Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:04, курсовая работа
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Введение
1. Эволюция менеджмента  как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений  и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы
 
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.
Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.
2. Светско-административная. 
Связана с деятельностью вавилонского 
правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), 
который попытался организовать эффективную 
систему управления своей огромной империей. 
Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 
285 законов управления государством, является 
определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, 
кто стал целенаправленно работать над 
созданием своего образа «заботливого 
покровителя народа».
3. Производственно-строительная. 
Связана с правлением в Вавилоне царя 
Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который 
значительно усовершенствовал организацию 
труда на текстильных фабриках и 
зернохранилищах.
Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.
В данной работе сделана попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента как научной дисциплины.
Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления;
Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;
Привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;
Сформулировать концепцию управления школы человеческих отношений.
 
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.
Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.
Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]
Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.
В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:
Подход к управлению с позиций выделения 
различных 
школ, базирующихся на соответствующих 
концепциях.
Процессный подход.
Системный подход.
Ситуационный подход. [2, с. 54]
Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.
Таблица 1
Эволюция управленческой мысли
Подходы, школы  | 
  Годы  | 
Подход с позиций школ управления  | 
  |
Подход научного управления  | 
  1885-1920  | 
Подход административного управления  | 
  1920 - 1950  | 
Подход с позиций человеческих отношений  | 
  1930 - 1950  | 
Подход с позиций науки о поведении  | 
  1950 - по настоящее время  | 
Подход с позиций количественных методов  | 
  1950 - по настоящее время  | 
Подход к управлению как к процессу  | 
  1920 - по настоящее время  | 
Системный подход  | 
  конец время 1950-х — по настоящее  | 
Ситуационный подход  | 
  конец время 1960-х — по настоящее  | 
2. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)
Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Были выдвинуты аргументы в защиту отделения управленческих функций, названных функциями обдумывания (анализа) и планирования, от непосредственного выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:
Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость обеспечения обучения людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.
Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. [2, с. 55]
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.
Концепция научного управления стала начальным этапом становления и признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления».
3. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА (1920 -1950 гг.)
Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Исходная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существуют определенные Универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Авторами и видными последователями этой концепции и школы в целом были: Анри Файоль, Линдал Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и Ральф С. Дэвис. А. Файоль руководил большой французской компанией по добыче угля, впоследствии организовал Французский центр административных исследований. Л.Ф.Урвик основал одну из крупнейших консультационных фирм в Англии, в разные годы был директором Международного института по управлению в Женеве и вице-президентом Британского института управления. Дж.Муни работал под руководством Альфреда П. Слоуна в «Дженерал Моторс». Макс Вебер (немецкий социолог), сформулировал принципы рациональной бюрократии. Р.С.Дэвис был президентом Американской академии управления, занимал многие руководящие посты в Американском обществе совершенствования управления. Основными направлениями при формировании новой концепции стали: разработка рациональной системы управления организацией; построение структуры организации и управления ее работниками.
Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что ее концепция определяла управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, контроль. [2, с. 56]
Управлять (по Файолю) — значит предвидеть, организовать, а также сопрягаться, согласовывать, контролировать (1923 г.).
Таблица 2
Принципы управления Файоля
Принципы  | 
  Содержание принципов  | 
1  | 
  2  | 
1. Разделение труда  | 
  Реализация этого принципа 
  позволяет уменьшить   | 
2. Власть и ответственность  | 
  Они взаимосвязаны: власть — это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения. Она бывает официальной (должностной) или же личной (идущей от индивидуальных качеств). Но нет власти без ответственности. Ответственность требует мужества, и ее боятся в такой же мере, как и ищут власти. Боязнь ответственности парализует инициативу.  | 
3. Дисциплина  | 
  Дисциплина предполагает повиновение. Стремление руководства организации к повышению благосостояния работников не исключает возможность применение санкций к нарушителям дисциплины  | 
4. Единство распоряжения (единоначалие)  | 
  При любом роде деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица.  | 
5. Единство дирекции  | 
  Сущность этого принципа заключается в том, что в организации должен быть единый глава и единый план работ.  | 
6. Подчиненность личных интересов общим  | 
  Интересы одного человека или группы работников не должны быть выше интересов всей организации.  | 
7. Вознаграждение персонала  | 
  Вознаграждение персонала — это цена оказываемых им услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение как работнику, так и нанимателю.  | 
8. Централизация  | 
  В любом организме должен быть мозг (управленческий центр). Проблема централизации или децентрализации заключается в определении их правильного сочетания.  | 
9. Скалярная цепь  | 
  Скалярная цепь — это цепь подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими ее звеньями. Власть прокладывает себе путь через каждое звено этой цепи  | 
10.Порядок  | 
  Данный принцип предусматривает, что в организации должно быть рабочее место для каждого работника, и  | 
11. Справедливость  | 
  Руководитель организации должен стараться вселить дух справедливости на всех уровнях скалярной цепи. Только в этом случае персонал будет заинтересован в выполнении своих обязанностей с полной отдачей и преданностью организации.  | 
12. Стабильность 
  пребывания персонала в   | 
  Этот принцип означает, что работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном (необходимом) профессиональном уровне,  | 
13. Инициатива  | 
  Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. При этом инициатива всегда должна быть вознаграждена при положительном результате ее реализации (независимо от того, где будет находиться автор этой инициативы в это время). Такой подход в оценке инициативы придает организации силу и энергию.  | 
14. Корпоративный дух  | 
  Этот принцип означает, что гармония между членами персонала является силой организации.  | 
Информация о работе Эволюция менеджмента как научной дисциплины