Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Этапы развития менеджмента 5
2 Школы управления 9
Заключение 15
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Контрольная готовая2.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф. У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. При этом было установлено, что максимальное количество железной руды и угля может быть переработано, если рабочие будут пользоваться совковой лопатой емкостью до 9 кг. Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.

Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Разработка и внедрение  концепций научного управления стало  серьёзным переломным этапом, благодаря  которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область  научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ или «классическая школа управления» рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Разработкой общих принципов  управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

  1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
  2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
  3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
  5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
  6. Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
  7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
  9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
  11. 11.Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
  12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
  13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
  14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).

Эти принципы затрагивают  два основных аспекта. Одним из них  была разработка рациональной системы  управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. 

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАУКИ (данная школа представлена Элтоном Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт). Это научное направление в теории управления возникло после того как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что  если руководство проявляет большую  заботу о своих работниках, то и  уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь  приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе. 

ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК сосредоточила свое внимание прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника. 

ШКОЛА НАУКИ  УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".

После создания модели переменным задаются количественные значения. Это  позволяет более объективно сравнивать и описать каждую переменную и  отношения между ними. Главной  характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.

Взаимосвязь этих школ - то, что создает высокоэффективные методы управления. Впервые руководители – практики и учёные увидели, что методы и подходы, используемые в науки и технике могут эффективно быть использованы в практике достижения целей организации.

 

 

 

Заключение

 

 

В своей работе я подробно рассмотрела вопрос о развитии школ, Этапы развития менеджмента.

Формирование в России рыночных отношений, развитие экономических  реформ, создание новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности обусловливает необходимость углубления знаний об управлении.

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость  регулировать совместную деятельность коллективов людей.

Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения  человека в производстве, количественный подход

"Школа научного  управления" может рассматриваться  как предтеча к формированию  организационной психологии.

Сущность предложенной системы основывается на следующих  четырех положениях:

  1. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности.
  2. Отбор и обучение работников.
  3. Сочетание знания о трудовой деятельности с возросшими трудовыми возможностями отобранных работников.
  4. Специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками.

 

 В соответствии с целью и задачами контрольной работы можно сделать  следующие выводы:

  1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
  2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
  3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка  основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Рыночная экономика  требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бобрышев, Д.И. История управленческой мысли [Текст] / Д.Н.Бобрышев, С.П. Семенцов. – М., 1985.
  2. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст] / В.И.Быстренко. – М., 1996.
  3. Вдовин, А.М. История развития науки и практики управления производством [Текст] / А.И.Вдовин, В.А. Заренков, Е.Н.Зюда. – СПб., 2001.
  4. Всеобщая история менеджмента [Текст]: учеб. пособие / под. общ ред. проф. И.И.Мазура. – М.: Издательский центр ЕЛИМА, 2006.
  5. Гапоненко, А.Л. Новые тенденции экономического развития [Текст] / А.Л.Гапоненко. – М.: Изд. РАГС, 1997.
  6. Из истории менеджмента [Текст] / А.Файоль и др. – М., 1992.
  7. История менеджмента [Текст]: учеб.пособие / под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  8. Казначевская, Г.Б., Чуев И.Н., Матросова О.В. Менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 378 с.
  9. Концепция российского менеджмента [Текст] / Э.М.Коротков. – М.: Дека, 2004.
  10. Корицкий, Э.Б. Научный менеджмент: российская история [Текст] / Э.Б.Корицкий, Г.В.Нинциева, В.Х.Шетов. – СПб.: Изд-во Питер, 1999.
  11. Кравченко, А.И. История менеджмента. - М.: Трикста, 2005.- 560 с.
  12. Маршев, В.И. История управленческой мысли [Текст]: учебник / В.И.Маршев. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  13. Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
  14. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 1997.
  15. Раздорожный, А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006. – 637 с.
  16. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. – М.: Экзамен, 2006. - 292 с.
  17. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 304 с.
  18. Современный менеджмент в России [Текст] / под.ред. А.М.Омарова. – М., 1997.
  19. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк [Текст] / Д.П.Беркович. – М.: Наука, 1973.

Информация о работе Этапы развития менеджмента