ВВЕДЕНИЕ
Любая наука базируется
на использовании исторического опыта.
Анализируя исторический опыт можно избежать
противоречий и ошибок, встречавшихся
на ранних этапах развития науки.
Теория организации,
в этом отношении мало отличается от других
наук. Как и любая наука, она интересуется
прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого
позволяет лучше понять настоящее, чтобы
спрогнозировать, заглянуть в будущее.
Знание истории
управления определяет многие возможности
его эффективного совершенствования.
Ведь современное управление – это совокупность
факторов, которые объективно зародились
в прошлом и ранее были как бы невидимыми,
неразличимыми, но по мере развития стали
играть ключевую роль. Понимание их источников
позволяет ответить на вопрос, какие методы
управления следует применять в настоящее
время, что является главным, а что – второстепенным.
Эволюция управленческой
мысли наиболее ярко отражается в управленческих
моделях, которые ученые и специалисты
разрабатывали, а затем и реализовывали
на практике, с целью решить возникшие
проблемы.
Актуальность исследования
темы данной работы связана с тем, что
сегодня эффективное управление организацией
имеет важное значение, поскольку без
этого, ни одна организация не сможет реализовать
свои цели и выжить. Но для этого нам необходим
качественный и квалифицированный персонал,
который также необходимо стимулировать.
С каждым днем все
больше возрастает значимость человеческого
фактора в производстве и в бизнесе: знания,
опыт, навыки работников становятся главным
источником эффективности и конкурентоспособности
организаций.
Управление персоналом
организации - целенаправленная деятельность
руководящего состава организации, специалистов
подразделений системы управления персоналом,
включая разработку концепции и стратегий
кадровой политики, принципов и методов
управления персоналом.
Корни управления
персоналом уходят глубоко в историю человеческого
общества. Еще первые представители человечества,
объединенные в родовые общины, ежедневно
решали проблемы использования собственных,
весьма ограниченных физических и интеллектуальных
ресурсов, сталкивались с вопросами разделения
труда, трудовой мотивации и дисциплины.
Объектом служит
организация ООО «Знаменское» Нагайбакского
района Челябинской области. Предметом
является наследие организационно-управленческой
мысли в ООО «Знаменское» Нагайбакского
района Челябинской области.
Целью данной курсовой
работы является применение наследия
организационно-управленческой мысли
в работу ООО «Знаменское» Нагайбакского
района, на базе развития школы человеческих
отношений.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- выявить основные стадии развития организаторской и организационно-управленческой мысли и рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
- проанализировать деятельность ООО «Знаменское» Нгайбакского района;
- выявить направления, которые могут быть применены в деятельность ООО «Знаменское» Нагайбакского района;
- дать методические рекомендации по решению проблемы мотивации труда в деятельности ООО «Знаменское» Нагайбакского района.
- РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- Историческое развитие организационной науки
- Прежде чем преступить к рассмотрению вопроса о возникновении и развитии различных научных школ организационно-управленческой мысли необходимо обратиться к истории развития науки управления.
- Развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научных подходов к организациям, принципов и методов управления ими. Существуют разные теории способов построения организаций: универсальные теории, которые утверждают, что существует единственно лучший способ построения организации; ситуационные теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как технология, факторы внешней среды. История организационно-управленческой мысли своими корнями уходит вглубь веков и тысячелетий. Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В своих классических трудах они изложили основы логики и теории познания, политически-правовых наук и этики, искусствознания, политической экономии. Это была подлинная энциклопедия накопленных за время трех первых цивилизаций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение почти двух тысячелетий. [1]
- Другая, более ранняя разновидность античной парадигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек: концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Средневековая парадигма обществоведения относится к периоду расцвета феодализма. Высказывания философов данного времени предопределили начало процесса организации рыночно-капиталистических экономических отношений. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления. [1]
- В начале XX века новым шагом в развитии организационно-управленческой мысли становится человек в системе источников саморазвития общества. Также крупным событием стало рождение социологии, что позволяло успешно решать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни.
- Однако экономические и социальные науки, которые в наибольшей мере могли бы содействовать возникновению теории управления, изучали в основном неуправленческие аспекты деятельности предприятий и общественной организации в целом. Сфера их исследований ограничивалась экономическими вопросами производства и макросоциальными, политическими аспектами. При этом они пренебрегали изучением вопросов административного управления. Следует также отметить трудности использования данных, полученных в русле многих других наук, в частности - психологии, для целей оптимизации управления. Далее, на протяжении длительного времени и среди управленцев, и на уровне правительственных организаций доминировали взгляды, что управление - только искусство, но никак не наука. Наконец, немаловажно и то, что сами управляющие в прошлом неодобрительно относились к разработке теории управления. Их внимание ограничивалось понятиями «технология», «цена», «прибыль» и т.д. Признание
за теорией управления самостоятельной
и существенной роли в организации производства,
а также связанное с ним появление специалистов
в этой области автоматически означало
бы ограничение власти и влияния крупных
предпринимателей - хозяев этих организаций.
[1]
- Процесс развития науки об управлении не является плавным и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Эти противоречия наиболее отчетливо проявились именно в период, который непосредственно предшествовал возникновению теории управления (середина и конец XIX века), хотя давали о себе знать и намного раньше. Все они являются причинами, сдерживавшими возникновение и развитие теории управления.
- Таким образом, возникновение теории управления - это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области - к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 году, когда Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного
управления». Это время можно
считать началом возникновения различных
научных школ организационно-управленческой
мысли. Первые попытки теоретического
осмысления управления начались в промышленной
революции в странах Запада и Америке
в середине XIX - начале ХХ века. В этот период
шел процесс становления и оформления
управления как науки. ХХ век стал периодом
эволюционного развития науки управления,
путем возникновения различных концепций
и школ.
- Классическая теория организации
- Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основные разделы классической теории: научное управление, теория организация, бюрократическая теория.
- Школа научного управления
- Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
- вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
- с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
- тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
- обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях. [2]
- Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, таким образом, сделав дальнейший шаг в развитие системы Тейлора.
- Таким образом, согласно взглядам этой школы повышение производительности труда может быть достигнуто тремя основными путями:
- посредством изучения самого содержания исполнительского труда - его операций, условий, режима, а также рационализации рабочих движений;
- на основе эффективной системы контроля за индивидуальным и коллективным трудом и, прежде всего, на базе действенной системы стимулирования и регламентации трудового процесса;
- на основе определения оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. [2]
- Доказательства Ф.У. Тейлора и его единомышленников позволили создать перелом общественного мнения в отношении к науке об управлении со стороны как административных, так и академических кругов. В этом и состоит историческая миссия данной школы. И хотя сегодня «общие
принципы управления трудом» Ф.У. Тэйлора воспринимаются
как более или менее систематизированные,
роль этого подхода в становлении теории
управления важна и неоспорима.
- К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора. Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников. В современное время тейлоризм определен как «потогонная
система», направленная на выжимание
из человека максимума сил в интересах
прибыли хозяина.
- Административная (классическая) школа организационно-управленческой мысли
- Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 год. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
- Родоначальником этой школы считается Анри Файоль и ряд его ведущих последователей также имели непосредственное отношение к практике высшего административного управления. Основной целью «классической» школы
являлась разработка некоторых универсальных
принципов управления, пригодных ко всем
типам организаций и обеспечивающих гарантированный
и высокий результат их функционирования.
Ее реализация осуществлялась по двум
основным направлениям исследований.
Первое из них связано с разработкой функционального
анализа управленческой деятельности
- с выделением и описанием тех основных
управленческих функций, которые необходимы
и достаточны для рациональной системы
управления любой организацией. Основное
достижение Файоля состоит в том, что он
обосновал точку зрения на управление
как на универсальный процесс, состоящий
из системы основных функций: целеполагание,
планирование, контроль, мотивирование
и др.
- Второе направление - это разработка системы универсальных принципов управления.
- разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
- полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
- дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
- единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
- единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
- подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
- вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верно<span style=" font-family: '