Мотивация управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 13:41, реферат

Описание работы

Целью работы является мотивация управленческого труда и направления ее совершенствования.
Задачами работы соответственно является:
- рассмотрение теоретических аспектов мотивации управленческого труда;
- анализ мотивации труда руководителей;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, структура, виды и направления стимулирования труда 4
2. Формы и методы стимулирования труда 9
Заключение 13
Список литературы

Файлы: 1 файл

сриу моё.docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

Сибирский политехнический колледж –

Филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ» 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

По предмету: «Социальная работа и управление» на тему:

«Мотивация управленческого труда»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы ПСО-1-13

Гайдукова Е. П.

Проверил преподаватель:

Щетинина М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск

2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                             3

1. Сущность, структура, виды и направления стимулирования труда         4

2. Формы и методы стимулирования труда                                                   9

Заключение                                                                                                        13

Список литературы                                                                                         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В четырехзвенном процессе управления — планирование, организация, мотивирование и контроль — ведущим является именно мотивирование исполнителя. В таком случае возникает необходимость в создании технологии формирования трудовой мотивации. Сложилось так, что проблема мотивации труда исконно была прерогативой экономической науки.  Но мотив — явление психологическое, и именно психология должна быть ответственна за создание такой технологии.

Только на первый взгляд ответ на вопрос, что заставляет человека хорошо работать, кажется простым и легким: жизнь заставляет. Хочется человеку жену обеспечить, детям образование дать, вот он и старается на работе. Однако работников, которыми не доволен начальник, кажется, в избытке, и бездельников хватает, и даже «идейные» тунеядцы есть. Проблема превращения аутсайдеров в отличных работников всегда была и еще долго будет оставаться актуальной.

Избавление от низкой производительности труда зависит не только от освоения новых технологий, энерговооруженности и т. д., но, прежде всего, от мотивированности работников.

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

Целью работы является мотивация управленческого труда и направления ее совершенствования.

Задачами работы соответственно является:

- рассмотрение теоретических аспектов  мотивации управленческого труда;

- анализ мотивации труда руководителей;

 

  1. Сущность, структура, виды и направления стимулирования труда

 

Основная задача любой системы стимулирования — достижение высокого уровня индивидуальных, групповых, организационных показателей деятельности посредством внешнего воздействия в соответствии с одним (или более) из этих показателей. Кроме того, она способствует решению задач поиска сотрудников и найма на работу, а также сохранению квалифицированных работников, стимулированию желательных видов поведения (творчество, поощрение развития ценных навыков) и удовлетворению наиболее важных потребностей работников.

Стимулирование направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль.

Существует ряд подходов по определению содержания и взаимосвязи мотивов и стимулов, однако пока полной ясности нет. Рассмотрим два основных подхода:

1. Мотив  и стимул - это две параллельные  и взаимообусловленные ступени  одного и того же процесса  мотиваций деятельности работника. В этом процессе стимул играет  не насильственную, а воспитательную  роль по отношению к мотиву, активизируя трудовую деятельность  работника, поощряя его инициативу  по поиску путей повышения  производительности труда, освоению  новых специальностей, росту квалификации  и профессионализма, а это не  только обеспечивает реализацию  мотива в действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки: развивается любознательность работника, его заинтересованность в совмещении  специальностей, большем разнообразии  труда, усиливаются творческие процессы, появляется личная заинтересованность  в труде. Таким образом, один стимул  может формировать множество  разнообразных мотивов. Обращает на себя внимание и правильный выбор организационной формы мотивационного воздействия на работника, которая включает в себя тип, характеристику и метод выработки воздействия. По типу воздействия выделяют непосредственное воздействие, постановку задачи, создание стимулирующей ситуации. Постановив задачу и предоставив работнику возможность самому найти наиболее эффективные пути ее решения, можно добиться гораздо более высоких результатов, стимулируя его инициативу, нежели прямым распоряжением или инструктированием. В характеристике воздействия очень важен временной аспект определения периода воздействия, его долговременности.

2. Мотивы  и стимулы действуют в нужном  направлении, если причины того  или иного поведения людей  соответствуют их интересам. В  этой связи очень важно обоснование  степени приоритетности в системе  общественных и личных интересов.

Мотивы и стимулы характеризуют одно-порядковые явления, то есть они побуждают к действию и это их объединяет. В то же время не обоснован подход по отождествлению мотивов и стимулов.

Различия между мотивами и стимулами зависят от факторов, определяющих причины, побуждающие к действию.

Стимул обуславливается интересом (материальным, моральным, коллективным или общественным) и выступает как форма реализации потребностей, однако стимул может и не превратиться в мотив, если он не будет принят личностью.

Основу мотива может составить как интерес (вознаграждение, повышение по службе и т.п.), так и административное решение (приказ, распоряжение и т.п.) или иная причина (чувства долга, страха ответственности, благородства и т.п.).

Поэтому понятие «мотив» шире понятия «стимул», первое включает в себя второе в качестве основной составной части.

При стимулировании труда как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и внешнее.

Внутреннее вознаграждение – это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу. Внешнее вознаграждение – это материальные выгоды, продвижение по служебной лестнице, повышение социального статуса.

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида МакКлелланда, а также Клейтона Альдерфера.

Механизм взаимодействия между потребностями человека и мотивами его поведения одним из первых был рассмотрен американским психологом А.Маслоу, разработавшим так называемую иерархию потребностей. По этой теории все потребности людей можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические  потребности являются необходимыми  для выживания человека. Они включают  потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и др.

2. Потребности  в безопасности и уверенности  в будущем определяются необходимостью  защиты людей от физических  и психологических опасностей  со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного  уровня жизни и т.д.

3. Социальные  потребности выражают желание  человека быть причастным к  общению с другими людьми, чувствовать  их поддержку и привязанность  и т.д.

4. Потребности  в уважении предполагают необходимость  признания личных достижений  человека, уважительного отношения  на производстве к персоналу  и во всех сферах жизни и  другие.

5. Потребности  самовыражения включают возможность  самореализации человека, стремление  его к развитию своего внутреннего  потенциала, творческих способностей  и других.

Согласно теории А. Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой находятся первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Первые две группы потребностей первичные, а следующие три - вторичные. Потребности более высокого уровня не мотивируют поведение работника, если не удовлетворены потребности нижнего уровня, то есть прежде, чем потребность следующего уровня станет определяющим фактором поведения человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Мотивация работников на предприятии осуществляется различными методами. Обычно выделяют три вида мотивации: прямую, властную и опосредованную.

Прямая мотивация представляет собой непосредственное воздействие на человека с целью формирования желательной структуры мотивов. При этом могут применяться такие средства, как убеждение, пропаганда, личный пример и др.

Властная мотивация базируется на угрозе снижения степени удовлетворения потребностей работника в случае ненадлежащего выполнения им своих обязанностей. Она реализуется с помощью приказов, распоряжений и др.

Опосредованная мотивация предполагает создание внешней среды побуждающей человека к деятельности, соответствующей целям общества. В данном случае воздействие осуществляется не на самого работника, а на условия его жизнедеятельности. Могут использоваться материально-денежные, материально-неденежные и моральные средства.

Известно, что властная мотивация эффективнее в краткосрочном периоде, прямая – в наиболее длительном, а опосредованная - в среднесрочном.

Важную роль действенных мотиваторов работников выполняет стимулирование на предприятии. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других работников и многие иные ценности, которые могут быть предложены работнику в компенсацию за его повышенные умственные или физические усилия.

Однако не на все стимулы работник реагирует одинаково заинтересованно. Процесс использования стимулов на разных этапах управления предприятием может быть различным. Наибольшее распространение стимулирование приобрело в производственных подразделениях, занятых изготовлением товаров и их поставкой на рынок.

Мотивация и стимулирование работников оказывают значительное воздействие на развитие у них таких характеристик трудовой деятельности, как качество работы, результативность труда, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и так далее.

Проблемы мотивации трудовой деятельности стоят перед всеми руководителями, что обусловлено необходимостью роста производительности труда и повышения уровня доходности производства. Выбор той или иной формы мотивации определяется в основном принципами управления на предприятии, национальными традициями и культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы и методы стимулирования труда

 

В любой экономической системе труд представляет собой сознательную, целесообразную, энергозатратную, полезную деятельность человека, осуществляемую для удовлетворения определенных общественных и личных потребностей. Труд характеризуется удовлетворенностью, так как любая деятельность завершается определенным результатом, т.е. его оплатой. Величина оплаты труда зависит от количественных и качественных показателей труда каждого работника и коллектива в целом. Такими показателями являются объем выполненной работы, количество выпущенной продукции, их качество, а также эффективность трудовой деятельности.

Экономический механизм реализации мотивации труда представляет собой формы и методы воздействия на интересы с целью побуждения человека к общественно полезной деятельности и является центральным звеном в системе управления персоналом в каждой организации. Путь к эффективному управлению персоналом проходит через понимание мотивов человека к трудовой деятельности или мотивации, представляющей собой совокупность внутренних и внешних сил, побуждающих к осуществлению определенных действий. труд мотивация стимулирование

Степень удовлетворенности работой может быть различна у многих работников в зависимости от их личных целей, уровня организации производственной, экономической, социальной и мотивационной деятельности.

С точки зрения мотивационного воздействия на персонал организации и основные результаты их трудовой деятельности наибольший интерес должны представлять работоспособность или возможность и готовность работника к работе, а также условия труда. Возможности человека отражают его способности к труду, характеризующиеся уровнем знаний, умений, здоровьем, выносливостью и другими качествами. Готовность к труду относится к склонностям человека выполнять свою работу, характеризует зависимость его трудового поведения от мотивации, характера работы, ожидаемого вознаграждения и других факторов. Условия труда включают факторы, которые влияют на результативность работы и находятся вне его прямого воздействия.

Информация о работе Мотивация управленческого труда