Эволюция управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – анализ управленческих подходов в России, начиная с древних времени и по нынешний день.
Задачи для достижения цели: - рассмотрение практики управления в Древней Руси;
- дать характеристику реформам управления при Петре I;
- рассмотреть особенности управленческой мысли 18-19 вв.;
- выделить принципы социалистического управления в советский период;
- выделить принципы тоталитарного управления в СССР;
- рассмотреть специфику управления в годы «Холодной войны».

Содержание работы

Введение

1.Генезис управленческих подходов в России (12-19 вв.)

1.1 Практика управления в Древней Руси (12-16 вв.)
1.2 Реформы управления при Петре I (Ордин-Нащокин)
1.3. Управленческая мысль 18-19 вв. (Сперанский, Витте, Столыпин)

2.Трансформация управленческих подходов в советский период

2.1 Становление принципов социалистического управления
2.2 Принципы тоталитарного управления в СССР
2.3 Специфика управления в годы «Холодной войны»

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Режим правки 1 глава.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Реформа центральных органов власти упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий.

Приказы были преобразованы  потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным - в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

Коллегия подчинялась  лишь царю и Сенату, а ей — местный  аппарат. С 1720 г. для коллегий был  введен единый «Генеральный регламент» (156 глав).

В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер- и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).

Коллегии строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению.

Таким образом, потребности  внутриполитического развития и  международного положения страны требовали  дальнейшей централизации управления. Преобразование приказов как пережитка  сословно-представительной монархии и  введение коллегий явилось важным этапом в формировании дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления и введением министерств.

Петр I в годы своего правления стремился вызвать к жизни самодеятельность населения. Но целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов (их было до 60). Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Вся территория России была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами (в последующем губерний стало 11. К функциям губернатора помимо собора налогов относились организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное  начала. При губернаторе был образован  совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным  дворянством. Однако ландраты вскоре были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся  общественным союзом.

В 1720 г. была проведена магистратская  городская реформа. Был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы самоуправления всей страны. В Москве и других городах России учреждались магистраты по образцу Рижского и Ревельского парламентов. Магистраты, состоявшие из избираемых бурмистров и ратманов, ведали сбором налогов и судом над горожанами, должны были «содержать в своем смотрении полицию», что подразумевало тогда не только обеспечение безопасности города, но и пожарное дело, санитарию, открытие госпиталей, школ, богаделен и многое другое. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 г. судебной реформой.

Лишенные условий для  жизненного развития, введенные Петром органы местного самоуправления на практике превращались в орудие фискальной политики правительства и быстро бюрократизировались. В целом же реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии — в уездах.

Реформы государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Управленческая мысль  18-19 вв. (Сперанский, Витте, Столыпин) 

К концу 20-х гг. XVIII в. Россия встала перед выбором дальнейшего пути. К этой критической точке Россию подвел сам Петр. В свое время М.М. Сперанский так определил политическое значение эпохи Петра: «Петр Великий во внешних формах правления ничего решительно не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле».

Более подробно остановимся  на управленческих взглядах М. М. Сперанского.

Первый политический трактат  Сперанского - «Памятная записка  об основном законодательстве вообще»  датируется 1801-1802 гг. В ней в критических  тонах Сперанский оценивает существующий политический строй России как деспотический. Сперанский излагает идею конституционной  монархии и гарантий для законного  народного представительства.

В 1803 г. Александр I дал Сперанскому  поручение составить «план общего образования судебных и правительственных  мест в империи». В сравнительно короткий срок Сперанский подготовил обширную «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». В ней проводилась  идея конституционной монархии, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости  судебной власти и ответственности  исполнительной перед законодательной; говорилось о проведении коренной реформы  всей администрации, о введении гласности  и предоставлении свободы печати. Сперанцский предлагал установить строгую ответственность исполнительных органов власти перед законодательными и ввести общественный контроль над исполнением законов. Особенно он настаивал на том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти действовали «в полной гармонии» между собой.

В конце 1808 г. Александр I поручает Сперанскому составление «Плана государственного преобразования России». В октябре 1809 г. проект под названием  «Введение к уложению государственных  законов» был готов.

«Введение к уложению государственных  законов» -  первый значительный и  всеобъемлющий план реформы политического  строя России.

Цель проекта была в  том, «чтобы облечь правление самодержавное  всеми, так сказать, внешними формами  закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Речь шла о модернизации всей российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, но при сохранении самодержавной  власти монарха.

В основу государственного устройства страны по «Плану» Сперанским положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, при верховенстве власти самодержавного монарха. Была разработана  четкая структура всех трех видов  власти на всех уровнях, начиная с  волости, первичной административной единицы. В волостном центре раз  в три года созывается волостная  дума, в которую избираются представители  от всех владельцев недвижимой собственности (независимо от сословий принадлежности), а также от не владеющих недвижимостью  казенных крестьян. Волостная дума избирает своего представителя, секретаря, а также депутатов в окруженную думу, дает им наказ о нуждах волости, рассматривает волостной бюджет и прочие хозяйственно-административные вопросы в пределах волости. В  центре округа - окружном городе созывается также раз в три года, окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума помимо председателя, главного секретаря, окружного совета и окружного  суда избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы  о местных нуждах, что и волостная  дума, но в пределах своего округа. Точно  так же, раз в три года, в  губернском городе созывается из депутатов  от окружных дел губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в  высшей представительный орган империи - Государственную думу. Председатель Думы назначался императором.

В системе высших органов  государственной власти Государственная  дума, по проекту Сперанского, занимала положение, равное Сенату. Она собирается на свои заседания без созыва ежегодно и заседает столько времени, сколько  требует повестка дня. За императором  закреплялось право прервать сессию Думы или распустить ее, назначив новые  выборы. Государственная дума не имела  права законодательной инициативы. Одновременно ни один закон не мог  иметь силы без рассмотрения его  в Государственной думе. В ее компетенцию  входило также издание постановлений  о налогах и повинностях, о  продаже и залоге государственного имущества. Думе позволялось рассматривать  государственные нужды, ставить  вопрос об ответственности министров, нарушающих закон. В Думу направляются готовые отчеты министров об их деятельности, она контролирует положение финансов в стране.

По такому же принципу формировались  и органы исполнительной власти. Три  ее первые исполнительные инстанции (волостное, окружное и губернское управление) избирались на волостных, окружных и  губернских собраниях. Высшая исполнительная власть («управление государственное», или министерства) формировалась  из людей, назначаемых императором.

Принцип выборности был положен  Сперанским и в основу образования  судебной власти, но только в первых трех ее инстанциях - волостном, окружном и губернском судах, которые избирались на волостном, окружном и губернском собраниях. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала  не только крупные гражданские, но и  уголовные дела, был окружной суд, состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного.

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Члены Совета не избираются, а назначаются  императором, который и председательствует в нем, и ни один закон не может вступить в силу без его утверждения.

Осуществление «Плана государственного преобразования России»  явилось  бы крупным шагом в направлении  превращения феодально-абсолютического  политического строя в России в буржуазную монархию.

На практике из обширного  «Плана» были реализованы лишь те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

Проекты Сперанского отличались смелостью и конкретностью. Они  разрабатывались с учетом задач, стоявших перед страной, и практически  на сто лет предвосхитили мероприятия, о которых в условиях революционной  ситуации был вынужден заявить Николай II в Манифесте 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка».

Сперанскому было поручено провести работу по систематизации законодательства. К 1833 г. было создано два труда: Полное собрание законов и Свод законов  Российской империи. Это издание  и по настоящее время служит важнейшим  источником по истории российского  законодательства, внутренней и внешней  политики России.

В начале XX в. значительную роль в развитии управленческих подходов сыграло 2 деятеля  — С. Ю. Витте и П.А. Столыпин, которые  дали заметный толчок развитию капитализма  в городе и деревне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Бондаренко Е.Ю. История государственного управления России. Владивосток. – 2001, 118 с. нет сноски в тексте курсовой на данного автора и страницу в книге, так же как и ко всем пунктам в списке литературы. Использован всего один источник не старше 5 лет, руководитель сделает замечание.
  2. Игнатов В.Г. История государственного управления России.Ростов-на-Дону : Феникс. – 2002, 651 с.
  3. Кравченко А.И. История менеджмента. : Учебное пособие для вузов.— 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005, 560 с.
  4. Маршев В.И. История управленческой мысли. М. : Инфра-М. – 2005, 731 с.
  5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 108.
  6. Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 18—23.
  7. Скрынников Р.Г. История российская IX—XVII вв. М., 1997. С. 465.
  8. Тебекин А.В., Касаев Б.С.. Менеджмент организации. М. — 2008, 260 с.
  9. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z344_page_4.html
  10. http://www.andreidouglas.com/texts/%D0%90.%D0%9F.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2.pdf

 

При готовности курсовой не будет  ли она слишком  объемной?

 


Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России