Экономические основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы связана с тем, что изменения экономических отношений осуществляемых в Российской Федерации привели к осознанию необходимости реформирования системы государственного управления и передаче значительной части функций по обеспечению жизнедеятельности населения местным органам, наделив их соответствующим статусом, компетенцией, материальными и финансовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Экономические основы местного самоуправления.
1.1 Понятие и принципы экономической основы местного самоуправления.
1.2 Муниципальная собственность в финансово-экономическом обеспечении местного самоуправления.

Глава 2. Местный бюджет как основа финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
2.1 Понятие, структура, принципы формирования местных бюджетов
2.2. Доходная часть местных бюджетов.
2.3 Расходная часть местных бюджетов.

Глава 3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.
3.1 Проблемы становления экономической самостоятельности муниципальных образований.
3.2 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Система гму.docx

— 58.67 Кб (Скачать файл)

В настоящее время проблема муниципальных образований «реципиентов»  решается с помощью, так называемых регулирующих налогов, т.е. нормативов отчислений в местные бюджеты  по отдельным налогам могут устанавливаться  субъектами РФ для каждого муниципального образования в отдельности и  ежегодно пересматриваться. Такая система  не стимулирует органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходных источников, порождая среди них иждивенческие  настроения.

Федеральный закон с 1 января 2009 года предусматривает установление единых для муниципальных образований  по всей России нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов и единых для всех муниципальных образований каждого субъекта РФ нормативов отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов и долей федеральных налогов и сборов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ. В связи с этим закон предусматривает введение специальных процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В основу механизмов выравнивания положен минимально необходимый  уровень (критерий) бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Этот уровень ежегодно устанавливается  законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения  и может различаться для городов, сельских поселений и муниципальных  районов с учетом объема выполняемых  ими функций. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов  оказывается ниже расчетного, получают дотации. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности которых за счет собственных доходов  превышает расчетный, но не более  чем в два раза, имеют право  использовать эти доходы для своих  нужд. Наконец, муниципальные образования, уровень собственных доходов  которых превышает расчетный  более чем в два раза, оставляют  у себя доходы по формуле 2 + 50% сверх  этого. Излишки, изымаемые у этих муниципальных образований, используются для финансовой поддержки других муниципальных образований. Для  обеспечения выплаты дотаций  экономически слабым муниципальным  образованиям в бюджете субъекта РФ образуется региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. В муниципальных районах могут  образовываться фонды выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав данного муниципального района.

Статья 62 настоящего закона предусматривает возможность предоставления иных средств финансовой помощи местным  бюджетам из бюджетов других уровней. Основными из них являются - фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов.

Фонд муниципального развития образуется в составе расходов бюджета  субъекта Российской Федерации для  предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. Отбор инвестиционных программ и  проектов, а также муниципальных  образований, которым предоставляются  указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном региональными  законами. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между  муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации  о бюджете на очередной финансовый год.

Фонд софинансирования социальных расходов - образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации фонд для предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований. Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных  федеральными и региональными законами, бюджетам муниципальных образований  может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации в  формах, предусмотренных Бюджетным  кодексом Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов могут зачисляться субсидии из федерального бюджета.

Конституция Российской Федерации  и статутный Закон об организации  местного самоуправления установили все  признаки англосаксонской концепции  местного самоуправления, по которой  местное самоуправление освобождается  от реализации государственных функций, но такая возможность в законе предусмотрена. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий урегулирован в ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В составе бюджета субъекта Российской Федерации создается - региональный фонд компенсаций, из средств которого предоставляются местным бюджетам субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Этот фонд формируется за счет субвенций  из федерального фонда компенсаций  на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального и регионального бюджетов местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Федерации с учетом объемов и условий для осуществления переданных им государственных полномочий. Формирование, распределение, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из регионального фонда компенсаций, производятся в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Субвенции, предоставляемые  из федерального фонда компенсаций  на осуществление отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Федерации в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или  потребителей соответствующих бюджетных  услуг субъекта Российской Федерации  с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются федеральным  законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Федерации и виду субвенции.

Подводя итог данной главы, можно говорить, что бюджетные  отношения несмотря на их достаточную регламентированность, являются одними из самых проблемных направлений в деятельности муниципальных образований. Определенную надежду вызывает новый механизм бюджетного выравнивания, который будет стимулировать укрепление экономического потенциала муниципальных образований (особенно «доноров») и наращивание ими собственной доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обязательным условием функционирования и развития любого демократического государства является существование  в его рамках местного самоуправления.

Практика применения ФЗ выявила  ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых:

1) нечеткость в определении  компетенции муниципальных образований;

2) неопределенность территориальной  организации местного самоуправления;

3) возможность формирования  структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым  задачам;

4) несоответствие ресурсов  исполняемым обязанностям;

5) удаленность органов  местного самоуправления от населения;

6) непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основным условием развития местного самоуправления, проявления его настоящей сущности является действующий механизм реализации полномочий органами местного самоуправления в  целях удовлетворения основных жизненных  потребностей населения на территории конкретного муниципального образования. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит, прежде всего, от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. Задача государства - проявить должный интерес  и политическую волю в развитии и  укреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть - категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического и правового государства недопустимо императивное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования, что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации.

Подводя итог можно сделать  вывод, что в России становление  местного самоуправления проходит с  большими сложностями. Экономическая  несостоятельность муниципалитетов, вызванная во многом историческими  причинами, порождает их зависимость  от властей других уровней, а также  препятствует реализации муниципальными образованиями своих прямых функций  и инвестиций в будущее развитие.

Федеральные средства, постоянно  передаваемые органам местного самоуправления, породили зависимость, инертность и  пассивность муниципалитетов. Вступающий в действие с 1 января 2009 новый порядок  формирования доходов местных бюджетов призван постепенно начать решать данную проблему, теперь местные бюджеты поставлены в тесную зависимость от результатов свой деятельности, что в теории должно сказаться на укреплении экономической самостоятельности муниципалитетов.

Но есть одно требования для успешного развития местного самоуправления - это комплексное  решения стоящих проблем. Учитывая, что проблемы муниципальных образований  взаимосвязаны, решая только одну проблему, невозможно будет решить все остальные.

Местное самоуправление как  субъект экономической деятельности не может не испытывать проблем которые  существуют в экономике страны. И  напротив укрепления и развитие финансово-экономических  основ местного самоуправления оказывает  положительное влияние на укрепление экономического положения нашего государства.

Список  использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации: офиц. текст: [принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года]. - СПб.: Издательский Дом А. Громова, 2000. - 64 с.

2. Бюджетный Кодекс  Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание  законодательства РФ. 1998, №31. - ст. 3823.

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст  с изменениями и дополнениями  на 1 июня 2008 года. - М.: Эксмо, 2008. - 672 с.

4. Налоговый Кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 №146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ, №31, 1998, ст. 3824.

5. Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

6. Федеральный закон  от 2 марта 2007 г. №25 - ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - 7 марта.

7. Федеральный закон  от 25 сентября 1997 г. №126 - ФЗ (ред. от 28 декабря 2004 г.) «О финансовых  основах местного самоуправления  в Российской Федерации» // Собрание  законодательства РФ. - 1997. - №39. - ст. 4464

8. Федеральный закон  от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ, 1995, №35, ст. 3506.

9. Федеральный закон  от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ «Об особенностях  эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, - 1998, №31, ст. 3814.

10. Европейская Хартия  о местном самоуправлении. // Собрание  законодательства РФ. - 1998. - №36. - Ст. 4466.

11. Адуков Р.Х. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе /Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Местное самоуправление в Российской Федерации, 2007. №7

12. Васильев В.И. Административно-территориальное  устройство региона и территориальное  устройство местного самоуправления / В.И. Васильев // Журнал российского  права. 2006. №3. - С. 3-11

13. Васильев В.И. Местное  самоуправление: закон четвертый. / В.И. Васильев // Журнал российского  права, 2004. №1. - С. 5 -14

14. Выдрин И.В. Муниципальное  право России: Учеб. для вузов / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. - М.: Норма ИНФРА-М.: 1999. - 359 с.

15. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: Учебное пособие /Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. - учеб. изд. - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.

16. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. /Е.М. Кошевников. - М., 2002. - 270 с.

17. Казначейская система  исполнения бюджета в Российской  Федерации: Уч. пособие / И.А. Коноплева,  С.П. Головач. - М: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.

18. Ленская С. Общественный  сектор и муниципальная собственность. / С. Ленская, Е. Сычева // Экономист. 1998. №8. С. 69.

19. Самоуправление: От теории  к практике / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г. X. Шахназарова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 206 с.

20. Система муниципального  управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2005. - 493 с.

21. Усманова Р.М. «Характеристика  экономической основы системы  местного самоуправления» /Р.М.  Усманова // Конституционное и муниципальное  право, 2005, №3

22. Хорьков В. Реформа  местного самоуправления. / В. Хорьков,  Н. Нагорная. // Законность. -2007. - №12. - С. 36 - 38

 


Информация о работе Экономические основы местного самоуправления