Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:35, курсовая работа
Целью моей работы является проведение анализа и сравнительной характеристики японского и американского менеджмента  и применение его в Российской Федерации.
Для достижении этой цели следует  рассмотреть и решить ряд задач: 
1) Рассмотреть процессы зарождения, становления и развития в процессе эволюции японского и американского менеджмента.
2.Охарактеризовать американскую модель менеджмента.
3.Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
4.Провести сравнительный анализ японской и американской моделей управления.
5.Выделить возможные варианты применения зарубежного опыта в РФ.
Введение………………………………………………………………………  3
Глава 1. Эволюция и особенности американского и японского
менеджмента…………………………………………………………………  5
1.1. Формирование и основные характеристики  американского
 менеджмента……………………………………………………………  5
1.2. Развитие и основные принципы  японской 
модели менеджмента…………………………………………………  11
Глава 2. Сравнительный  анализ американской и японской
моделей менеджмента и варианты их использования в 
Российской Федерации……………………………………………………  19
2.1. Анализ сравнительных характеристик  японской и 
американской моделей управления…………………………………  19
2.2. Возможные варианты и предложения  по  применению 
зарубежного  опыта в российском менеджменте…………………..  25
Заключение…………………………………………………………………  32
Список использованных источников…………………………………..  34
На основании рассмотренных аспектов и принципов двух основных моделей менеджмента, можно провести сравнительный анализ некоторых характеристики выявить различия, достоинства и недостатки американской и японской моделей менеджмента.
Наглядно сравнительные 
Таблица 1
Японская и американская модели менеджмента
Япония  | 
  США  | 
Управленческие 
  решения принимаются   | 
  Индивидуальный характер принятия решения  | 
Коллективная ответственность  | 
  Индивидуальная ответственность  | 
Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления  | 
  Строго формализованная структура управления  | 
Неформальная организация контроля  | 
  Чётко формализованная процедура контроля  | 
Коллективный контроль  | 
  Индивидуальный контроль руководства  | 
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост  | 
  Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе  | 
Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль  | 
  Главные качества руководителя – профессионализм и инициатива  | 
Ориентация управления на группу  | 
  Ориентация управления на отдельную личность  | 
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату  | 
  Оценка результатов по индивидуальному результату  | 
Неформальные отношения с подчинёнными  | 
  Формальные отношения с подчинёнными  | 
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы  | 
  Деловая карьера 
  обусловливается личными   | 
Подготовка руководителей универсального типа  | 
  Подготовка узкоспециализированных руководителей  | 
Оплата труда по показателям работы группы и служебному стажу  | 
  Оплата труда по индивидуальным достижениям  | 
Долгосрочная занятость руководителя в фирме  | 
  Наём на роботу на короткий период  | 
Исходя из данных таблицы и общего анализа теоретического материала можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике своих стран:
1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Американская фирма стремится к эффективности путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей, в то время как японская фирма акцентирует внимание на том, чтобы работники могли сами решать локальные проблемы.
2. В американской фирме задачи 
координации и управления 
3. В американской фирме размер 
вознаграждения рабочего 
4. В японской фирме поведение 
работника формируется с 
5. Заключение на рынке труда 
Японии контракта о 
6. Количество уровней управления 
в японской промышленности 
7. Лидирующему положению в мировой экономике Японии способствовали три важных принципа стратегии производства: производство по принципу «точно вовремя»; использование концепции «делать с первого раза»; применение принципа комплексного профилактического обслуживания.
8. Использование американскими 
фирмами системы «поточного 
9. На японских заводах 
Анализ причин сближения позиций США и Японии на мировом рынке позволяет определить некоторые недостатки американской системы, которые одновременно послужили усилением японского влияния:12
1. Самодовольство и 
2. Копирование: если в прошлом 
США активно использовали опыт 
других стран, то теперь 
3. Качество американских товаров 
и услуг, постепенно 
4. Образование, значительно 
5. Протекционизм, неблагоприятно 
сказывающийся на уровне 
6. Размеры технологического 
7. Медленная реакция, 
8. Активность американских 
9. Слабое реагирование: утрата гибкости вследствие большого числа законов, традиций, привилегий, моделей управления и правил, ослабивших возможности быстрого реагирования.
В противовес вышеприведенным причинам ослабления позиций США в мировой экономике приведем некоторые достоинства, которые являются реальными источниками усиления конкурентоспособности Японии:13
1. Всеобщее внимание к учебе, 
являющееся самым главным 
2. Быстрая приспособляемость к 
изменяющимся условиям, способность 
непрерывно приспосабливаться 
3. Целеустремленность, очень высокая работоспособность, являющаяся следствием образа жизни и системы образования японцев.
4. Бесконфликтность японского 
5. Эффективность качества 
Исходя из этого, можно сказать, 
что суть американской модели менеджмента 
заключается в изначальном 
При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу; решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.
Японская модель менеджмента оценивается 
специалистами, как обеспечивающая 
наибольшую гармоничность и мобильность 
организации. Особенности японской 
системы проявляются в 
Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы по сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.14
Японское управление в первую очередь учитывает человеческий фактор. В то же время в США лица, ответственные за распределение капитала, сосредоточены в высшем управленческом аппарате, и динамическая и сбалансированная стратегия проводится только с помощью служащих, ответственных за эту стратегию.
В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. При этом менеджеры заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Американские компании вкладывают больше средств в исследования, совершенствование продукции.
Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение. Высшее руководство в США само проводит анализ экономической обстановки. В Японии высшее руководство определяет только общее направление такого анализа и предоставляет эти сведения низовому уровню для проведения анализа.
В заключение отметим, что в последние время ведущие компании Японии и США пытаются строить свои системы управления на основе сочетания лучших элементов американского и японского типов менеджмента. Представляется очевидным, что именно такое сочетание будет определять направления дальнейшего развития теории и практики управления предприятием.
2.2. Возможные варианты 
и предложения по  применению  
зарубежного  опыта в 
Российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 25 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта, применение которого в России может быть только с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Так как важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации.
В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение:15
1.Концепция копирования 
2.Концепция адаптации 
3. Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета с применением опыта других стран.
Информация о работе Эволюция и сравнительный анализ американского и японского менеджмента