Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом

Содержание работы

План
Глава 1.Основные стадии развития науки управления и классификация школ менеджмента
1.1 Характеристика основных школ менеджмента
1.2 возникновение и формирование различных школ руководства
Глава 2. Анализ и исследование и системы менеджмента ,,,
2.1 общая характеристика предприятия
2.2Сравнительный анализ характеристик современных школ менеджмента
2.3Современная система менеджмента и рекомендации ее совершенствованию

Файлы: 1 файл

2.docx

— 29.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План   

Глава 1.Основные стадии развития науки управления и  классификация школ менеджмента 

1.1 Характеристика основных школ менеджмента

1.2 возникновение и формирование различных школ руководства

Глава 2. Анализ и  исследование и системы менеджмента ,,,

2.1 общая характеристика  предприятия 

2.2Сравнительный анализ  характеристик современных школ  менеджмента 

2.3Современная система  менеджмента и рекомендации ее  совершенствованию 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «менеджмент» в последнее  время все чаще и чаще употребляется  в русском языке. Открываются  «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары  менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись  в английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать  определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

Проблемы природы и принципов  управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Особое внимание им уделяется на страницах специальной  печати в период трансформации общественно-экономических  отношений. Объективно теория и практика управления развивались в нашей  стране и развитых капиталистических  странах параллельно, что было обусловлено  общественно-экономическими условиями  организации и функционирования производства. Поэтому особый интерес  представляет рассмотрение эволюции формирования управленческой мысли в нашей  стране и менеджменту как специфической  области знаний о законах управления за рубежом. Начало развития управленческой науки связывают с периодом промышленного  капитализма, появлением в 1776 г. труда А. Смита «Богатство народов». Характерной чертой эпохи отмечалось значение специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в тот период капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это  товарная концепция (конец ХIХ –  начало ХХ в.), сбытовая (30–50-е гг.) и  маркетинговая (с конца 50-х – начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции.

Дальнейшее развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют  по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие  друг за другом во времени и дополняющие  друг друга новыми содержательными  аспектами понимания управления. В настоящее время достаточно сложно провести систематизацию сложившихся  школ в управлении, так как представители  различных школ используют теории и  концепции других школ.

Тема моей курсовой работы «Школы менеджмента».

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об историческом развитии теории и практики менеджмента с позиции  различных школ.

Предметом моей работы является наука  об управлении.

Глава1. Основные стадии развития науки управления и классификация школ менеджмента

 

1.1Характеристика основных этапов  развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто может сказать, как и когда зародилось искусство  и наука управления. Менеджмент в  той или иной форме существовал  всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого  общества:

· политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

· экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

· оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах  требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья  и т.д.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства  того времени, поскольку строительство  таких уникальных сооружений требовало  четкости в планировании, организации  работы великого множества людей, и  контроля над их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и  практики управления, выявляют несколько  исторических периодов.

Первый период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XV в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени  или общины. Старейшины и вожди  родов и племен олицетворяли собой  руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый  опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так  или иначе характеризуют процесс  накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в  какой-то мере составить представление  о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новой науки - менеджмента.

Второй период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, т.к. сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени  научных направлений и школ менеджмента  оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и  практике управления связан с созданием  и использованием вычислительной техники. В 1833 г. математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались  более оперативно.

Третий период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится  в постоянном движении. Формируются  новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный  аппарат, наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением времени  менеджеры изменяли ориентиры от потребности своей конкретной организации  на изучение сил управления, действующих  в их окружении. Некоторые из них  решили свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали  и в прошлые периоды. Другие исследователи  искали более систематизированные  подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена  промышленной революции в ЧЙЧ  в. Возникновение фабрики как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать  за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы  они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это  и были первые менеджеры.

Четвертый период - информационный период (1960 г. по настоящее время). В 60-е г. начинается широкая разработка концепций  управления, опирающихся на использование  математического аппарата, с помощью  которого достигается интеграция математического  анализа и субъективных решений  менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились  такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

    1. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

Школа научного управления

Возникновение современной  науки управления относится к  началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует  считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление»  впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора  заключался в расчленении процесса физического труда и его организации  на составные части (труд исполнительский  и труд распорядительский) и последующем  анализе этих частей. Целью Тейлора  было создание системы научной организации  труда, базирующейся на основе экспериментальных  данных и анализе процессов физического  труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами  рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию  производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия  и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены  на плановое или распределительное  бюро предприятия, которому в системе  Тейлора отводилось центральное  место.

Важным вкладом Тейлора  было признание того, что работа по управлению - это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы  Тейлор считал сближение интересов  всего персонала предприятия.

Философскую основу системы  Тейлора составила концепция  так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей  системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора  заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих  и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты  его последователями, среди которых  в первую очередь следует назвать  Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в  развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации  производства. В системе Тейлора  центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

К лассическая (административная) школа в управлении

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок  времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником  этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в  основном вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители  классической школы занялись разработкой  подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Информация о работе Школы менеджмента