Школы и теории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 17:26, реферат

Описание работы

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки сделали американские исследователи, которые возглавили движение за научное управление. Как уже отмечалось в подразделе, взгляды на менеджмент развивались с изменением общественных отношений, бизнеса, развитием научных знаний, совершенствованием технологии производства, появлением новых средств связи и обработки информации. Совершенствовалась управленческая практика - формировалась и наука об управлении, которая никогда не была пассивным наблюдателем за менеджментом

Файлы: 1 файл

Школы и теории менеджмента.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Школы и теории менеджмента.

    Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки сделали американские исследователи, которые возглавили движение за научное управление. Как уже отмечалось в подразделе, взгляды на менеджмент развивались с изменением общественных отношений, бизнеса, развитием научных знаний, совершенствованием технологии производства, появлением новых средств связи и обработки информации. Совершенствовалась управленческая практика - формировалась и наука об управлении, которая никогда не была пассивным наблюдателем за менеджментом. Энциклопедия профессионального менеджмента отмечает, что началом его научного развития необходимо считать 1886 г., когда президент компании «Йедль энд Таун» Генри Таун (1844-1924) выступил на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист» о роли менеджмента как сравнительно самостоятельной сферы научного знания.

Школы менеджмента

Школа научного управления (1885-1920 гг.)

Разработка оптимальных методов выполнения работы благодаря научному изучению затрат времени, затраченных движений и усилий работников; Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор (1856-1915). Своими экспериментами и научными работами он пытался доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформированные на их основании «принципы научного менеджмента» осуществят революцию в производстве, заменят авторитарные методы управления на более рациональные научные подходы. Очевидно, отмечал Тейлор, человек одного типа сначала должна составить план работы, а человек совсем другого типа должна выполнить его. Главные свои идеи Тейлор сформулировал в книгах «Сдельная система» (1895р.), «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы научного менеджмента» (1911р.) в виде следующих принципов «научного управления»:

  • Абсолютное соблюдение разработанных на научных основаниях стандартов и правил;
  • Подбор, подготовка и расстановка работников на те рабочие места и задачи, на которых они принесут наибольшую пользу;
  • Оплата по результатам (меньшие результаты - небольшая оплата, большие результаты - выше оплата);
  • Использование функциональных менеджеров, которые обеспечивают выполнение работ и их контроль по специализированным направлениям;
  • Поддержка товарищеских отношений между работниками и менеджерами.

Тейлор, по мнению его последователей, сделал своего рода «интеллектуальную революцию» трактовкой промышленного менеджмента как совместной деятельности управляющих и рабочих что, основанная на общности взаимных интересов.

Последователь Ф. Тейлора профессор Генри Гант занимался разработкой методики премиальной оплаты, а также разработкой теории лидерства. Значительный вклад в развитие этой школы сделал американский промышленник, король автомобилестроения Генри Форд (1863-1947 гг), имя которого стало символом ХХ века, образцовым воплощением «американской мечты». Именно Г. Форд сформулировал организационно-технические принципы управления, которыми и пользовался в своей практической деятельности.

Кроме Ф. Тейлора и Г. Форда школу научного управления совершенствовали Г. Эмерсон, Френк и Лилия Гилберт, А. Хопф и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно совершенствовать операции ручного труда, добиваться их эффективного выполнения. Устанавливались нормы, в зависимости от которых осуществлялось стимулирование труда. Представители этой школы выступили за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.)

«Отцом» классического менеджмента считается французский предприниматель и инженер Анри Файоль (1841-1925 гг), создавший первую целостную классическую школу управления и сформулировал ее основные принципы i функции. Его первая статья на эту тему вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» - в 1916г. В 1918г. А. Файоль возглавил созданный им центр административных исследований. Он доказывал, что открытые им принципы можно применять как в правящих кругах, в учреждениях, так и в армии, то есть они носят универсальный характер.

Основные принципы административного управления А. Файоля:

1. Управлять, как считал Файоль, - «это значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и  контролировать».

2. Предвидеть - учитывать будущее  и вырабатывать программу действий.

3. Организовывать - строить двойной  материальный и социальный организм  предприятия.

4. Распоряжаться - заставлять персонал  в соответствии работать.

5. Координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия  и усилия 6. Контролировать - заботиться о том, что все осуществлялось согласно установленным правилам и распоряжениям.

Последователями Файоля можно считать Л. Гьюлика, Л. Урвик, Дж. Муни, К. Адамецького, А. Рейли, Ч. Барнарда и других ученых, которые развили и конкретизировали учения. Недостатком этой школы считается то, что ее представители мало внимания уделяли социальным аспектам управления.

Теория идеальной бюрократии (с 1920г.)

Сформировал теорию «идеальной бюрократии» известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.) Как особый социальный слой, специализирующаяся на управлении, бюрократия зародилась еще до нашей эры и с тех пор, подчеркивал ученый, остается неизменным атрибутом классового общества. Наличие бюрократии рассматривается как необходимое средство, обеспечивающее разработку формальных правил управления. Учение М. Вебера о бюрократии осуществило значительное влияние на американскую концепцию менеджмента 30-40 годах прошлого века, поскольку без мощного бюрократического аппарата современное производство вообще не может правильно существовать. М. Вебер понимал бюрократию настоящий профессионализм в сфере управления, основанный на овладении не только небходимо навыками, но и особого рода рациональным знанием. Сущность теории М. Вебера составляют следующие понятия:

  • Четкое разделение труда, что ведет к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности;
  • Иерархия управления, по которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • Наличие взаимосвязанной системы обобщенных правил и стандартов, обеспечивающих координацию выполнения различных задач;
  • Отсутствие недоразумения в межличностных отношениях;
  • Организация найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, а также защита служащих от необоснованных увольнений;
  • Стратегия долгосрочного найма сотрудников;
  • Движение вверх внутри организации на основании компетентности и широких знаний, которые приобретаются с выслугой лет.

Преимущества бюрократии заключаются в создании рациональных структур с широкими возможностями их универсального применения, а недостатки - в формировании тенденции нивелиювання людей. В целом же формализм бюрократии привел к распространению упрощенных схем управленческого труда.

Школа человеческих отношений (с 1930г.)

Создателем школы человеческих отношений стал американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880-1949 гг.) Многолетними исследованиями, проведенными под его руководством в г. Хоторн (это близ Чикаго), было установлено, что производительность труда рабочих повышается не столько благодаря повышению заработной платы, сколько за изменения в лучшую сторону взаимоотношений между исполнителями и менеджерами, рост удовлетворенности своим трудом и отношениями в коллективе. Основная заслуга Мэйо состоит в том, что он доказал зависимость результатов труда от правильно подобранных приемов управления межличностными отношениями. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано также с именем немецкого психолога Гюго Мюнстерберг (1863-1916 гг.) В своем труде «Психология и промышленная эффективность» он сформулировал основные принципы, согласно которым необходимо отбирать работников на руководящие должности, а также доказал важность гуманизации процесса управления, поскольку менеджер должен управлять прежде людьми, а не машинами.

Среди ученых, которые исследовали этот неоклассический направление, следует отметить работы Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933 гг), которая проанализировала стили управления и разработала теорию лидерства, а также научные разработки Ф. Герцберга, Д. Мак-Грегора, Р. Блейка, К. Арджириса. Так, в опубликованной в 1960г. книге «Гуманистическая сторона предприятия» Д. Мак-Грегор писал, что «успех менеджмента в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». С точки зрения Мак-Грегора, на протяжении истории можно выделить два главных повороты относительно поведения людей в организации. Первый, растянулся на целые столетия и заключался в переходе от применения физического принуждения к сопротивлению на формальную власть. Второй - в переходе от формальной власти к лидерству.

Эмпирическая школа управления (с 1940г.)

Эмпирическую школу управления представляют ученые, сочетавших разработку теории с изучением практики управленческой деятельности на почве синтеза овних идей классической школы и школы человеческих отношений. Одним из выдающихся теоретиков менеджмента и основателем указанной школы считается профессор менеджмента Нью-Йоркского университета Питер Друкер 1(род. в 1909 г.). (Мистер Управление) Небезосновательно Дракеру приписывают первенство в создании систематизированного учения об управлении как учебной дисциплины, что позволило изучать ее в учебных заведениях. Самой известной его теоретической основой является концепция «управление по целям», которая сделала «революцию» в мировой управленческой науке.

Общая характеристика управления по целям сводится к трем наиболее существенных его элементов:

  • Определение четких стратегических целей;
  • Вовлечение в процесс определения целей всех работников;
  • Оценка эффективности на основании полученных результатов.

К ведущих представителей эмпирической школы относятся также А. Слоун, Р. Дэвис, Э. Плоумен, А. Чандлер, Л. Ньюмен, Д. Миллер и другие ученые, в которых широкие теоретические исследования сопряжены с практической деятельностью.

Школа социальных систем (с 1970г.)

Учредителями школы стали Ч. Барнард, Д. Марч, Г. Саймон и И. Ан Сорф. Они сформулировали идею о том, что любая организация как открытая сложная система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма сложному внешней среды, и главные причины того, что происходит в системе, надо искать вне ее. Предложенный ими системный подход к управлению позволяет избежать ситуаций, когда решения в одной сфере перерастает в проблему для другой.

«Новая школа»

Указанная школа управления, или качественная школа (с 1960г.) Характеризуется стремлением внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук таких как кибернетика и теория исследования операций. Представителями этой школы были Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Г. Люс и др.

Теории менеджмента

Ситуационная теория менеджмента (с 1980 г.)

Среди «синтетических» учений об управлении особое место занимает ситуационный, или кейсовый подход (от англ. Сase - ситуация). Это скорее способ мышления, чем набор конкретных действий. Разработанный в Гарвадской школе бизнеса, он помогает будущим менеджерам быстро решать насущные проблемы. Наиболее совершенными ситуационными теориями является теория адаптации (стратегии приспособления), теория глобальной стратегии и теория управления по результатам. Формирование поведенческого менеджмента стало результатом усиления взаимосвязей концепции человеческих отношений с психологией, социологией и эргономикой. Представителями его стали Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор.

Системная теория менеджмента Основной идеей теории является рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. Очень популярной среди системных концепций менеджмента является теория «7-S», которую разработали две пары американских исследователей (первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотермен, вторую - Ричард Паскаль и Ентьни Атос). Ученые пришли к выводу, что эффективная современная организация формируется на базе семи взаимосвязанных элементов, изменение каждого из которых ведет к изменению шести других. Основополагающими моментами этой концепции являются: стратегия, структура, системы, штаты, стиль, квалификация и ценности, которые можно так или иначе разделять.

Теория организационной культуры (с 1985 г.)

Эта теория является еще одним новым подходом к разработке теории и практики современного менеджмента. Среди его представителей отметим В. Сате, Э. Шайна, Т. Парсонса, Р. Квина, Дж. Рорбаха. В рамках теории менеджмента организационная культура рассматривается как мощный инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на достижение общих целей, мобилизовать инициативу сотрудников, воспитывать преданность организации, улучшать процесс коммуникации, корректировать поведение.

Теория менеджмента человеческих ресурсов возникла в 60-е годы прошлого столетия благодаря социологу Р. Майлзу. В этой модели рабочие рассматриваются как источник неиспользованных ресурсов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия.

Теория культуры управления Получает все большее распространение теория культуры управления-теория рациональной организации труда аппарата управления, раскрытие роли культурного элемента в нем.

Каждая школа и каждый теория не перечеркивают предыдущих, а дополняют и обогащают их, и сейчас все сосуществуют во взаимосвязи и взаимодействии.

Инструменты управления

За свою историю человечество выработало три принципиально разных инструменты управления, то есть воздействия на людей:

  • Иерархия: основное средство воздействия - это отношения между властью и подчиненными, осуществляемых с помощью принуждения и благодаря контролю за распределением материальных благ;
  • Рынок: сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции i услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца i покупателя;
  • Культура: созданные и признанные обществом социальные нормы, установки, ритуалы, шаблоны поведения человека.

Информация о работе Школы и теории менеджмента