Экспертные методы, используемые в практике анализа и выработки решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В деятельности предприятия порой для разрешения управленческой проблемы требуется не единичное решение, а определенная последовательность действий. Поэтому принятие решения - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Процессом принятия решения является последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблемной ситуации и заключающихся в анализе сложившейся ситуации, генерации альтернатив решения, принятии решения и организации реализации его выполнения.

Содержание работы

Введение 3
1 Формальная основа экспертных методов. 5
1.1 Сущность и состав экспертных методов 5
1.2 Порядок образования, способы набора и критерии оценки экспертной группы 7
2 Экспертные методы, используемые в практике анализа и выработки решения. 11
2.1 Методы получения количественных экспертных оценок для альтернативных решений 15
2.2 Методы получения качественных экспертных оценок 18
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Состав, сущность и содержание экспертных методов, используемых в практике анализа и выработки решения.1.docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

 В соответствии с  имеющейся у него информацией  об оцениваемом объекте и используемой  им оценочной системы эксперт  определяет к какому из классов  оцениваемый объект принадлежит.

 После завершения процедуры  последовательного предъявления  оцениваемых альтернативных вариантов  эксперту может быть предъявлен  результат его оценки в виде  распределения всех оцененных  им альтернативных вариантов по классам.

 На этом этапе эксперту, как правило, предоставляется  возможность, исходя из общего  результата классификации, внести  коррективы в данные им оценки.

 Если проводится коллективная  экспертиза, то результаты экспертной  классификации, указанные каждым  из экспертиза, то результаты  экспертной классификации, указанные  каждым из экспертов обрабатываются  с целью получения результирующей  коллективной экспертной оценки.

 В зависимости от  целей экспертизы может возникнуть  необходимость отнесения альтернативных  вариантов к упорядоченным классам.

 Скажем, необходимо отнести  оцениваемые объекты к соответствующим  категориям, причем так, чтобы  более предпочтительные объекты  были отнесены к более предпочтительным категориям.

 Естественно, это отражается  на процедуре экспертной классификации.  Но главное, чтобы эксперт однозначно  понимал поставленную перед ним задачу.

 Если число классов,  на которое должны быть разбиты  альтернативные варианты, заранее  не оговаривается, то целесообразно  использование следующей процедуры.

 Эксперту предъявляется  пара альтернативных вариантов  и предлагается определить относятся  ли они к одному классу или  к разным.

 После этого эксперту  последовательно предлагаются оцениваемые  альтернативные варианты и выясняется  может ни каждый из них быть  отнесенным к одному из образовавшихся  к тому времени классов или  необходимо для данного альтернативного  варианта образовать новый класс.

 Процедура завершается  после того, как эксперту будут  предъявлены все альтернативные варианты.

2) Метод парных сравнений.

 Метод парных сравнений  является одним из наиболее  распространенных методов оценки  сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов.

 При методе парных  сравнений эксперту последовательно  предлагаются пары альтернативных  вариантов, для которых он должен  указать более предпочтительный. Если эксперт относительно какой-либо  пары объектов затрудняется это  сделать, он вправе посчитать  сравни­ваемые альтернативные варианты  равноценными либо несравнимыми.

 После последовательного  предъявления эксперту всех дар  альтернативных вариантов определяется  их сравнительная предпочтительность по оценкам данного эксперта.

 В результате парных  сравнений, если эксперт оказался  последовательным в своих предпочтениях,  все оцениваемые альтернативные  варианты могут оказаться про ранжированными по тому или иному критерию, показателю, свойству.

 Если эксперт признал  некоторые альтернативные вари  анты несопоставимыми, то в  результате будет получено лишь их частичное упорядочение.

 В практике использования  метода парных сравнений нередко  приходится сталкиваться с непоследовательностью  и даже противоречивостью оценок эксперта.

 В этих случаях необходимо  проведение специального анализа результатов экспертизы.

 Отметим также, что  при достаточно большом числе  оцениваемых альтернативных вариантов  процедура парного сравнения  всех возможных их пар становится  трудоемкой для эксперта. В этом  случае целесообразно применение  соответствующих модификаций метода парных сравнений.

 Например, если предположить  непротиворечивость оценок эксперта, то, практически, достаточно однократного  предъявления каждого альтернативного  варианта в паре с каким-либо другим.

3) Ранжирование альтернативных вариантов.

 Достаточно распространенной  процедурой также непосредственное  ранжирование экспертом по пред  почтительности оцениваемых альтернативных вариантов.

 В этом методе эксперту  предъявляются отобранные для  сравнительной оценки альтернативные  варианты, но желательно не более  20-30 для их упорядочения по предпочтительности.

 Если альтернативных  вариантов больше, то целесообразно  использование соответствующих  модификаций метода ранжировании.

 Например, ранжированию  альтернативных вариантов может  предшествовать их разбиение  на упорядоченные по предпочтению  классы с помощью метода экспертной  классификации.

 Ранжирование сравниваемых объектов эксперт может осуществлять различными способами. Приведем два из них.

 В соответствии с  первым - эксперту предъявляется  весь набор альтернативных вариантов  и он указывает среди них  наиболее предпочтительный. Затем  эксперт указывает наиболее предпочтительный  альтернативный вариант среди  оставшихся и т.д., пока все  оцениваемые альтернативные варианты не будут им проранжированы.

 При втором способе  эксперту первоначально предъявляется  два или больше альтернативных  вариантов, которые предлагается  ему упорядочить по предпочтениям.

 Если эксперту первоначально  предлагается несколько альтернативных  вариантов для упорядочения по  предпочтениям, то он на этом  этапе может воспользоваться первым способом ранжирования.

 После проведения первоначального  ранжирования эксперту последовательно  предлагаются новые еще неоцененные  им альтернативные варианты. Эксперт  должен определить место вновь  предъявленного альтернативного  варианта среди проранжированных ранее.

 Процедура завершается  после предъявления и оценки  последнего альтернативного варианта.

4) Метод векторов предпочтений.

 Этот метод чаще  используется при необходимости  поучения коллективного экспертного  ранжирования. Эксперту предъявляется  весь набор оцениваемых альтернативных  вариантов и предлагается для  каждого альтернативного варианта  указать сколько, по его мнению, других альтернативных вариантов  превосходит данный.

 Эта информация представляется  в виде вектора, первая компонента  которого - число альтернативных  вариантов, которые превосходят  первый, вторая компонента - число  альтернативных вариантов, которые  превосходят второй и т.д.

 

 

 Если оценивается 10 альтернативных вариантов, то  вектор предпочтений может выглядеть  так:

 

(3, 7, 0, 4, 8, 6, 1, 9, 5, 2).

 

 Если в векторе предпочтений  каждое число встречается ровно  один раз, то экспертом указано  строгое ранжирование альтернативных вариантов по предпочтениям.

 В противном случае  полученный результат не является  строгим ранжированием и отражает  затруднения эксперта при оценке  сравнительной предпочтительности  отдельных альтернативных вариантов.

 Метод векторов предпочтений  отличается сравнительной нетрудоемкостью  и может использоваться с учетом характера экспертизы.

 Этот метод может  быть использован и когда у  эксперта имеются затруднения  при использовании других методов  оценки сравнительной предпочтительности  альтернативных вариантов.

 При коллективной экспертизе, проводимой с использованием  метода векторов предпочтений, целесообразно  рассчитать результирующее коллективное  ранжирование, отражающее коллективную точку зрения всех экспертов.

5) Дискретные экспертные  кривые.

 Если целью является  разработка прогнозов или анализ  динамики изменения показателей,  характеризующих объект выработки  и принятия управленческого решения,  то целесообразно воспользоваться  дискретными экспертными кривыми.

 При построении дискретной  экспертной кривой определяется  набор характерных точек, в  которых наблюдается или ожидается  смена тенденции изменения значений  показателя от рассматриваемого  параметра, а также значения  показателя в характерных точках.

 На участках между  характерными точками предполагается, что значения показателя изменяются  линейно, т.е. две соседние характерные  точки кривой могут быть соединены отрезками прямой линии.

 Если есть достаточно  веские основания для того, чтобы  определить нелинейные изменения  значений показателя на участках  кривой между соседними характерными  точками, имеет смысл от дискретных  экспертных кривых перейти к экспертным кривым.

 При построении экспертных  кривых отрезки прямых линий  могут быть заменены отрезками  нелинейных кривы» либо кривых, построенных непосредственно экспертами,

 Заметим однако, что  далеко не всегда мы располагаем  информацией, позволяющей надежно  судить о поведение кривой  на участках между характерными точками.

 К тому же обработка  результатов экспертных оценок  и, в частности, определение  результирующей коллективной экспертной  оценки более надежна для дискретных экспертных кривых.

 Использование экспертных  кривых позволяет более наглядно  и надежно представить различные  сценарии развития ситуации, что  часто бывает необходимым при разработке прогнозов.6

 

 

Заключение

 

Экспертные методы применяют  сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий  решений не могут быть выполнены только на основе точных расчетов.

Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности  принимаемых управленческих решений.

 Применение экспертных  методов обеспечивает активное  и целенаправленное участие специалистов  на всех этапах принятия решений,  что позволяет существенно повысить  их качество и эффективность.

Увеличение числа экспертов  резко снижает вероятность принятия ошибочного решения. Но обработка экспертных решений требует трудоемких вычислений. Поэтому следует шире использовать при проведении сбора и обработке результатов экспертной и социологической информации компьютерную технику. Возможности для этого есть, так как автоматизация проведения и обработки результатов подобного рода данных стала предметом создания ряда продуктов программного обеспечения.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Мартемьянов Ю.Ф. Экспертные методы принятия решений. [текст]/ Учеб. пособие / Ю.Ф. Мартемьянов, Т.Я. Лазарева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. С.80.
  2. Орлов А.И. Менеджмент.[текст]/ Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.
  3. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. [текст]/ Учебник для вузов. Под ред. акад. Г.Б. Поляка . — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.527
  4. Форум 3000/Интернет портал [Электронный ресурс] [M.],2007-2012. Режим доступа : http://forum3000.ru/departaments/social/tavokin/5/glava_4.html
  5. Электронные учебники системы ДО [Электронный ресурс]   [Сб.]2003-2012. Режим доступа :   http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=1&tutindex=3&index=65&layer=1
  6. Генерация документов /Учебные материалы. [Электронный ресурс] [M.] Режим доступа : http://gendocs.ru
  7. Информационный справочник/Экспертные методы. [Электронный ресурс] [М.],1999-2012. Режим доступа : http://www.inventech.ru/lib/analis/analis0022/

 

 

1 Орлов, А.И. Менеджмент. М., 2003.

2Информационный справочник/Экспертные методы.[М.],1999-2012/ URL: http://www.inventech.ru/lib/analis/analis0022/

3 Мартемьянов, Ю.Ф. Экспертные методы принятия решений. Тамбов ,2010. С. 80.

4 Форум 3000/Интернет портал[M.],2007-2012.URL: http://forum3000.ru/departaments/social/tavokin/5/glava_4.

5 Электронные учебники системы ДО /электронный ресурс [Сб.]2003-2012. URL:  http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=1&tutindex=3&index=65&layer=1.

6 Генерация документов /Учебные материалы.[M.] / URL:http://gendocs.ru


Информация о работе Экспертные методы, используемые в практике анализа и выработки решения