11
 
 
профессии это может быть 
и многолетний, и совсем кратковременный 
процесс (например, простой инструктаж); 
адаптант (фаза адаптации, привыкания 
молодого специалиста к работе). 
Как бы ни был налажен процесс 
подготовки того или иного профессионала 
в учебном заведении, он никогда 
не подходит "как ключ к замку" 
производственной работе; интернал (фаза 
интернала). Опытный работник, который 
любит свое дело и может вполне 
самостоятельно, все более надежно 
и успешно справлять с основными 
профессиональными функциями, что 
признают товарищи по работе, по профессии; 
мастер (продолжающаяся фаза мастерства). 
Работник может решать и простые, 
и самые трудные профессиональные 
задачи, которые, быть может, не всем коллегам 
по плечу; авторитет (фаза авторитета, 
как и фаза мастерства, суммируется 
также с последующей). Мастер своего 
дела, уже хорошо известный в профессиональном 
кругу или даже за его пределами 
(в отрасли, в стране). В зависимости 
от принятых в данной профессии форм 
аттестации работников он имеет те 
или иные высокие показатели квалификации; 
наставник (фаза наставничества). Авторитетный 
мастер своего дела, в любой профессии 
"обрастает" единомышленниками, перенимателями 
опыта, учениками. Итак, во второй главе 
курсовой работы я рассмотрел характеристики 
этапов карьеры. Можно подвести следующие 
итоги: 1. Встречаясь с новым сотрудником, 
менеджер по персоналу должен учитывать 
этап карьеры, который он проходит в 
данный момент. Это может помочь 
уточнить цели профессиональной деятельности, 
степень динамичности и главное 
– специфику индивидуальной мотивации. 
2. Важно разделять этап карьеры (временной 
период развития личности) и фазы развития 
профессионала (периоды овладения 
деятельностью). 3.Этапы и границы 
трудовой активности, творческих проявлений 
очень подвижны и в каждом конкретном 
случае определяются спецификой профессии 
и особыми, неповторимыми условиями 
жизнедеятельности человека, его 
индивидуальностью.
 
Модели развития карьеры
Егоршин[1] отмечает, что практические 
исследования служебной карьеры 
многих действующих менеджеров показывают, 
что все многообразия видов карьеры 
получаются за счет сочетания четырех 
ее основных моделей: "трамплин"; 
"лестница"; "змея"; "перепутье".
12
 
 
Карьера "трамплин" широко 
распространена среди руководителей 
и специалистов. Жизненный путь работника 
состоит из длительного подъема 
по служебной лестнице с постепенным 
ростом его потенциала, знаний, опыта 
и квалификации. Соответственно меняются 
занимаемые должности на более сложные 
и лучше оплачиваемые. На определенном 
этапе работник занимает высшую для 
него должность и старается удержаться 
в ней в течение длительного 
времени. А потом "прыжок с трамплина" 
ввиду ухода на пенсию. Модель карьеры 
"трамплин" для линейного руководителя 
показана на рис. 2. Карьера "трамплин" 
наиболее характерна для руководителей 
периода застоя в экономике, когда 
многие должности в центральных 
органах и на предприятиях занимались 
одними людьми по 2025 лет. С другой стороны, 
данная модель является типичной для 
специалистов и служащих, которые 
не ставят перед собой целей продвижения 
по службе. В силу ряда причин: личных 
интересов, невысокой загрузки, хорошего 
трудового коллектива, приобретенной 
квалификации  работников вполне устраивает 
занимаемая должность, и они готовы 
оставаться в ней до ухода на пенсию. 
Таким образом, карьера "трамплин" 
может быть вполне приемлемой в условиях 
рыночной экономики для большой 
группы специалистов и служащих. Модель 
карьеры "лестница" предусматривает, 
что каждая ступенька служебной 
карьеры представляет собой определенную 
должность, которую работник занимает 
фиксированное время, например, не более 
5 лет. Такого срока достаточно для 
того, чтобы войти в новую должность 
и проработать с полной отдачей. 
С ростом квалификации, творческого 
потенциала и производственного 
опыта руководитель или специалист 
поднимается по служебной лестнице 
(рис. 3). Каждую новую должность работник 
занимает после повышения квалификации. 
Верхней ступеньки служебной 
карьеры работник достигнет в 
период максимального потенциала, когда 
накоплен большой опыт и приобретены 
высокая квалификация, широта кругозора, 
профессиональные знания и умения. 
Психологически эта модель очень 
неудобна для первых руководителей 
изза их нежелания уходить с 
"первых ролей". Поэтому она 
должна поддерживаться вышестоящим 
органом управления (советом директоров, 
правлением) с гуманных позиций сохранения 
здоровья и
13
 
 
работоспособности работника.
 
После занятия верхней 
должности начинается планомерный 
спуск по служебной лестнице с 
выполнением менее интенсивной 
работы, не требующей принятия сложных 
решений в экстремальных ситуациях, 
руководства большим коллективом. 
Однако вклад руководителя и специалиста 
в качестве консультанта ценен для 
предприятия.
 
Модель карьеры "змея" 
пригодна для руководителя и специалиста. 
Она предусматривает горизонтальное 
перемещение работника с одной 
должности на другую путем назначения 
с занятием каждой непродолжительное 
время (12 г.). Например, мастер после 
обучения в школе менеджеров работает 
последовательно диспетчером, технологом 
и экономистом, а затем назначается 
на должность начальника цеха. Это 
дает возможность линейному руководителю 
более глубоко изучить конкретные 
функции управления, которые ему 
пригодятся на вышестоящей должности. 
Прежде чем стать директором предприятия, 
руководитель в течение 69 лет работает 
заместителем директора по кадрам, 
коммерции и экономике и всесторонне 
изучает важные участки деятельности. 
Модель карьеры "змея" для линейного 
руководителя показана на рис. 4.
 
14
 
 
Главное преимущество данной 
модели заключается в возможности 
удовлетворения потребности человека 
в познании интересующих его функций 
управления. Это предполагает постоянное 
перемещение кадров в аппарате управления, 
наличие четкой системы назначения 
и перемещения и детальное 
изучение социально психологического 
климата в коллективе. Наибольшее 
распространение эта модель получила 
в Японии на крупных фирмах. Профессор 
У. Оучи говорит о расстановке 
кадров в Японии: "Может быть, наиболее 
важным является тот факт, что каждый 
работник знает, что в течение 
всей своей карьеры он будет переходить 
из одних подразделений фирмы 
в другие, даже расположенные в 
разных географических местах. Кроме 
того, во многих японских фирмах ротация 
в течение всей трудовой жизни 
распространяется на всех служащих. Инженерэлектрик 
с проектирования схем может быть 
направлен на производство или сборку, 
техника каждый год могут переводить 
на новые станки или в другие подразделения, 
руководителей  перемещать по всем 
отраслям бизнеса... Когда люди работают 
все время по одной специальности, 
у них возникает тенденция 
к формированию локальных целей, 
связанных только с этой специальностью, 
а не с будущим всей фирмы" [1]. 
При несоблюдении ротации кадров 
карьера "змея" теряет значимость 
и может иметь негативные последствия, 
т.к. часть работников с преобладанием 
темперамента меланхолика и флегматика 
не расположены к смене коллектива 
или должности и будут воспринимать 
ее очень болезненно.
 
Модель карьеры "перепутье" 
предполагает по истечении определенного 
фиксированного или переменного 
срока работы прохождение руководителем 
или специалистом комплексной оценки 
(аттестации), по результатам которой 
принимается решение о повышении, 
перемещении или понижении в 
должности. По своей философии это 
американская модель карьеры, ориентированная 
на индивидуализм человека.
15
 
 
Рассмотрим карьеру «перепутье» 
для линейного руководителя (рис. 
5). По истечении определенного периода, 
допустим 5 лет работы в должности 
начальника цеха, он проходит переподготовку 
в школе менеджеров с полным комплексом 
необходимых исследований. Если его 
профессиональные знания и умения, 
потенциал и квалификация, здоровье 
и работоспособность высокие, а 
взаимоотношения в трудовом коллективе 
бесконфликтные, то он рекомендуется 
к занятию более высокой должности 
посредством назначения или выборов. 
Если потенциал руководителя средний, 
но он обладает профессиональными знаниями 
и умениями, достаточными для занимаемой 
должности, имеет хорошее здоровье 
и психологически устойчив, то он рекомендуется 
к перемещению на другую должность. 
Например, начальником другого цеха. 
«Новая метла поновому метет»,  
гласит народная мудрость. В случае, 
когда рейтинг руководителя низкий, 
профессиональная подготовка не соответствует 
занимаемой должности, в трудовом коллективе 
существуют конфликты, тогда решается 
вопрос о его понижении в должности 
или увольнении за грубые нарушения 
философии предприятия.
 
Заключение
Главной целью моей реферата 
является рассмотрение способов планирования 
и развития карьеры. В первой главе 
реферата я рассмотрела понятие 
карьеры и основные виды карьеры, 
вторая глава посвящена этапам карьеры, 
в третьей главе рассматриваются 
основные модели карьеры, а в последней 
главе рассматриваются основные 
способы планирования и развития 
карьеры. Подбирая материал для реферата 
работы я проводила поиск информации 
в сети INTERNET. В ходе этого поиска 
я встретила много объявлений 
о проведении специальных семинаров, 
тренингов по обучению планированию 
и развитию карьеры. Это ещё раз 
подчёркивает значимость темы реферата. 
Таким образом, управление деловой 
карьерой сотрудников – одно из 
приоритетных направлений в работе 
с персоналом. И если в западных 
компаниях работа в данной области 
ведется постоянно и уже довольно 
давно, то для российского бизнеса 
– это понятие еще довольно 
новое. Управление карьерой сотрудников 
– мероприятие, требующее определенных 
материальных затрат со стороны компании. 
Но эти затраты с лихвой окупаются 
конкурентными преимуществами, которые 
компания получает взамен. Персонал, пожалуй, 
самый важный вид ресурсов из имеющихся 
в распоряжении любой организации. 
Следовательно, затраты на его развитие 
являются не чем иным как инвестициями 
в стабильное и
16
 
 
успешное «завтра» компании.
 
Литература:
 
1. Егоршин А.П. Управление 
персоналом. – Н. Новгород, 1997 2. Зайцев 
Г.Г Управление персоналом – 
СПб.: СевероЗапад, 1998 3. История и 
современные проблемы управления 
персоналом / Под ред. В.И. Данилова 
– СПб.: СЗАГС, 1999 4. Маслов Е.В. 
Управление персоналом предприятия 
– М.Новосибирск, 1998 5. Управление 
персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, 
Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2002 6. Управление 
персоналом организации/ Под ред. 
А.Я. Кибанова. – М.: ИнфраМ, 2001