Эволюция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Многие склонны считать менеджмент совсем молодой профессией, что, с одной стороны, правда. Как область профессиональной деятельности менеджмент за рубежом известен чуть больше века, а в России и того меньше – 25 лет. Но на самом деле управлением занимались еще в античности, а первые научные разработки и исследования по данной теме датируются XIX веком

Содержание работы

Введение……………………….……………………………………………………..3
1. Возникновение, развитие и содержание различных школ управления ..….… 5
1.1 Генезис управленческой мысли в донаучный период…………………………………………….……….…………………………5
1.2 Школа научного управления…………………..…………………………8
1.3 Классическая (административная) школа в управлении…..………..…10
1.4 Школа психологии и человеческих отношений…………..……….…11
1.5 Школа науки управления (количественная школа)………….………13
2. Характеристика основных моделей менеджмента…………………………….16
2.1 Американская модель……………………….……………….………...…16
2.2 Японская модель …………………………………….………………...…17
2.3 Западноевропейская модель менеджмента………………………….….19
3. Особенности менеджмента в России…………………………………………...21
Заключение……………..…………………………………………………………...25
Список использованной литературы ………………………………………..........26

Файлы: 1 файл

Эволюция менеджмента - КР.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Основными достижениями школы научного управления являются:

1) использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

2) отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;

3) обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного  выполнения их задач;

4) систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности;

5) отделение планирования и обдумывания  от самой работы;

6) рациональная организация труда, разработка формальной структуры  организации и определение мер  по сотрудничеству между управляющим  и рабочими;

7) выделение управленцев из производственного персонала.

 

1.3 Классическая (административная) школа в  управлении

 

 Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 годы. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления [1, c.17].  В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное разделение труда;

- передача команд и распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

- соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных) [4, c.107-109].

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций.

Основные достижения административной школы:

1) разрабатывала общие характеристики  и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);

2) создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);

3) предлагала рациональную систему  управления, деление организации  на подразделения по функциональному  признаку;

4) рассматривала управление как  универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;

5) считала наиболее рациональной  структуру организации, основанную  на принципе единоначалия, когда  работник получает приказы только  от одного начальника (М. Вебер);

6) сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;

7) сформулировала общие функции  управления;

8) систематизированный подход к  управлению всей организацией.

 

    1. Школа психологии и человеческих отношений

 

Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, то есть теории человеческого поведения.

Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».

К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера [12, c.97].

Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

Основные достижения школы человеческих отношений:

1) определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;

2) обосновывала роль взаимодействия  между людьми в процессе совместной деятельности;

3) объясняла активность деятельности  людей и мотивов их поведения  потребностями;

4) вырабатывала определенные приемы  управления человеческими отношениями;

5) социальные и психологические  факторы оказывают на рост  производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна).

 

    1. Школа науки управления (количественная школа)

 

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

 Школа науки управления сформировалась  в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1) рассмотрение производства как  «социальной системы» с использованием  системного, процессного и ситуационного  подходов;

2) исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ [6, c.42].

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX века связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877 года) [5, c.45-46].

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 году он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 году в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 году в Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и другие. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов [10, c.75-76]. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е года XX века характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство. А математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика основных моделей менеджмента

 

2.1 Американская модель

 

Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Информация о работе Эволюция менеджмента