PR-деятельность в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Спортивная индустрия — часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров, услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте.
Спортивная индустрия играет важную роль в развитии физкультуры и массового спорта, обеспечивая население современными и доступными сооружениями, оборудованием, товарами и услугами.
Цели и задачи спортивной индустрии в условиях рынка: Консолидация отраслевых бизнес — объединений и операторов рынка спортивной отрасли на площадке Деловой России для решения вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей спортивной отрасли; развитие спортивной отрасли в интересах России.

Файлы: 1 файл

Курсовая Захарчук.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. PR-деятельность в  спорте

 

1.1 Спортивная индустрия  в условиях рынка

 

Спортивная индустрия  — часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров, услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте.

Спортивная индустрия  играет важную роль в развитии физкультуры  и массового спорта, обеспечивая  население современными и доступными сооружениями, оборудованием, товарами и услугами.

Цели и задачи спортивной индустрии в условиях рынка: Консолидация отраслевых бизнес — объединений  и операторов рынка спортивной отрасли  на площадке Деловой России для решения  вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей спортивной отрасли; развитие спортивной отрасли в интересах России.

Основные направления  государственного аппарата в сфере  развития спортивной индустрии России в условиях рынка:

- информирование органов  власти о наличии производимого  ассортимента товаров в спортивной  отрасли.

- участие производителя  в отраслевой саморегулируемой  организации, которая имеет соответствующую  государственную аккредитацию (зарегистрирована  в Государственном реестре саморегулируемых  организаций), в соответствии, с чем  иметь право инициировать отраслевые  мероприятия по подготовке комплекта  документов доказательной базы  и требовать в органах власти  защиты отечественного производства  конкретного ассортимента продукции  на внутреннем рынке путем  введения соответствующих таможенных  пошлин или квот.

- инвентаризацию и паспортизация  всех существующих спортсооружений,  создание полного реестра находящихся  в Федеральной собственности  и собственности субъектов РФ.

- проведение регистрации  специализированных и неспециализированных  предприятий спортивной промышленности, в том числе занимающихся проектированием,  строительством и эксплуатацией  спортивных сооружений, производителей  спортивных товаров и услуг.  Предприятия должны зарегистрироваться (бесплатно) для недопущения на  рынок тендеров фирм-однодневок.

- анализ проведения государственных  тендеров на закупку оборудования, строительство объектов и т.д.  на предмет определения номенклатуры  товаров и услуг спортивно-технологического  оборудования.

на основании этой информации определить первоочередной перечень товаров  и услуг, подлежащих стандартизации и последующей сертификации товаров  и предприятий;

- создание стандартов  и методик проверки безопасности  использования спортивного оборудования.

Рассматривая функционирование спортивной индустрии в условиях рынка нельзя считать, что только целенаправленные призывы заниматься физкультурой и массовым спортом  принесут желаемый результат, такое  мнение ошибочно. Человек, находясь в  постоянном стремлении к совершенству и имея возможность выбора, удовлетворяет  в первую очередь те свои насущные потребности, которые активизированы в настоящий момент времени. Физическая культура и спорт, в свою очередь  являются универсальным средством  удовлетворения не только потребности  в здоровье, но и целого ряда других базовых потребностей, таких как  потребности в безопасности, общении, уважении, самоактуализации и т.д.

Исходя из этой позиции, чтобы  использовать спорт как наиболее предпочитаемое с социальной точки  зрение средство удовлетворения потребностей членов общества, необходимо упаковать  данное средство целым рядом привлекательных  атрибутов. Данные атрибуты должны включать в себя модную экипировку, современный  дизайн, возможность заниматься на комфортабельных спортсооружениях, то есть, нести в себе свойства побуждающие  человека воспользоваться физической культурой и спортом, как наиболее гармоничными и доступными средствами для удовлетворения своих базовых  потребностей. Другими словами государство  и общество должны осознавать свою ответственность в необходимости  развития спортивной индустрии, сопровождающий потребителя в его выборе заниматься двигательной активностью.

Спорт давно уже стал международным  культурным явлением, воплощением социальных ценностей, патриотизма, успеха и славы. А еще – серьезной отраслью экономики, год от года набирающей обороты. Сегодня в сферу спортивной индустрии  во всем мире вовлечены миллионы людей, тратящих и зарабатывающих миллиарды  долларов.

Для того, чтобы успешно  работать в этой гигантской системе, необходимо четко представлять себе все ее элементы и взаимосвязи  между ними. Существует два взгляда  на содержание понятия "спортивная индустрия". В узком смысле в  него включают лишь рынок спортивных товаров. Но в последнее время  спортивная индустрия рассматривается  более широко. По мнению большинства  специалистов, она охватывает и отношения  по поводу спонсорства, продажи прав на телетрансляции, трансферных соглашений. Общий объем рынка спортивной индустрии в мире достигает $200 млрд. Безусловно, своеобразным центром Вселенной, солнцем, вокруг которого вращается  все, здесь являются спортивные события  – соревнования, турниры, показательные  выступления и т.п.

Тяга к зрелищу возникла у людей давно – пожалуй, одновременно с появлением самого homo sapiens. ПерФК "ЦСКА" ытный спорт, как своеобразная модель самых экстремальных жизненных  ситуаций – охоты, боя, спасения от опасностей, помимо чисто утилитарных  целей (тренировка защитников племени) стал хорошим адреналиновым допингом и очень понравился нашим предкам. Древние греки поняли, что состязания могут стать зрелищем, достойным  внимания тысяч людей, и придумали  Олимпийские игры.

И вот, спустя много веков, мы стали свидетелями широкомасштабного  включения спорта в мировой шоу-бизнес, в число наиболее доходных зрелищ. Для пятой части населения  планеты финальный матч Кубка  мира по футболу гораздо увлекательней, чем все голливудские блокбастеры. Никакой, даже самый гениальный режиссер, не сможет так заинтриговать зрителя, как делают это спортсмены, "вживую", прямо на наших глазах. Сегодня  в мире существует более двухсот  видов спорта, от популярного тенниса  до экзотического нетбола (разновидность  баскетбола).

 

Рисунок 1. Составляющие элементы мирового рынка спортивной индустрии

 

Основных субъектов рынка  спортивных событий несколько. Это  в первую очередь их организаторы – спортивные федерации, лиги, компании или государственные учреждения, обладающие правами на продажу трансляций и спонсорских возможностей. Непосредственные участники – спортсмены и спортивные команды, принадлежащие спортивным клубам. Владельцы спортивных сооружений, предоставляющие их для проведения соревнований. Современные стадионы в немалой степени способствуют созданию нужного настроения спортсменов  и болельщиков. Отдельное место  здесь отводится спортивным агентам, зачастую принимающих решение о  целесообразности участии своих  подопечных в тех или иных состязаниях.

Сделать доступным для  миллионов самое реальное из всех шоу – спорт - могут телекомпании, приобретающие права на трансляцию (до 70% доходов организаторов крупных  соревнований). Кроме того, благодаря  СМИ спорт становится все более  привлекательным для спонсоров. Такую маркетинговую коммуникацию специалисты считают одной из наиболее эффективных. Рынок спортивного  спонсорства, сложившийся за последние  несколько десятилетий, достиг в 2009 году объема в 4 млрд. долларов. Он характеризуется  высокой степенью конкуренции в  отношении главных событий и  персонажей мира спорта. В то же время, например, детский спорт, за редким исключением, по-прежнему обделен вниманием  серьезных спонсоров.

Как и любое зрелище, спортивное событие рождает своих героев. Звезды спорта известны не меньше популярных киноактеров и эстрадных исполнителей. Они становятся не только объектами  обожания, но, что более важно, образцами  для подражания миллионов. А значит, хотят они этого или нет  – герои спорта оказывают неоценимую поддержку продавцам спортивной одежды и обуви, снарядов и тренажеров, аксессуаров и специального питания. Мировой рынок спортивных товаров, по разным данным, составляет сегодня  от $120 до $150 млрд. На США приходится его львиная доля – около $70 млрд. Объем западноевропейского рынка  достиг в 2003 году $40 млрд. А что же Россия? За прошедший год здесь  было продано спортивных товаров  примерно на $1,7 млрд. При нынешнем уровне развития информационной составляющей инфраструктуры спортивной индустрии, более точную оценку, к сожалению, получить невозможно.

Пример знаменитых спортсменов  наверняка повлиял и на то, что  все больше людей устремляется в  спортивные залы и бассейны в надежде  стать такими же стройными и подтянутыми  как их кумиры. Мода на спортивность вошла в нашу жизнь не только благодаря  массовым коммуникациям, но и благодаря  появлению возможностей тратить  больше денег на самосовершенствование. Фитнес превратился сегодня для  многих в объект культа, способом приятного  и полезного проведения времени. В крупных российских городах профессия персонального тренера стала не только популярной, но и прибыльной. Рынок спортивных услуг у нас относится к числу наиболее динамичных, по оценкам экспертов, его ожидает прекрасное будущее.

Развитие и профессионального  и массового спорта влечет за собой  развитие еще одного важного элемента спортивной индустрии - рынка спортивных кадров. Наличие в стране эффективной  системы подготовки спортсменов, тренеров и менеджеров сегодня является ключевым фактором не только в достижении высоких  спортивных результатов и побед, но и в решении задач оздоровления нации.

Инфраструктура спортивной индустрии выполняет, прежде всего, функции информационного обеспечения  деятельности субъектов упомянутых рынков. Сюда относятся, во-первых, компании, занимающиеся сбором, обработкой, анализом и предоставлением маркетинговой  информации. Сегодня отсутствие достоверных  данных о рынке является одной  из наиболее актуальных проблем. Возможно, среди первых шагов к ее решению  может стать введение единой классификации  основных товарных групп для всех субъектов рынка. Другая часть инфраструктуры – компании, создающие коммуникационные продукты – специализированные СМИ, выставки и т.п.

Отдельно располагаются  так называемые квази-рынки спортивной индустрии. Фактически их субъекты относятся  к соответствующим отраслевым или  функциональным рынкам, но при этом они активно эксплуатируют спортивную тематику. Компании, действующие в  этих секторах, тесно связаны с  основными рынками спортивной индустрии.

Так, в самом общем виде выглядит структура спортивной индустрии. В конечном счете, главным действующим  лицом здесь является потребитель  – болельщик, покупатель спортивного  магазина, клиент фитнес-центра. Именно он готов платить за удовольствие быть приобщенным к великому шоу  нашего времени – спорту.

Условно, современный рынок  спортивной индустрии можно разделить  на несколько сегментов. Первый, из которых развивается наиболее динамично  и обеспечивает индивидуальных покупателей  с отличительным финансовым достатком  полным набором современных спортивных товаров, одеждой спортивного стиля  и обуви. За последнее время на данном рынке наметилась явная тенденции  развития крупных сетевых ритейлоров, включая отечественный Спортмастер  и всемирную торговую сеть Intersport, которые по прогнозам аналитиков через несколько лет захватят 70 - 80 процентов розничного рынка  спортивных товаров.

Эти лидеры, формируя культуру потребления на рынке спортивных товаров, имея в собственности и  франшизе сотни магазинов, могут  предложить состоятельным клиентом весь спектр западных торговых марок. А при сегодняшнем состоянии  отечественной спортивной индустрии  доля российских поставщиков, представленных на красочных полках данных спортивных супермаркетов ничтожно мала.

Дело даже не в том, что  мы не можем выпускать качественную продукцию конкурентную с ведущими западными торговыми марками, мы в первую очередь не располагаем  ресурсами для опытно-конструкторских  и научных разработок, а главное  средствами для рекламы и продвижения  своей продукции на рынок. Как  это не покажется странным собственные  затраты на производство, доставку и таможенные издержки в себестоимости  спортивного костюма от adidas значительно  ниже чем у большинства отечественных  производителей. А вот совокупные затраты на маркетинг, заложенные в  эту же себестоимость, позволяют ведущим западным компаниям формировать потребительскую установку, что в конечном итоге и определяет выбор покупателя.

Однако скоро и на этом рынке будет тесно, так как, присмотревшись к ситуации, в полной готовности бороться за деньги состоятельного клиента  готовятся еще пара мировых торговых сетей по продаже спортивных товаров. Вот тогда-то, можно будет наблюдать  настоящую рыночную конкуренцию  и ценовую борьбу, которую, в конечном счете, с благодарностью оценят потенциальные  покупатели.

Второй сегмент рынка  потребителей спортивных товаров составляют любители спорта, а также население, которое при определенных условиях готово заниматься спортом, однако их достаток не позволяет им приобретать  товары, доплачивая производителям за раскрученную торговую марку. Речь в  данном случае меньше затрагивает возможность  приобретения спортивного костюма  и кроссовок.

Основой привлечения к  занятиям спортом такой категории  граждан в первую очередь служит доступность покупки или использования  качественного спортивного инвентаря (коньков, лыж, велосипедов, роликов  и т.п.) и посещения спортсооружений (катков, бассейнов, тренажерных залов  и т.д.). Частично эту проблему можно  решить за счет организации проката  спортинвентаря, а самое главное  необходима поддержка государства  в строительстве и эксплуатации комфортабельных спортивных площадок и других спортивных объектов. Такие  объекты, используя большие площади  и подключенные к тепло и энергосетям  по своей сути малорентабельны для  бизнеса. Поэтому есть мировой опыт дотаций или поддержки иного  вида организациям, осуществляющим социально  значимую функцию по привлечению  к занятиям спортом малообеспеченных граждан.

Информация о работе PR-деятельность в спорте