Ювенальная юстиция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа ювенальная юстиция.docx

— 169.24 Кб (Скачать файл)

-меры по возмещению ущерба  и заглаживанию вреда, причиненного  потерпевшему;

- отношение осужденного к исполнению  обязанностей в соответствии  с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ в случае применения к нему условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Судам рекомендовано обеспечивать воспитательное значение судебных процессов: ходатайства об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  рассматривать с обязательным участием осужденного в судебном заседании, непосредственно выяснять отношение  осужденного к преступлению, принятые осужденным меры по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, отношение  осужденного к исполнению обязанностей, предусмотренных ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ.

О поступлении ходатайства об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  несовершеннолетнего следует уведомлять его законного представителя.

Суду необходимо учитывать информацию и предложения администрации  учреждения о постпенитенциарных условиях освобожденных лиц (наличие места жительства, семьи, перспектив трудоустройства и т.д.).

При удовлетворении судом ходатайства  об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания возлагать  на осужденных обязанности в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ, а контроль за поведением условно -досрочно освобожденных от отбывания наказания лиц возлагать на ОВД по месту их жительства. Копии постановлений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания судам направлять в ОВД по месту жительства для постановки их на профилактический учет.

Изменение судебной практики об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  в связи с указанными выше рекомендациями влечет за собой необходимость учитывать их и учреждениями, в которых отбывают наказание осужденные.

Поэтому Ростовским областным судом  изложенное выше было доведено до сведения руководства ГУФСИН России по Ростовской области, которое, в свою очередь, довело до сведения руководителей учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, изложенные выше рекомендации, с указанием учитывать рекомендации областного суда при подготовке характеристик  и заключений по УДО, представляемых в суд.

Идею создать опытный модельный  ювенальный суд с пенитенциарными  вопросами Ростовскому областному суду предложило руководство ГУФСИН РФ по Ростовской области. Идея заключается  не в том, чтобы открыть отдельное  здание, а в том, чтобы изменить технологии работы с несовершеннолетними, которые условно-досрочно освобождаются  от отбывания наказания из Азовской воспитательной колонии.

Этот вопрос был предметом обсуждения на заседании Совета судей Ростовской области и им поддержан.

Как указано в постановлении  Совета судей Ростовской области  от 27.04.2007 г., на территории Ростовской области имеется воспитательная колония для несовершеннолетних, расположенная в Азовском районе, материалы об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  воспитанников данной колонии рассматриваются  Авзовским городским судом. Эта работа нуждается в совершенствовании, необходимо разработать механизм обеспечения преемственности начатой в колонии воспитательной работы в целях предупреждения рецидива и социальной адаптации отбывших наказание лиц и модельного ювенального пенитенциарного суда, на основании судебного решения при рассмотрении вопросов условно-досрочного освобождения от отбывания наказания необходимо привлекать к оказанию помощи освободившимся из колонии лицам социальные муниципальные службы по месту их жительства, общественные организации. Поддержана инициатива по созданию Азовского модельного ювенального пенитенциарного суда. Советом судей Ростовской области направлено письмо в Администрацию г. Азова о выделении помещения для такого модельного суда. Вопрос решен положительно.

Организационная работа на этом не окончена, поскольку уже на протяжении 2-х  лет проводятся межведомственные встречи  и совещания по налаживанию механизма  взаимодействия всех служб с судом  по вопросам социальной реабилитации условно-досрочно освобожденных несовершеннолетних.

В этом процессе ценная информация об опыте взаимодействия суда со службами, обеспечивающими исполнение наказаний  несовершеннолетних, была нами получена при реализации российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в  Российской Федерации" (2006-2009 г.г.) (Ростовская область является пилотным регионом данного проекта).

В канадской системе ювенальной юстиции имеется специальная  служба пробации, специалисты которой  взаимодействуют с судом (готовят  доклад о личности несовершеннолетнего, используют специальный тестовый инструментарий "Оценка рисков и потребностей несовершеннолетнего", позволяющий выявить причины  совершения преступления подростком и  дать рекомендации по оказанию ему  необходимой помощи для предупреждения рецидива). Инструментарий по оценке рисков и потребностей был апробирован в Ростовской области различными службами: для системы ранней профилактики, для учреждений исполнения наказаний (как уголовно-исполнительных инспекций, так и воспитательной колонии), судом на стадии судебного разбирательства (технология сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем по ст.421 УПК РФ, подготовка мер по защите и предупреждении рецидива ч.4 ст.29 УПК РФ).

На сегодняшний день разработанным  ростовскими специалистами универсальным  инструментарием могут легко  пользоваться специалисты любого профиля (психологи, педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, работники ПДН ОВД, инспектора уголовно-исполнительной инспекции, сотрудники колонии, помощники судьи и т.п.). По сути, этот новый инструментарий позволил нам усовершенствовать ранее успешно зарекомендовавшую себя "Карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя" (доклад суду о личности). Такую карту для суда сегодня легко может подготовить не только помощник судьи с функциями социального работника, но и по поручению суда любой специалист системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

А это, в свою очередь, позволяет  внедрять ювенальные технологии в работу судов, практически, всем регионам России, поскольку в каждом из них действуют  органы и службы системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, с которыми могут взаимодействовать  суды при рассмотрении дел о преступлениях  несовершеннолетних.

Специализация работы судов по ювенальным технологиям предусматривает необходимость  обеспечения высокой профессиональной ориентации судей и работников аппаратов  судов, которая достигается путем  обучения не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. В Ростовской области эта проблема решается с участием специалистов Ростовского  филиала Российской академии правосудия. Судьей Ростовского областного суда Вороновой Е.Л. разработан учебно-методический комплекс "Ювенальная юстиция" (спецкурс) для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501.65-"Юриспруденция"), который преподается также и на курсах повышения квалификации работников судебной системы РфРАП. Начиная с 2001 г. постоянной формой повышения квалификации судей и помощников судей по делам несовершеннолетних является проведение Ростовским областным судом совместно с Управлением Судебного департамента в Ростовской области 1-2-х дневных занятий, на которых выступают не только судьи Ростовского областного суда, но и специалисты органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специлисты- психологи, детские психиатры. Эффективной формой обучения является также знакомство судей и помощников судей с работой модельных ювенальных судов непосредственно на месте, а также знакомство с работой таких учреждений как социальные приюты, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Неоценимую помощь, по мнению судей  и работников аппаратов судов, оказывают  Методические рекомендации, которые  постоянно готовятся Ростовским областным судом по различным  аспектам правосудия с участием несовершеннолетних.

В целях оперативного и эффективного разрешения проблемных вопросов, возникающих  в судебной практике судов области  при рассмотрении дел в отношении  несовершеннолетних, совершенствования  аналитической работы и оказания судьям районных (городских) судов методической помощи, в соответствии с Постановлением Президиума Ростовского областного суда от 4.02.2008 г. в областном суде образован судебный состав по делам  семьи и несовершеннолетних, в  который вошли судьи всех коллегий областного суда.

3. О перспективах ювенальной юстиции в Российской Федерации

Как отмечалось в предыдущих разделах работы, Концепцией судебно-правовой реформы  в Российской Федерации, принятой еще  в 1991 году, предусмотрено создание специализированных (ювенальных) судов. Создание специализированной системы правосудия в отношении  несовершеннолетних с 1990 года является обязательством Российской Федерации  по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.

По оценке Президента Российской Федерации  Д.А. Медведева в Российской Федерации  фиксируется неуклонный рост нарушений  законодательства о правах и законных интересах детей. Недопустимо велико число неблагополучных семей, а  дети, растущие в таких семьях, постоянно  пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую и сами совершают преступления.

Так, в 2008 году 126 тысяч детей стали  жертвами насилия, выявлено 107890 совершивших  преступления несовершеннолетних, 73106 несовершеннолетних осуждено за совершение различных преступлений (в том  числе 16487 из них - уже ранее судимых). За совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 928219 несовершеннолетних.

Для ее исправления ситуации необходима нормальная система защиты детства, необходимы скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, направленные на усиление профилактики, на социальную реабилитацию и социальную адаптацию  оказавшихся в трудной жизненной  ситуации детей.

Необходимо кардинально усовершенствовать  законодательство, регламентирующее деятельность органов и учреждений системы  профилактики и саму работу этих органов  и учреждений, внедрять в практику работы данных органов и учреждений современные ювенальные технологии, четко определить механизм взаимодействия социальных служб (органов системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) с судом.

К сожалению, в Российской Федерации  защита прав несовершеннолетних, как  отрасль социальной политики и социального  права, развита крайне слабо.

Недостаточно урегулирован на федеральном  уровне статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основного  координирующего органа системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правосудие по делам несовершеннолетних (предусматривающее специализацию  по уголовным и гражданским делам, по которым одной из сторон является несовершеннолетний), как самостоятельная подсистема общего правосудия, отсутствует.

Поэтапная интеграция Российской Федерации  в международное правовое поле, в  том числе, вступление в Совет  Европы, обуславливают необходимость  совершенствования национального  законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении  правосудия по делам несовершеннолетних.

Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, - прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.

С учетом сказанного, в Российской Федерации необходимо формирование ювенальной юстиции, как основанной на правах человека и учитывающей  базовые ценности общества целостной  системы, направленной на снижение уровня преступности несовершеннолетних, в  том числе рецидивной, на создание действенной системы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, на обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов детей.

Сегодня, говоря о ювенальной юстиции  в Российской Федерации и об опыте  отдельных регионов, мы ведем речь об уголовной ювенальной юстиции. Именно в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних, в первую очередь, апробируются ювенальные технологии в соответствии с международными правовыми нормами, направленными  на защиту прав детей.

Ювенальная уголовная юстиция  предусматривает, что профилактика преступности несовершеннолетних, возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, поскольку без этого никакие меры принуждения, устрашения или наказания не предотвратят рецидив.

Несовершеннолетние группы риска  нуждаются в особом внимании: несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный имеют право на помощь и уважение человеческого достоинства  и прав личности, наказание несовершеннолетнего  не должно быть карой, местью, но должно способствовать исправлению.

Информация о работе Ювенальная юстиция Российской Федерации