Этапы становления и развития инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Инновационный менеджмент — это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.
Инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. По сути, инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Этапы становления и развития инновационного менеджмента…………..4
2. Задача………………………………………………………………………….5
Заключение …………………………………………………………………….12
Список используемой литературы…………………………………………….13

Файлы: 1 файл

К.Р. гот Инновационный менеджмент Вариант 7.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Этапы становления и развития инновационного менеджмента…………..4
  2. Задача………………………………………………………………………….5

Заключение …………………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………………….13

 

 

Введение

 

Необходимость инновационного развития экономики предъявляет новые требования к содержанию, методам, формам организации управленческой деятельности. В связи с этим появился особый вид менеджмента –  инновационный.

Инновационный менеджмент — это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Инновационное предприятие – это предприятие с высокой конкурентной способностью. Инновации позволяют динамично развиваться производству и получать большую прибыль с меньшими издержками. 

Инновационное управление представляет собой процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы. По сути, инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций.

Данные обстоятельства в большей степени предопределили актуальность  работы. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

1. Этапы становления  и развития инновационного менеджмента

 

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трёх аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров – руководителей различного уровня.

Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений.

Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й.Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного «новатором».  Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:

  1. Использование  новой  техники,  новых  технологических процессов  или  нового  рыночного  обеспечения  производства;
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта [4, с. 45].

Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары  и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].

Теоретические  основы  инновационного  менеджмента также были  разработаны в трудах  Н. Мончева,  Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.

 Исследования  закономерностей  зарождения  и  развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал  идею  множественности циклов и разработал их модели:  короткие (продолжительность 3-3,5  года)  торгово-промышленные (средние)  циклы (7-11  лет), большие  циклы (48-55  лет).  Концепция  больших  циклов  Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры. Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются  во  времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].

Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре  этапа развития инновационного менеджмента (см. табл. 1):

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём.

Таблица 1. - Характеристика этапов развития

инновационного менеджмента

Этап

Основные базовые подходы и концепции

Применяемые

методы,

инструментарий

Оценка системы менеджмента

I. Факторный

1. Наука и техника рассматривались как один из важнейших факторов развития экономического потенциала общества.

2. Выделялся научно-технический  потенциал субъекта, включающий  кадры, материально-техническую базу, информационные ресурсы, финансовую  составляющую, которые оценивались с помощью специально разработанных критериев.

3. Инновационное развитие определялось  приростом научно-технического потенциала. Инновационный менеджмент был направлен на увеличение прироста.

1. Статистические факторные модели  на основе корреляционных и  регрессивных зависимостей.

2. Нормативные методы планирования.

Менеджмент нацеливал на преимущественно экстенсивное развитие, большее внимание уделялось ресурсам, затратам, а не результату. Снижение затрат оценивалось в качестве результата.

II.Функциональный

1. Инновационный менеджмент рассматривается  как совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация.

2. Опора на рациональное разделение  труда в управлении инновациями  и оптимизацию принимаемых решений.

3. Роль координирующих и контролирующих функций.

1.Регламентирование процедурных аспектов управления (положения об отраслях и службах, должностные инструкции).

2. Экономико-математическое моделирование  процессов принятия решений в  каждой из функций управления.

3. Оптимизационные модели формирования тематического плана и организационной структуры.

4. Календарное планирование работ, сетевые методы.

Менеджмент не носил системного характера, нацеливал на принятие оптимальных решений для отдельных функций управления инновациями.

III. Системный

1. Инновационный процесс – сложная  система, ориентированная на достижение  целей развития с учётом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

2. Анализ внешней и внутренней  среды системы.

3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы.

4. Учёт прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.

5. Функциональное единство всех элементов.

1. Адаптация параметров системы  к факторам внешней среды.

2. Оценка качества «входа» и «выхода» и «процесса» в системе.

3. Экономико-математическое моделирование (вероятные модели).

4. Проектный менеджмент.

Менеджмент не учитывает прерывного (дискретного) характера инновационных процессов, роста значимости внешней среды и возрастающего уровня риска.

IV. Ситуационный

1. Пригодность различных методов  управления определяется конкретной  ситуацией.

2. Опора  на альтернативность  достижения одной и той же  цели и учёт непредвиденных  обстоятельств.

3. Деятельность менеджера требует  высокого творчества, глубокой профессиональной подготовки и интуиции, что делает её сходной с искусством.

1. Разработка сценариев развития.

2. Анализ внешних и внутренних  факторов успеха инноваций.

3. Творческое использование менеджером  любого известного инструментария в зависимости от ситуации.

4. Методы управления конфликтами.

5. Теория ожиданий.

6. Методы креативного менеджмента.

Усиление значимости инновационного менеджмента, рост ответственности менеджера за выбор приёмов управления, адекватных ситуации. Рост требований к личности инновационного менеджера.


 

  Современный этап развития инновационного менеджмента свидетельствует о резком возрастании роли менеджера. Его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия управленческого решения. Возрастает значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента (коммуникации, мотивация, делегирование полномочий). Среди способов организации преобладают неформальные виды. Изменяется соотношение между различными видами контроля в пользу стратегического контроля, самоконтроля. Делегирование полномочий ведёт к росту инициативы, индивидуальной свободы и компетентности персонала, ценностно-ориентированному характеру труда.

Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением лабораторий, первых НИОКР в крупных компаниях. Научно-исследовательскую деятельность, руководство которой осуществлялось непосредственно учеными-исследователями, принято относить к управлению НИОКР 1-го поколения. Со временем корпоративные менеджеры осознали необходимость управления научно – исследовательской деятельностью. Компании сосредоточили свое внимание на тех проектах,  которые, прежде всего, служили целям их бизнеса. Сегодня такое управление НИОКР принято относить ко 2-му поколению. В практике НИОКР 3-го поколения внимание уделял удовлетворению явных потребностей покупателя. Потребности клиентов и технические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках 4-го поколения методов управления НИОКР.

В настоящее время сложность приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в Таблице 2.

Из Таблицы 2 видно, что методы инновационного менеджмента динамично усложнялись. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды [3, с. 16 – 18].

 

Таблица 2. - Эволюция принципов инновационного менеджмента

 

Участники

Генерация, отбор и реализация инноваций

Функции

НИОКР 1-го поколения (1900-1950 гг.) - управление лабораториями

Исследователи

+

+

+

Руководство НИР осуществляется силами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновационных идей, а также за выполнение на предприятиях исследовательских проектов и освоение инноваций

Производственники

     

Маркетологи

     

Потребители

     

НИОКР 2-го поколения (1950-1970 гт.) - корпоративное управление инновационными проектами

Исследователи

+

+

+

Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Компании сосредоточивают свое внимание на тех инновационных проектах, которые прежде всего служат целям их бизнеса

Производственники

+

+

+

Маркетологи

     

Потребители

     

НИОКР 3-го поколения (1970-1990 гг.) - формирование корпоративного портфеля инноваций

Исследователи

+

+

+

Имеет место рост промышленных НИОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Потребители

     

НИОКР 4-го поколения (с 1990 г. по настоящее время) - управление на основе совместно принимаемых заинтересованными в разработке инновации сторонами решений

Исследователи

+

+

+

Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инновации начинают привлекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанный на метоле совместного участия заинтересованных сторон

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Потребители

+

+

+


 

 

 

 

 

2. Определите внутреннюю норму доходности (ВНД) инвестиционного проекта и целесообразность его финансирования при норме дисконта, равной 0,3.

Исходные данные для расчета представлены в таблице.

Показатель

Год

1-й

2-й

3-й

4-й

  1. Капиталовложения в производственные фонды, тыс.руб.
  2. Объем реализации (без НДС), тыс.руб.
  3. Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.
  4. Амортизация, тыс.руб.
  5. Налоги и прибыль, тыс.руб.

 

5500

3000

2200

300

400

 

500

8000

5000

500

1000

 

-

12000

7000

500

2000

 

-

10000

6000

500

1500


 

Решение

1. Чистая прибыль, [2-3-5] тыс. руб.:

1-й год: 3000 - 2200 - 400 = 400,

2-й год: 8000 - 5000 - 1000 = 2000,

3-й год: 12 000 - 7000 - 2000 = 3000,

4-й год: 10 000 - 6000 - 1500 = 2500.

2. Чистый доход, тыс. руб.:

1-й год: 400 + 300 = 700,

2-й год: 2000 + 500 = 2500,

3-й год: 3000 + 500 = 3500,

4-й год: 2500 + 500 = 3000.

3. Чистый дисконтированный доход (чистая, текущая, приведенная стоимость) (ЧДД) – разница между инвестиционными затратами и будущими доходами, приведенными в сопоставимые условия. Представляет собой стоимость дисконтированного чистого потока наличности за расчетный период.

Внутренняя норма прибыли (внутренняя норма дохода, внутренняя норма рентабельности) (ВНД) – усредненная рентабельность инвестиций по чистой прибыли. Расчетная ставка дисконта, при которой дисконтированная стоимость притоков денежных средств равна дисконтированной стоимости их оттоков (величина, при которой ЧДД=0).

Внутренняя норма доходности (рентабельности):

 определяется из выражения:

,

где – базовая ставка процента (%);

Информация о работе Этапы становления и развития инновационного менеджмента