Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью дипломной работы является комплексное, системное исследование сущности, особенностей и порядка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами в рамках теоретической концепции ювенальной юстиции и разработка рекомендаций по совершенствованию системы правосудия по делам несовершеннолетних в России и имплементации международных норм в российское законодательство.
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации
1. Понятие ювенальной юстиции
2. Назначение и функции ювенальной юстиции
3. Международные стандарты в сфере ювенальной юстиции
4. История становления ювенальной юстиции
Глава 2. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции
1. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области
2. Ювенальные технологии Ростовской области
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Заключение
Список литературы
-меры по возмещению ущерба
и заглаживанию вреда,
- отношение осужденного к
Судам рекомендовано обеспечивать воспитательное значение судебных процессов: ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания рассматривать с обязательным участием осужденного в судебном заседании, непосредственно выяснять отношение осужденного к преступлению, принятые осужденным меры по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, отношение осужденного к исполнению обязанностей, предусмотренных ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ.
О поступлении ходатайства об условно-досрочном
освобождении от отбывания наказания
несовершеннолетнего следует
Суду необходимо учитывать информацию и предложения администрации учреждения о постпенитенциарных условиях освобожденных лиц (наличие места жительства, семьи, перспектив трудоустройства и т.д.).
При удовлетворении судом ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания возлагать на осужденных обязанности в соответствии с ч.2 ст.79, ч.5 ст.73 УК РФ, а контроль за поведением условно -досрочно освобожденных от отбывания наказания лиц возлагать на ОВД по месту их жительства. Копии постановлений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания судам направлять в ОВД по месту жительства для постановки их на профилактический учет.
Изменение судебной практики об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с указанными выше рекомендациями влечет за собой необходимость учитывать их и учреждениями, в которых отбывают наказание осужденные.
Поэтому Ростовским областным судом
изложенное выше было доведено до сведения
руководства ГУФСИН России по Ростовской
области, которое, в свою очередь, довело
до сведения руководителей учреждений,
исполняющих наказание в виде
лишения свободы, изложенные выше рекомендации,
с указанием учитывать
Идею создать опытный
Этот вопрос был предметом обсуждения на заседании Совета судей Ростовской области и им поддержан.
Как указано в постановлении
Совета судей Ростовской области
от 27.04.2007 г., на территории Ростовской
области имеется воспитательная
колония для
Организационная работа на этом не окончена,
поскольку уже на протяжении 2-х
лет проводятся межведомственные встречи
и совещания по налаживанию механизма
взаимодействия всех служб с судом
по вопросам социальной реабилитации
условно-досрочно освобожденных
В этом процессе ценная информация об опыте взаимодействия суда со службами, обеспечивающими исполнение наказаний несовершеннолетних, была нами получена при реализации российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации" (2006-2009 г.г.) (Ростовская область является пилотным регионом данного проекта).
В канадской системе ювенальной юстиции имеется специальная служба пробации, специалисты которой взаимодействуют с судом (готовят доклад о личности несовершеннолетнего, используют специальный тестовый инструментарий "Оценка рисков и потребностей несовершеннолетнего", позволяющий выявить причины совершения преступления подростком и дать рекомендации по оказанию ему необходимой помощи для предупреждения рецидива). Инструментарий по оценке рисков и потребностей был апробирован в Ростовской области различными службами: для системы ранней профилактики, для учреждений исполнения наказаний (как уголовно-исполнительных инспекций, так и воспитательной колонии), судом на стадии судебного разбирательства (технология сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем по ст.421 УПК РФ, подготовка мер по защите и предупреждении рецидива ч.4 ст.29 УПК РФ).
На сегодняшний день разработанным
ростовскими специалистами
А это, в свою очередь, позволяет внедрять ювенальные технологии в работу судов, практически, всем регионам России, поскольку в каждом из них действуют органы и службы системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, с которыми могут взаимодействовать суды при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних.
Специализация работы судов по ювенальным
технологиям предусматривает
Неоценимую помощь, по мнению судей и работников аппаратов судов, оказывают Методические рекомендации, которые постоянно готовятся Ростовским областным судом по различным аспектам правосудия с участием несовершеннолетних.
В целях оперативного и эффективного разрешения проблемных вопросов, возникающих в судебной практике судов области при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, совершенствования аналитической работы и оказания судьям районных (городских) судов методической помощи, в соответствии с Постановлением Президиума Ростовского областного суда от 4.02.2008 г. в областном суде образован судебный состав по делам семьи и несовершеннолетних, в который вошли судьи всех коллегий областного суда.
3. О перспективах ювенальной юсти
Как отмечалось в предыдущих разделах работы, Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации, принятой еще в 1991 году, предусмотрено создание специализированных (ювенальных) судов. Создание специализированной системы правосудия в отношении несовершеннолетних с 1990 года является обязательством Российской Федерации по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.
По оценке Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в Российской Федерации фиксируется неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах детей. Недопустимо велико число неблагополучных семей, а дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую и сами совершают преступления.
Так, в 2008 году 126 тысяч детей стали жертвами насилия, выявлено 107890 совершивших преступления несовершеннолетних, 73106 несовершеннолетних осуждено за совершение различных преступлений (в том числе 16487 из них - уже ранее судимых). За совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 928219 несовершеннолетних.
Для ее исправления ситуации необходима
нормальная система защиты детства,
необходимы скоординированные действия
всех государственных структур, структур
исполнительной власти, правоохранительных
органов, общественных организаций, направленные
на усиление профилактики, на социальную
реабилитацию и социальную адаптацию
оказавшихся в трудной
Необходимо кардинально
К сожалению, в Российской Федерации защита прав несовершеннолетних, как отрасль социальной политики и социального права, развита крайне слабо.
Недостаточно урегулирован на федеральном уровне статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как основного координирующего органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Правосудие по делам несовершеннолетних
(предусматривающее
Поэтапная интеграция Российской Федерации
в международное правовое поле, в
том числе, вступление в Совет
Европы, обуславливают необходимость
совершенствования
Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, - прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
С учетом сказанного, в Российской Федерации необходимо формирование ювенальной юстиции, как основанной на правах человека и учитывающей базовые ценности общества целостной системы, направленной на снижение уровня преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, на создание действенной системы социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, на обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов детей.
Сегодня, говоря о ювенальной юстиции
в Российской Федерации и об опыте
отдельных регионов, мы ведем речь
об уголовной ювенальной юстиции. Именно
в сфере уголовного судопроизводства
по делам о преступлениях
Ювенальная уголовная юстиция предусматривает, что профилактика преступности несовершеннолетних, возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, поскольку без этого никакие меры принуждения, устрашения или наказания не предотвратят рецидив.
Несовершеннолетние группы риска нуждаются в особом внимании: несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный имеют право на помощь и уважение человеческого достоинства и прав личности, наказание несовершеннолетнего не должно быть карой, местью, но должно способствовать исправлению.