Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:29, контрольная работа
Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.
Основные модели управления.
Дерево решений.
Методы прогнозирования управленческих решений.
Менеджмент
Тема: 
Моделирование и 
- 1 -
Модель – формализованное описание процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными. Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.
Типы моделей:
Физическая модель – это уменьшенное или увеличенное описание объекта или системы.
Пример: макет строительного объекта делается в миниатюре при конкурсах для выбора лучшего варианта. Авто, авиационные предприятия также изготавливают физически уменьшенные копии для определения такой характеристики как аэродинамическое сопротивление.
Аналоговая модель – это исследуемый объект, который не похож на реальный, но ведет себя тождественно.
Математическая модель – используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
Теоретические основы экономико-математических методов как нового научного направления были заложены русскими учеными: А.В Канторовичем (метод линейного программирования) и Новожиловым. Импульсом послужило планирование в СССР (план ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923-1925 гг). С 60-х годов математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, составления моделей межотраслевого баланса, программно-целевого планирования и т.д.
Построение модели осуществляется 
поэтапно в следующей 
Основные модели управления.
Существует большое количество моделей для разрешения проблем. Наиболее известные и распространенные:
- планирование ассортимента изделий;
- определение оптимального 
технологического маршрута 
- календарное планирование производства;
- составления оптимального графика отгрузки продукции и т.п.
Типичная экономическая модель основанная на анализе безубыточности, т.е. методе принятия решений с определением точки, когда общий доход = суммарным затратам. Эта точка называется точкой безубыточности или порог рентабельности Р=0.
При этом учитываются три показателя:
1.продажная цена единицы 
2.переменные издержки единицы 
продукции (расходы, относимые 
непосредственно на 
3.общие постоянные издержки: ОПИ. ОПИ
Тбез= ---------------------
Ц - Ипер
- 2 –
Прогнозирование – это метод планирования, основанный на использовании прошлого опыта и текущего предположения с целью определения будущего. На основе составленных прогнозов принимаются решения. Прогнозы бывают очень сложными и для того, чтобы их составить специалистам приходится тщательно изучать все аспекты прогнозируемого события:
Выделяют основные разновидности прогнозов, которые способствуют достижению цели предприятием:
Прогнозы можно составлять различными методами:
2. Количественные методы – основаны на статистических данных, выражающих определенную достоверную информацию:
1. В 11 пятилетие доходы на 
душу населения изменились 
| 1986 план | Реальный доход на душу населения | 
 1980 | 
 1981 | 
 1982 | 
 1983 | 
 1984 | 
 1985 | 
| 114 | В % к 80 г. | 100 | 103 | 103 | 105 | 108 | 111 | 
| 1024 | В % к предыдущему | 100 | 103 | 100 | 101,9 | 102,9 | 102,8 | 
2. Фирма занимается реализацией спиртных напитков, в том числе шампанского, объем предновогодней продажи которого с каждым годом растет. Проведя анализ отчетных данных за предшествующие 5 лет можно составить прогноз: каким будет объем продаж в наступающий праздничный период и соответственно заключать договора на поставку шампанского.
|                                показатели | 
 1993 | 
 1994 | 
 1995 | 
 1996 | 
 1997 | 
 1998 | 
| Количество проданных бутылок | 850 | 975 | 814 | 1102 | 1326 | 1658 | 
| % роста | 100 | 114,7 | 89,5 | 135,4 | 120,3 | 125 | 
| % к 1993 г. | 114,7 | 95,8 | 129,6 | 156 | 
2) Каузальное (причинно-следственное) моделирование – это наиболее сложный метод из применяемых, используется для прогнозирования демографических изменений уровня доходов населения и т.п. При этом исследуется зависимость переменных факторов с другими множественными переменными. Эта зависимость в статистике называется корреляцией. Она показывает тесноту связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Самым сложным из каузального моделирования являются экономические модели по прогнозированию динамики экономики. Они включают огромное число уравнений, которые решаются с помощью мощных компьютеров. Разработка данных моделей – очень дорогостоящий процесс, поэтому не по силам даже крупным предприятиям.
3. Качественные методы – используются когда количественные методы либо слишком сложны, недостаточны или очень дорогие, тогда прибегают помощи эспертов:
1) Мнения жюри – составляется усредненная оценка незаинтересованных сторонних специалистов, где могут использоваться такие разновидности как коллективный блокнот, мозговой штурм, атака и т.д.;
2) Совокупное мнение сбытовиков; т.к. торговые агенты хорошо ориентируются конъектуре рынка, то зачастую их интуитивные прогнозы дают более точный результат, чем количественные методы;
3) Модель ожидания потребителя – составляется на основе результатов опросов и интервью клиентов организации;
4) метод экспертных оценок – это независимая экспертиза, с помощью которой эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме, а затем каждый эксперт сравнивает свой прогноз с другими, делает поправки, пока все эксперты не придут к единому мнению; делается это анонимно.
Наиболее распространенными методами прогнозирования в управление является: платежная матрица и дерево решений.
Платёжная матрица – метод статистической теории решений, представляет собой таблицу, дающую возможность оценить в деньгах следствия альтернативных стратегий в сочетании с конкретными обстоятельствами. При применении решения руководителю приходится учитывать вероятность события, которая варьирует от 0 до 1. Она определяется руководителем исходя из фактических данных прошлых периодов или интуиции, опыта. Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения, которое определяется как сумма произведений возможных результатов на соответствующие вероятности.
Пример 1: Предприятие решило вложить денежные средства в акции 4-х предприятий, ожидая, что сумма дивидендов с учётом вероятности дохода по каждому из предприятий составит:
| Р Доход | |
| 1 | 
 | 
| 2 | |
| 3 | |
| 4 | 
Пример 2: Коммерческий агент должен принять решение по организации рабочего дня: необходимо заключит сделку в другом городе на сумму 3 000 долл. К потребителю можно добраться поездом, затратив на поездку 8 час., а можно лететь самолётом. При использовании самолёта есть вероятность попасть в туман, и тогда придётся с потребителем договариваться по телефону, что приведёт к уменьшению заказа на 500 долл.; зато сможет обеспечить полный объём сделок при обычном режиме на сумму в 1,5 тыс. долл.
Информация о работе Моделирование и прогнозирование в менеджменте