Эволюция развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.

Файлы: 1 файл

menedzhment.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Тремя основополагающими личностными  началами поведения человека являются: восприятие, критериальная основа и мотивация. Мотивацию мы рассмотрим на следующем занятии. А сегодня поговорим о первых двух составляющих.

1. Восприятие  человеком окружения. Восприятие – это процесс получения из окружения и обработки информации. Восприятие всегда субъективно. Складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации. В этих процессах есть закономерности общие и есть влияние индивидуальных особенностей.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер.

Человек получает информацию из окружения  с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Если эта информация данного момента времени. То она всегда фактологична. Нельзя потрогать то, что было вчера и т.д.

Не менее важную роль в получении  информации играет интуиция. Используя воображение, человек может «видеть» то, что недоступно органам чувств. Эта информация связана с будущим, и носит предсказательный характер.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду. Обработка – расположение информации в определенном порядке, придание ей определенного смысла.

Выделяются три общих правила  обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

    • установление соотношения фигуры и фона;
    • завершение образов;
    • установление сходства и приблизительности.

Систематизация информации идет несколькими  способами:

  1. логическая обработка
  2. обработка  с использованием органов чувств

 

2. Критериальная  основа поведения

К критериальной основе поведения  человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком  по поводу его поведения. Критериальная  база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек и принципов, которым он следует в своем поведении. Эти составляющие находятся в тесном взаимодействии.

Расположение  человека – это априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Расположение имеет три компоненты:

  1. воздействующая часть (нравиться объект или нет)
  2. знание об объекте, которыми располагает человек;
  3. намерения по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.

Ценности задают предпочтение человека по принципу «допустимо – недопустимо; « хорошо – плохо»; «полезно – вредно». Ценности – это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Они составляют сердцевину личности человека, они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Ценности бывают двух видов:

    • относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.д.;
    • относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.

Ценностная система человека формируется  в основном в процессе его воспитания.

Верования. Это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. По поводу одного и того же человека могет быть следующие верования: 1) надежный человек; 2) хороший специалист; 3) человек, обладающий слабым здоровьем и т.д.

Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации. Поступающей от внешних источников.

Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, но чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием.

  1. Взаимодействие человека и группы

Характерными особенностями группы являются следующие:

  • Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом.  Говорит не о себе, а о группе (мы, у нас, наши, нам и т.п.).
  • Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения друг за другом.
  • На ряду с формальным распределением ролей (если такое существует) есть неформальное распределение ролей (генераторы идей, организатор, оптимисты и т.д.)

Формальная и неформальная группа.

Функционирование группы находится под влиянием трех факторов:

  1. характеристика членов группы;
    • личностные характеристики человека
    • способности
    • образование
    • жизненный опыт
  2. структурные характеристики группы;
    • коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует)
    • статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает)
    • личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится, и кто кого не любит);
    • силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
  3. ситуационные характеристики:
    • размер группы;
    • пространственное расположение группы;
    • задачи, решаемые группой;
    • Системой вознаграждения, применяемой в группе.

 

  1. Адаптация человека к организационному окружению

У человека имеются две степени  свободы в выборе форм поведения: принимать или нет существующие в организации формы и нормы  поведения, с другой – принимать или нет ценности организации. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти составляющие, может быть выделено 4 предельных типа поведения человека в организации.

Первый  тип – полностью принимает ценности и нормы поведения. (Преданный и дисциплинированный работник)

Второй  тип: человек не приемлет ценности организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. (Приспособленец).

Третий  тип: человек приемлет ценности, но не примелет существующие в ней нормы поведения. (Оригинал).

Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. (Бунтарь).

Человека возможно учить  приемлемому поведению через:

  1. условные и безусловные рефлексы (вид начальника – паника)
  2. выводы, которые делает человек относительно своего поведения.
  3. обучение на основе наблюдения.

Деятельность человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Стимулы – внешние воздействия на человека, направляют его деятельность в определенное русло.

Последствия действий человека зависят от тех, кто оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. Есть 4 типа компенсации.

Первый тип – это  положительная компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям.

Второй тип – это  отрицательная компенсация. Желаемое поведение сразу же приводит к  устранению нежелаемых для человека обстоятельств или раздражителей.

Третий тип – наказание. Это реакция на «неверное», нежелательное для руководства или организации поведение.

Четвертый тип компенсации  – это гашение нежелательного поведения. Человек, осуществляющий какие-то нежелательные действия, на которые  ранее поступала положительная  реакция, через некоторое время  прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция, т.е. если прекратить положительно реагировать на какие-то действия, то через некоторое время они начнут сокращаться.

 

 

Тема 3.  МОТИВАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН

  1. Общая характеристика мотивации
  2. Мотивационный процесс
  3. Теории содержания мотивации
  4. Теории процесса мотивации

 

  1. Общая характеристика мотивации

Готовность  и желание человека выполнять  свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.

В самом общем виде мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.

Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для всестороннего раскрытия  понятия мотивация, необходимо рассмотреть  три аспекта этого явления:

  • Что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного процесса;
  • Каково соотношение внутренних и внешних сил;
  • Как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Рассмотрим  некоторые понятия, которые будут  нами рассмотрены в дальнейшем.

Потребности –  это то, что возникает и находится внутри, это нужда в чем-то.

Мотив – это побудитель действия. Мотивы поддаются осознанию.

Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, создавая мотивационную структуру. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование -  это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.

Выделяют два основных типа мотивирования.

Первый – побуждают  к определенным действиям, а второй тип – формирование мотивационной  структуры человека.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия.

Процесс использования  различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.  Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.

На что в деятельности человека оказывает влияние мотивация?  Это: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.

Мало разработанная  область – соотношение «внешней»  и «внутренней мотивации».

  1. Мотивационный  процесс

Процесс мотивации может быть представлен  в виде 6 стадий, следующих одна за другой.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на три группы:

    • Физиологические;
    • Психологические;
    • Социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. Может проходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.

Шестая стадия – устранение потребности.

Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых  делается попытка объяснения данного  процесса. Эти теории условно можно  разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.

 

  1. Теории содержания мотивации

В данных теориях описывается структура  потребностей, их содержание и то, как  данные потребности связаны с  мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Теория  иерархии потребностей Маслоу.

Существуют пять групп  потребностей:

физиологические – потребность в пище, воде, воздухе, жилище и т.д. Люди, которые работают в основном по этой причине мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате труда, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать переутомления и т.д. Для управления такими людьми необходимо, чтобы зарплата обеспечивала выживание, а работа была не слишком утомительной.

Потребности безопасности – потребность находиться в стабильном мире, без страха, боли, угроз. Такие люди стремятся избегать волнительных ситуаций. Любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Для них важны социальные гарантии: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, гарантия работы и т.д. Для управления такими людьми необходимо создавать четкую и надежную систему социального страхования. Оплачивать их труд выше прожиточного минимума, не привлекать их к принятию рискованных решений.

Информация о работе Эволюция развития менеджмента