Эволюция стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение методологии стратегического планирования, как составляющей части менеджмента.
При изучении данной работы ставились следующие задачи: определение и организационная среда стратегического планирования; эволюция стратегического планирования, рассмотреть типичные стадии стратегического планирования и управления преобразованиями.

Содержание работы

Введение 2
1. Организационная среда и планирование 4
2. Определение стратегического планирования 6
3. Эволюция стратегического планирования 8
4. Стратегическое планирование: типичные стадии 10
5. Управление преобразованиями 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

КУРСОАВЯ.docx

— 63.08 Кб (Скачать файл)

Организации также необходимо учитывать свои внутренние юридические, профессиональные или политические ресурсы. Изменения могут требоваться в подготовке кадров, структуре организации и разработке программ, как и во многих других аспектах. Вторая и третья стадии являются подготовительными, они позволяют определить условия (контекст), необходимый для разработки (или уточнения) миссии организации, ее целей, задач и стратегий. Рекомендуемый временной горизонт для сканирования  – 5 лет.

Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач и плана действий

Существует иерархия элементов плана, которая проясняет и облегчает установление необходимой связи между желаемым конечным состоянием и средствами, с помощью которых оно может быть достигнуто. Как показано на рис. 3, формулировка миссии расположена на вершине иерархии. Формулировка миссии позволяет донести до внутренней и внешней аудитории информацию о цели существования организации.

Определение миссии формирует основу для целей, задач и стратегий, которые являются средствами для достижения желаемого конечного состояния (миссии) организации. Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль – обеспечивать устойчивость, стабильность и ясность конечной, главной цели организации. В общественном секторе миссии организаций изменяются редко.

Рис. 3. Иерархия элементов стратегического плана

Цели находятся на втором уровне иерархии. Цели – это широкие заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии организации и служат важным мостом между миссией и задачами. Обычно, организация имеет ограниченное число целей, которые кратко (четко) сформулированы в качественных терминах. В контексте местных властей, цели относятся к их ключевым сферам деятельности – например, инфраструктура, жилищное строительство, здравоохранение или образование.

На третьем уровне иерархии расположены задачи. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и сигнализируют о переходе от стратегического направления к действиям. В то время как число целей ограничено, для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определенность и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Они измеримы и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством постоянного мониторинга.

Многие из тех, кто составляют планы, согласились бы, что «хорошие планы нуждаются в хорошем применении». Аналогично, даже самое буквальное применение плохо продуманного плана не приведет к успеху. Планы действий помогают обеспечить правильное внедрение хороших планов. План действий (или стратегия внедрения) разрабатывается после того как определены цели и задачи.

План действий операционализирует цели и задачи, преобразуя задачи в наборы конкретных действий, называемые стратегиями.

Стратегии разнообразны и могут включать все: от дальнейших исследований до программ и реальных проектов. При выборе стратегий план действий учитывает ограниченность ресурсов и сильные стороны, и затем определяет роли, ответственность, распределение ресурсов, приоритеты и конкретные шаги. Должен быть обеспечен высокий уровень поддержки со стороны стейкхолдеров, так как успешная реализация без этого невозможна. Эта стадия предполагает постоянное взаимодействие со стейкхолдерами по вопросам выбора проектов и распределения ответственности.

Пятая стадия – реализация плана

План может считаться готовым к реализации, после того как он был одобрен составителями и поддержан стейкхолдерами. После этого дается старт выполнению плана действий (стратегии реализации). Теперь ответственность за реализацию стратегического плана несут исполнительные подразделения организации, но разработчики плана не должны снимать с себя обязанности по наблюдению за его реализацией. Отдельные стратегии стратегического плана отражаются в частях бюджета, программах, политике, проектах, организационной структуре и программах подготовки персонала. Может потребоваться создание новых инструментов внедрения. В идеале, все действия должны быть направлены на достижение миссии, как указано в плане действий. Эта стадия предполагает постоянное взаимодействие между разработчиками плана и теми, кто его реализует, обсуждения успехов или неудач в процессе реализации.

Шестая стадия – мониторинг и оценка плана

Стратегический план – гибкий, живой документ, он развивается, реагируя на изменения во внешней и внутренней среде. Предполагается, что стратегии будут требовать обновления и пересмотра по ходу реализации. Регулярный мониторинг исполнения плана необходим, также как и мониторинг среды принятия решений. Мониторинг исполнения плана требует фиксации индикаторов, которые показывают направление (прогресс или задержка) в реализации стратегий. Индикаторы должны относиться к миссии организации, целям и задачам, и должны быть легки для понимания стейкхолдеров. Общие индикаторы включают экономическую, социальную информацию и информацию об окружающей среде.

Для успешного мониторинга и оценки необходимо выделить достаточные человеческие и финансовые ресурсы и четко определить ответственность. Регулярные отчеты по исполнению плана должны быть готовиться для тех, кто принимает решения в организации. Полученные данные должны быть переданы стейкхолдерам как средство для усиления и поощрения соответствующего поведения, отмечания успехов и определения сфер для улучшения.

Всесторонний пересмотр стратегического плана должен делаться каждые пять лет, в то время как отельные обновления могут появляться чаще – по крайней мере, ежегодно, или даже чаще, если того требует окружающая обстановка. Изменчивая окружающая среда служит оправданием частой оценки предыдущих предположений и решений.

 

5. Управление  преобразованиями

Стратегическое планирование функционирует лучше всего в организациях, которые строго придерживаются процесса и которые действуют на основе ориентиров, предложенных в стратегическом плане. В этом случае стратегическое планирование может быть важным средством для достижения стратегического мышления – творческой и предпринимательской культуры, которая отличает успешные организации. Стратегическое планирование повышает шансы более информированного принятия решений.

Стратегическое планирование в своей классической формулировке, предполагающей линейный, формальный процесс планирования, наилучшим образом работает в стабильной среде принятия решений. В нестабильной и бурной среде, однако, процесс формального планирования должен быть дополнен более гибкими подходами, с большим акцентом на самообучении организации. При самообучении организации стратегии постоянно пересматриваются, как только приходит новое понимание в результате экспериментов (проб и ошибок). Сильное, решительное руководство при гибком изменчивом поведении - важные условия успеха стратегического планирования.

Стратегическое планирование вряд ли будет успешным в организациях, где решения традиционно принимаются "в пожарном порядке", где превалирует краткосрочное и ориентированное на ближайший результат мышление, и где существуют внутренние разногласия, которые мешают перспективам корпорации. Успеху стратегического планирования могут помешать слабая или неточная оценка возможностей организации, низкая групповая динамика и избыточная информацию. В конце концов, сопротивление изменениям и инерция – общие препятствия для любой новой системы, включая стратегическое планирование.

Таким образом, подводя итоги можно констатировать, что стратегическое планирование позволяет организации:

·         идентифицировать и анализировать среду принятия решений;

·         позиционировать организацию в данной среде;

·         выявить внешне угрозы и возможности для организации;

·         определить сравнительные слабые и сильные стороны организации;

·         прояснить и четко сформулировать миссию организации;

·         обеспечить достаточную информацию для стратегических решений о ресурсах.

Для успеха стратегического планирования необходимы:

·         убедительное логическое обоснование его использования;

·         постоянная и значительная поддержка лидера организации;

·         внутренние и внешние стейкхолдеры, которые видят смысл в стратегическом планировании;

·         организация, которая эффективно функционирует как единое целое;

·         четкое понимание ролей и ответственности;

·         достаточные ресурсы: финансовые, профессиональные и материальные;

·         выборочное использование квази-рационального, интуитивного принятия решений.

Заключение

Стратегическое планирование является неотъемлемой составляющей эффективного функционирования любого предприятия.  С его помощью происходит переориентация деятельности на потребителя и его нужды. Главной идеей становится тезис: «Производить то, что нужно потребителю, а не пытаться продать ему то, что вам удалось произвести», чем в последнее время все еще продолжают заниматься наши предприятия из-за чего и терпят убытки и не выдерживают конкуренции с западными аналогами.

Отсутствие  стратегических маркетинговых подразделений на наших  крупных предприятиях как раз и является проблемой, камнем преткновения в их развитии  и продвижении на рынках. Это связано с недостатком  на них достаточного количества квалифицированных и компетентных в своей области специалистов, не боящихся внедрять инновационные технологии.

Выходом из сложившейся ситуации может стать переориентация деятельности предприятия на всех ее этапах и направлениях на Потребителя. С помощью товара они должны решать проблемы и  удовлетворять потребности покупателей (Агенты по продажам приобретают не сверло в четверть дюйма, а отверстие в стене того же диаметра.)

 

Список литературы

1. Фатхутдинов Р.А. «Производственный  менеджмент» - М.: ЗАО «Бизнес- школа» 2000г.

2. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. «Политика  и практика маркетинга на предприятии» (Internet)

3.Ольга Ландау «Стратегический  план маркетинга» (Internet)

4. «Маркетинг» №2, 2001г.

  1. «Маркетинг в России и за рубежом» № 3, 2000г.
  2. «Корпоративный менеджмент» № 5, 2000г.
  3. «Корпоративный менеджмент» № 3, 2001г.

 

 

 


 



Информация о работе Эволюция стратегического планирования