финансовые риски инноваций.

17. Коммерческие риски инноваций.

18. Необходимые условия успешной  реализации имитационной стратегии.

19. Достоинства и недостатки  инновационной стратегии развития предприятий.

20. Достоинства и недостатки  имитационной стратегии.

21. Виды предприятий по типу  инновационных стратегий.

22. Классификация научных организаций.

23. Малые фирмы в инновационном  менеджменте

24. Венчурные фирмы и область  их деятельности.

25. Понятие инновационного потенциала

26. Формирование и реализация  стратегии инновационной деятельности.

27. Критерии отбора нововведений.

28. Внутренние участники инновационной  деятельности предприятия.

29. Фирмы эксплеренты и область их деятельности.

30. Фирмы патиенты и область их деятельности.

31. Фирмы виоленты и область их деятельности.

32. Фирмы комутанты и область их деятельности.

33. ФСА при создании инновационного  проекта.

34. Сроки окупаемости инновационного  проекта:

35. Методы экспертизы инновационных  проектов, их преимущества и недостатки.

36. Понятие организации инноваций. 

37. Особенности и задачи организации  инновационных процессов. 

38. Субъекты инновационной деятельности.

39. Секторы научной деятельности

40. Организационные формы инновационного  менеджмента.

41. Организационные структуры инновационного  менеджмента. 

42. Цели и задачи стратегического  управления инновациями.

43. Стратегический инновационный  маркетинг.

44. Планирование инновационного  проекта. 

45. Управление реализацией инновационных  проектов.

46. Значение инноваций для стабилизации  экономического развития, укрепления  национальной безопасности.

47. Эффективность затрат на использование  новшеств.

48. Основные функции государственных  органов в инновационной сфере. 

49. Место инновационной политики  в системе регуляторов социально-

экономических процессов.

50. Государственные приоритеты  в сфере науки и технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История формирования терминов  «инновация» и «нововведение». Л. Морганом и немецким экономистом Ф. Энгельсом, человеческое общество в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию.  С первого момента появления человека на Земле у него возникает одна потребность - потребность выжить.  Когда же человек перестает трудиться ради выживания у него появляется вторая необходимая потребность - потребность в информации. А это уже означает появление прогресса.  Развитие прямого товарообмена приводит к появлению денег как посредника этого обмена. Появление денег - это уже начало цивилизации.  Научно-технический прогресс, как любое явление в мире, имеет две стороны: положительную и отрицательную.  Научно-технический прогресс для нас развивается в том времени, в котором мы живем и которое мы знаем, которое отведена человечеству на Земле. Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытия.  Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.  Так возникает инновационная спираль, имеющая вид: …научно-технический прогресс- идея- нововведение- научно-технический прогресс- идея- нововведение…Таким образом, нововведение и связанная с ним инновация представляют собой объективный закон развития человеческого общества. 

2.Теория длинноволнового развития  экономики Н.Д. В основе инновации (науки об инновациях) лежит в соответствии с волновой теорией Н.Д.Кондратьева любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые длинные волны, с возможным отклонением в 10 лет). Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста.

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие  кондратьевские циклы/волны (рисунок):

1 цикл - с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены  моменты минимумов экономических  показателей мировой экономики)

2 цикл - с 1844-51 до 1890-96 гг.

3 цикл - с 1891-96 до 1945-47 гг.

4 цикл - с 1945-47 до 1981-83 гг.

5 цикл - с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)

6 цикл - с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

На базе своих исследований Н.Д. Кондратьев сделал ряд выводов:

1. Перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально- экономических процесса, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.

2. Периоды подъема циклов  конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными  потрясениями (революции, войны).

3. Понижательные волны  данных циклов связаны с длительной  депрессией сельского хозяйства.

3. Парадигмы технико-экономического  развития.  К. Фридмен, Ш. Перес, Ван Дейн и другие ввели в научный оборот понятие технико-экономической парадигмы, означающее совокупность основных экономических, технологических, организационно-управленческих, политических, социальных, экономико-географических процессов, сопровождающих ту или иную длинную волну. Соответственно переход от одной длинной волны к другой указанные авторы представляют как переход к новой технико-экономической парадигме, к новому содержанию основных процессов, определяющих такую парадигму.  В последние 300 лет в истории технологической эволюции мировой экономики сложилось 5 технологических укладов. Технологический уклад – это макроэкономический воспроизводственный контур, охватывающий все стадии переработки ресурсов, и соответствующий тип перепроизводственного потребления. Технологический уклад формируется в рамках всей экономической системы, охватывает все стадии переработки ресурсов и соответствующий тип непроизводственного потребления, образуя макроэкономический воспроизводственный контур. 
       Каждый технологический уклад является самовоспроизводящейся целостностью, вследствие чего технологическое развитие экономики может происходить только путем последовательной смены укладов Поскольку в экономике теоретически допустимо одновременное существование трех технологических укладов (зарождающегося, доминирующего, отмирающего), то можно сказать, что одновременно имеет место несколько (три) конкурирующих равновесных режимов. При этом один из таких режимов, соответствующий системе производств, входящих в доминирующий уклад, сам является доминирующим.

4. Теоретические взгляды Й. Шумпетера на инновации.

Инновации оказывают двойственное влияние на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности

для расширения экономики, с  другой - делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Инновации разрушают экономическое равновесие, вносят возмущения и неопределенность в экономическую

динамику. Согласно Й. Шумпетеру, инновация сопровождается созидательным разрушением экономической системы, обусловливая

ее переход из одного состояния  равновесия в другое.

5.Пнятие и сущность инновации. Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.  
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.

Сущность инновации состоит в том, чтобы постоянно изобретать что то новое и при этом получать прибыль.

6. Инновации и структурные изменения в экономике. В настоящее время в России реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста. Однако перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные ограничения. Факторами, тормозящими инновационное развитие, являются любые рестрикционные меры, направленные на ограничение финансового и товарного обмена (протекционизм, высокий уровень монополизации, наличие мощных картелей, излишняя «зарегулированность» экономических систем). Недостатками российской инновационной системы являются: относительная низкая доля затрат на инновационное развитие в ВВП, преобладание бюджетного финансирования инновационных программ и низкая доля бизнеса в финансировании научной деятельности и разработке технологий, изолированность инновационной системы от потребностей рынка. Одной из основных причин низкой доли бизнеса в национальных инновационных проектах является доминирование в структуре российской экономики низко технологичных отраслей добывающей промышленности. Крайне слабым местом в технологическом развитии является ограниченное число инновационно активных компаний, доля которых в экономике составляет 9–11% по сравнению с 20–245 для развитых стран. В России сохраняется низкий уровень инновационной активности. Анализ содержания отечественной инновационной политики и реализованных мероприятий показывает, что большинство из них включает слишком большую компоненту государственной поддержки в форме субсидий или государственного заказа. 

8. Инновационная неопределенность и риски. Инновационная деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов. В общем случае под риском понимается возможность того, что произойдет некое нежелательное событие. В предпринимательской деятельности риск принято отождествлять с возможностью потери предприятием части своих ресурсов, снижение планируемых доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Риски, связанные с инвестициями в нововведения классифицируются следующим образом:

-          кредитный (деловой) риск;-          инфляционный риск;-          процентный риск;-          валютный риск.

Эти риски рассчитываются в рамках ТЭО по соответствующим  методикам в зависимости от содержания конкретного проекта нововведений. Существует еще один специфический  вид риска. Это риск политический, который связан с возможными убытками предпринимателей и инвесторов вследствие нестабильной политической ситуации в  стране. Приход к власти новой политической партии или нового движения, как  правило, сопровождается сменой ряда экономических  законов, регулирующих в числе прочих инвестиционную деятельность. в инвестиционном проектировании используются последовательно следующие методы оценки рисков:

1.       анализ неопределенности путем анализа чувствительности и сценариев,

2.       анализ неопределенности с помощью оценки рисков, который может быть проведен с использованием разнообразных вероятностно-статистических методов.

9. Диффузия инноваций  — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году. Ключевые элементы в исследовании диффузии – это инновация, коммуникационные каналы, время, социальная система.  Два фактора определяют каким специфическим типом является решение:-Принято ли решение свободно и осуществляется добровольно.-Кто принял решение. Основываясь на этих соображениях, в рамках диффузии инноваций были определены три вида инновационных решений: Добровольное инновационное решение, Коллективное инновационное решение, Властное инновационное решение.

10. Инновационный процесс и его структура. Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. инициация инновации; маркетинг инновации; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия (распространение) инновации. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

 

 

12. Заимствованные новшества и их роль в инновационном процессе.

Мировой опыт показывает, что  устойчивое развитие производства в  большей мере зависит не от имеющихся  ресурсов, а от инновационного характера  производства. Тенденция мирового развития выявила радикальные перемены, вызванные  взрывом новшеств в области техники  и технологий. Успешность внедрения  во внешнюю высокотехнологичную  рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения. В условиях рынка важнейшим признаком  инновации выступает новизна  потребительских свойств, а техническая  новизна играет второстепенную роль. При этом важно отличать инновацию  от изобретения и не смешивать  эти два понятия, поскольку изобретение - это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и изобретение не превращается в инновацию, пока оно не достигнет  рынка. Инновация же - это новая  выгода для потребителей. Следует  обратить внимание, что инновация  вначале материализуется в виде новой продукции, услуге, технологии или организации труда, а затем  уже коммерциализуется, превращаясь  в источник дохода. Кроме того, понятия  новшество и нововведение имеют  определенные различия. Первоначально  возникает новшество в виде изобретения  или нового метода. Если это новшество  используется, то появляется нововведение, а когда оно используется в  широком масштабе, то становится инновацией. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. 

14. Преимущества стратегии «первого шага».

Цель стратегий предприятия - формирование устойчивого потенциала успеха с учетом его преимуществ  перед конкурентами. Любая стратегия  будет признана успешной только в  том случае, если полученные в процессе ее реализации результаты окажутся максимально  приближенными к запланированной  цели. Поэтому стратегический план всегда содержит в качестве обязательного  компонента сферу оперативных задач, обеспечивающих практическую целостность  и завершенность реализации стратегического  замысла т. е. его воплощение. Следует отметить и наиболее характерные неудачи стратегических процедур, к которым относятся:·  нереальные плановые установки·  неверная оценка ресурсов·  отсутствие обязательств руководящего состава, воли и способности к реализации стратегии. Новый товар становится инновацией в том случае, если он отвечает таким критериям, как: Уникальность (выгоды от приобретения нового товара или услуги должны восприниматься как уникальные и отличные от существующих):Устойчивость (новый продукт не должен легко воспроизводиться конкурентами, иначе не будет четких перспектив завоевания рынка).

15. Жизненный цикл нововведения. период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и их снятия с произ-ва, значительного уменьшения их практического применения. Жиз. цикл  принято делить на отдельные стадии:

1) зарождение идеи, появление  изобретения; 

2) научные исследования  и разработки, экспериментальная проверка возможности воплощения замысла;

3) появление нового изделия  на рынке, формирование спроса (рост);

4) широкое изготовление  новых изделий (зрелость);

5) насыщение рынка; 

6) затухание продажи и вытеснение изделия новым, более совершенным. Иногда жиз.цикл нововведения характеризуется формулой: "наука-техника - производство -применение".

16. Финансовые риски инноваций. Понимается вероятность возникновения непредвиденных финн. потерь в ситуации неопределенности условий инновационной деятельности организации. Одна из групп финн. рисков - это инвестиционный риск- возможность возникновения непредвиденных финн. потерь в инвестиционной деятельности. Выделяются виды: риск реального инвестирования, риск финн. инвестирования (портфельный риск), риск инновационного инвестирования. Так как эти виды инвестиционных рисков связаны с возможной потерей капитала предприятия, они включаются в группу наиболее опасных рисков. Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск снижения финансовой устойчивости, риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск снижения финансовой устойчивости-риск генерируется несовершенной структурой капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств). В составе фин. рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль. Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного финансового ущерба  в результате неосуществления какого-либо мероприятия. Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Он включает следующие разновидности:· процентные риски;· кредитные риски. Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь. Риски прямых финн. потерь включают следующие разновидности: Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. Селективные риски  - это риск неправильного выбора видов вложения капитала. Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала.

17. Коммерческие риски инноваций.

Риск включает в себя три главных момента: вероятность получения желаемого результата (удачи), возможность наступления нежелательных последствий (неудачи) при реализации выбранной альтернативы, вероятность отклонения от заданной цели. При этом отклонения возможны как отрицательного, так и положительного свойства. В зависимости от степени влияния на финансовое положение компании выделяют риски:

· допустимый;

· критический;

· катастрофический.

За допустимый риск обычно принимают угрозу полной потери компанией 

прибыли. Критический риск сопряжен с утратой предполагаемой выручки. Самым опасным является риск, который приводит к потере всего имущества и банкротству  компании - катастрофический

18. Необходимые условия успешной реализации имитационной стратегии. Имитационная стратегия - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

Характерны низкие затраты  на нововведение.

Имитационная стратегия  применяется фирмами, не являющимися  пионерами в выпуске на рынок  тех или иных нововведений. При  этом копируются основные потребительские  свойства (но не обязательно технические  особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами  или фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия  исходит из принципа время – деньги.

Выбор инновационной стратегии  с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее: Зарождение, рождение, утверждение, стабилизация, упращение, падение, исход, деструктуризация.

20. Достоинства и недостатки имитационной стратегии. Укажем ряд основных достоинств и недостатков метода имита­ционного моделирования.

Основные достоинства:

• имитационная модель позволяет, в принципе, описать моде­лируемый процесс с большей адекватностью, чем другие;

• имитационная модель обладает известной гибкостью варьирования структуры, алгоритмов и параметров системы;

• применение ЭВМ существенно  сокращает продолжительность испытаний  по сравнению с натурным экспериментом (если он возможен), а также их стоимость.

Основные недостатки:

• решение, полученное на имитационной модели, всегда носит частный характер, так как оно соответствует  фиксированным элементам структуры, алгоритмам поведения и значениям  па­раметров системы;

• большие трудозатраты на создание модели и проведение экс­периментов, а также обработку их результатов;

• если использование системы  предполагает участие людей при  проведении машинного эксперимента, на результаты может оказать влияние  так называемый хауторнский эффект (заключающийся в том, что люди, зная (чувствуя), что за ними наблюдают, могут изменить свое обычное поведение).

23. Малые фирмы в инновационном менеджменте. Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств. На конец 90-х в России насчитывалось около 900 тыс. малых организаций с числом занятых около 7 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6%. Тем не менее, малые инновационные организации — это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.

Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных  организациях появилась необходимость  создать условия для привлечения  к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе  и за счет выделения малых организаций  из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских  организаций, правительство считает  необходимым создание фонда имущества  инноваций для предоставления малым  организациям, занимающимся инновационной  деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Таким образом, инновационная  политика государства учитывает  возможности и интересы всех субъектов  инновационной деятельности, как  крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему экономики  России.

25. Понятие инновационного потенциала.  — это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Потенциал организаций —  главный критерий целесообразности их существования. Через рост потенциала идет развитие организации, и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Совершенствование организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса разработки стратегии.

Инновационная цель выступает  как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения целей более высокого уровня: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходный процесс описывается, как известно, логистической 5-образной кривой развития. Рост инн. потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды орг-ции.

27. Критерии отбора нововведений. отбор проектов — одна из управленческих задач, где проявляется приоритетность направлений вложения средств. Процедура отбора может быть разделена на три этапа: предварительную оценку проекта, комплексную экспертизу, подготовку заключения. На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. На этой стадии учитывают соответствие проекта целям, деятельности инвестора. Особыми учитываемыми признаками могут быть характер и уровень риска достижения успеха, связь с другими научно-техническими программами, наличие налоговых льгот, влияние на экспортно-импортные связи страны. Комплексная экспертиза предполагает: оценку участников проекта, оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта, оценку используемых научно-технических и технологических разработок, оценку финансовых потоков, оценку экологических и социальных последствий. аключение по проекту предполагает вывод о целесообразности его выполнения.

28. Внутренние участники инновационной деятельности пред-ия. Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами. Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.  
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.  
В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).  
Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках. 

34. Срок окупаемости показывает, за какое время могут окупиться инвестиции в инновационный проект с учетом первоначальных капитальных вложений. Период окупаемости — это отрезок времени, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, будет равна сумме инвестиций. Показатель применяется в международной практике вместо срока окупаемости. В западной практике оценки инновационных проектов рассчитывают отношение приведенных доходов к инвестиционным расходам, и этот показатель называют индексом доходности. При наличии нескольких вариантов проекта наиболее эффективный выбирается по минимуму, так называемых, приведенных затрат. Расчётный срок окупаемости определяется по формуле:

Tp = (K2 - K1) / (C1 - C2)

где К1, К2 — инвестиции в инновацию по вариантам; С1, С2 — годовые издержки по вариантам.

Для выбора варианта расчетный  срок окупаемости Т сравнивается с его нормативным значением Tн = 1 /Ен. Дополнительные инвестиции в инновации оправданы тогда, когда расчетный срок их окупаемости не превышает нормативное значение. Более эффективный вариант выбирается при условии Тр < Тн.

Таким образом, для отбора эффективного варианта инновационных  мероприятий используют показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные  части:

приведенные затраты;

срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;

коэффициент эффективности  дополнительных инвестиций в инновации.

36. Понятие организации инноваций. Организация инноваций включает три принципиальных аспекта: субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих разработку, внедрение и производство новшеств; совокупность процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых функций в инновационной деятельности; структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами. Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях (академический и вузовский сектор), на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. Набазе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.Внедрением и производством научно-технических и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях.

38. Субъекты инновационной деятельности. Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг. Субъектами инновационной деятельности являются те организации и лица, которые осуществляют инновационную деятельность, т. е. организуют, стимулируют и развивают инновационную деятельность с учетом специфических особенностей таковой деятельности.  
К таким организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, как российского, так и иностранного происхождения. К физическим лицам относятся граждане РФ и иностранные граждане. К субъектам инновационной деятельности относятся также органы государственной власти и ее субъекты и органы местного самоуправления.  
Субъекты инновационной деятельности могут иметь функции заказчиков, исполнителей и инвесторов инновационных программ, проектов и программ поддержки инновационной деятельности в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ними, и инновационного потенциала.  
Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, используемых субъектами инновационной деятельности для ее осуществления. 

39. Секторы научной деятельности.

1.Государственный сектор:

организации министерства и  ведомств, которые обеспечивают управление государством и довлетворение потребностей общества в целом (государственная управление, оборона, общественный порядок, культура, досуг, социальное обеспечение и тд), включая федеральные и местные органы.

Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в  основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящие к высшему образованию. Эти организации в первую очередь  обслуживают правительство и  не ставят своей задачей получение  прибыли, а в основном вовлечены  в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

2.Предпринимательский

Все   организации   и   предприятия,   чья   основная  деятельность связана  с производством продукции или  услуг   в  цепях   продажи  (отличных   от  услуг   сектора  высшего   образования),   в   том   числе  находящиеся   в  собственности государства.

Частные   бесприбыльные   (некоммерческие)  организации,   в   основном   обслуживающие  вышеназванные организации.

3.Высшее образование

Университеты  и  другие  высшие  учебные  заведения,  независимо   от   источников   финансирования   или  правового статуса.

Университеты  и  другие  высшие  учебные  заведения,  независимо   от   источников   финансирования   или  правового статуса.

Научно-исследовательские   институты,  экспериментальные   станции,   клиники,   находящиеся  под  непосредственным   контролем   или   управлением  или   ассоциированные   с   высшими   учебными  заведениями.

Организации,   непосредственно   обслуживающие  высшее   образование   (организации   системы  Госкомитета  по высшему образованию).

4.Частный  бесприбыльный  (некоммерческий)

Частные   организации,   не   ставящие   своей   целью  получение   прибыли   (профессиональные   общества,  союзы, ассоциации, общественные, благотворительные  организации,   фонды);   кроме   фондов,   более   чем  наполовину   финансируемых   государством,   которые  относятся к государственному сектору.

Частные индивидуальные огранизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Стратегический инновационный маркетинг. Инновационный маркетинг - это деятельность на рынке нововведений, направленная на формирование или выявление спроса с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей, что базируется на использовании новых идей относительно товаров, услуг и технологий, которые наилучшим образом содействуют достижению целей организации и отдельных исполнителей. Инновационный маркетинг может рассматриваться в различных аспектах. В основу стратегических маркетинговых исследований закладывается анализ конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя. Стратегический маркетинг ориентирован на тесный контакт работников маркетинговых и социологических служб предприятия с потребителем. Согласно взглядам западных маркетологов, инновационная монополистическая конкуренция начинается уже на первой стадии - стадии мобилизации капитала под инновационный проект. Вторая стадия осуществляется путем развертывания НИОКР, получения новой научно-технической информации и исследования рынка. Третья стадия - реализация НИОКР и внедрение новшества в производство. При этом фирма руководствуется перспективными целями максимизации прибыли и позицией лидера, основанной на конкурентных преимуществах. Следующая стадия - выход фирмы-новатора на рынок с принципиально новым товаром. При этом фирма занимает исключительное положение: конкуренции на рынке практически нет, цены на данном этапе жизненного цикла новшества будут наивысшими.

44. Планирование инновационного проекта. Планирование составляет один из основных элементов системы управления инновационной деятельностью. Планирование заключается в разработке основных направлений инновационной деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом на рынке. Планирование инноваций входит в сложную структуру комплексного планирования, состоящую из различных по уровню, целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). 
Планирование инноваций имеет следующие функции: 
- постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения инновации, в том числе каждому участнику; 
- подготовка рациональных и экономически обоснованных управленческих решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия; 
- координация деятельности всех участников процесса различными формами управления и стимулирования; 
- определение базы и периода времени для предметного контроля состояния системы и оценки хода инновационного процесса. 
Конкретную постановку задач и внедрение инноваций по отдельным направлениям, продуктам и услугам содержат инновационные проекты.

45. Управление реализацией инновационных проектов. Для  облегчения  управления  инновационными  проектами   руководителям

следует  придерживаться  следующих   принципов: Принцип  селективного  (выборочного)  управления.  Суть  в  выборе         приоритетных направлений. Принцип  целевой ориентации проектов на обеспечение  конечных  целей.       Предполагает  установление  взаимосвязей  между   потребностями   в        создании инновации и возможностями  их реализации. Принцип полноты цикла  управления проекта. Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления      проектами. Принцип иерархичности организации инновационных процессов.  Принцип много вариантности при выборе управленческих решений. Принцип системности. Разрабатывается совокупность мер,  необходимых для организации проекта. Принцип обеспеченности  или сбалансированности. Этап формирования предложений по приоритетным направлениям: Фиксируется перечень  наиболее  существенных  критериев достижения

цели. Для  каждого  проекта,  реализующего   приоритетное   направление,        делается оценка уровня улучшения каждого  показателя по сравнению  с существующим положением по шкале «низкий», «ниже  среднего»,«выше        среднего», «высокий». Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или  «высокий»,из дальнейшего рассмотрения  исключаются. Технологии, имеющие не ниже одной оценки  «высокий»  или  не  менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу  приоритетных. В мировой практике анализ «затраты - результат» является  обязательной процедурой любых механизмов распределения  финансов.  Это  объясняется  тем,

что при всей простоте для  практического применения этого  решающего  правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает:

Максимально  возможную  эффективность  при  заданном  ограниченном объеме средств;

Минимальные затраты при  достижении требуемого уровня  результата  и эффективности.

46.Значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и  общества в целом. По значимости и степени влияния: Базисные-на освоение новых поколений техники на принципиально навых технологиях.Уличшающие-затрагивают уже существующий продукт.Псевдоинновации-как правило,имеют местную новизну, незначительные технологические или внешние изменения.

47. Эффективность затрат на использование новшеств. Могут быть внутренние и внешние .Внутренние распределяются по источникам финансирования: собственные средства, средства бюджета, средства внеб.фондов.Внутренние разделяются по видам работ: фундаментальные, прикладные, разработки. О секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего образования, частный бесприбыльный сектор. Для оценки эффективности необходимо решить проблему оценки ее результатов. Следует различать эффективность затрат у производителей и покупателей.  

Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели: 
     затраты на освоение новшеств; 
      общие затраты на производство и реализацию продукции; 
       выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; 
       прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств; 
       выручка от реализации всей продукции; 
      стоимость нематериальных активов (средняя за период); 
       стоимость основных фондов (средняя за период); 
        чистая прибыль; 
        средняя списочная численность персонала. 
       Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа: 
       затрат на единицу объема реализации; 
      прибыли от реализации продукции; 
       чистой прибыли.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Инновационному менеджменту"