Экономическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:10, доклад

Описание работы

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах. В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

Файлы: 1 файл

Ekonomiheskaq_teoriq.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)
  1. Долгосрочный.

Фирма может просто перестроить  свое производство за счет замены старого  оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен  могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.

Монополия, ее экономическая природа, причины  возникновения.

Место монополии  в конкурентной борьбе.

Государственное антимонопольное регулирование.

Монополия (от моно – один и греч. pōléō - продаю) – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Со стороны спроса аналогом монополии  будет монопсония. Монопсония – это такое положение на рынке, когда существует только один покупатель на товар.

Чистая монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной  конкуренции.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран  в конце XIX начале XX столетия.

Причины возникновения  монополий:

    • Крупные научно-технические открытия;
    • Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.
    • Появление новых форм собственности, особенно акционерных.

Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны (негатив) монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны (позитив) продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы.

Существует  три вида монополий:

  • Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;
  • Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;
  • Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

Мировая практика антимонопольного регулирования.

Уже с самого чала ХХ столетия многие страны мира с целью поддержания  конкуренции в различных отраслях народного хозяйства начинают принимать  антимонопольные законы. Из разряда  первых – закон Шермана (США) – 1898 год. Второй – закон Клейтона (США) – 1914 год.

Цели которые ставит перед собой антимонопольная  политика:

  1. Сдерживание, или предупреждение монопольных цен.
  2. Предупреждение дефицитности производства.
  3. Попытка перераспределения монопольного богатства.
  4. Децентрализация экономических ресурсов в обществе.

Современное антимонопольное  законодательство (мировое) имеет 2 принципиальных направления: первое связано с запрещением  некоторых видов деятельности фирм; второе связано с регулированием преимущественно структуры отрасли (или отраслей) через попытки расформировать, если чересчур огромное монополистическое объединение, либо не допустить слияния крупных монополий.

Сегодня можно говорить о двух типах антимонопольного законодательства:

  • Американский тип. Отвергает любую форму монополистического сговора или союза, если ставится цель монополизации рынка.
  • Западно-европейский тип. Более либеральный. В нем объектом противодействия выступают не любые монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Выделяют антитрестовскую  и анти картельную направленность законодательства. Антитрестовские направлены на противодействие таких объединений в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в такой союз фирм.

Антикартельные законы направлены на противодействие различного рода сговорам между фирмами картельного типа. Предметом сговора выступает раздел рынка сбыта по потребителям или районам.

Их (законов) плюсы заключаются  в том что они стимулируют  конкуренцию, способствуют диверсификации капиталов и производства, помогают фирмам осваивать новые сегменты рынков.

Особенности монополии  в Российской экономике.

Монополии сейчас имеют  место быть в хозяйстве большинства  стран мира, но главной особенностью монополизации российского рынка  является то, что эта монополизация  сложилась в России в результате наследования государственного монополизма социалистической экономики. В бывшем ССР своеобразной монополией выступала командная экономика которая была построена на всеобъемлющем ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов. Такая монополия не допускала конкуренции ни в одной своей части. Часто удовлетворение потребностей всей страны в определенном продукте поручалось 1-2 крупным предприятиям.  Причины:

  • Желание использовать большой масштаб производства, которое само по себе дает положительный эффект.
  • Удобство централизованного планирования, управления крупными предприятиями.

В итоге советские  монополисты были узко специализированны, а самой советской экономике  была свойственна непропорциональная доля крупных и крупнейших предприятий. И в экономике очень маленький удельный вес мелких и средних предприятий.

Стоимостные показатели (уровень издержек, прибыль) не являлись главными для советских предприятий. Позиции монополистов, в условиях советской экономики, постоянно  укреплялись дефицитностью нашей экономики. Советская экономика была изолирована от внешнего мира и позиции монополистов были защищены от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдало качество продукции советских предприятий, ее новизна.

В результате рыночных реформ в России монополистические тенденции резко усилились. Это происходило из-за распада СССР и ослабления экономической связи, как в пределах СССР, так и в пределах Совета Экономической Взаимопомощи. К прежним монополиям добавились новые. Уже в начале 90-ых годов стало ясно, что нужно принимать антимонопольные законы.

Российская антимонопольная  политика имеет несколько начал:

    1. Стимулирование предпринимательской деятельности.
    2. Развитие конкурентных начал.
    3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Специфика Российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования из деятельности. Так в других странах монополии появились когда уже существовали рыночные отношения и государство, что бы воспрепятствовать удушению конкуренции стало вводить ограничительные нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось уже при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Проблемы которые достались Российской экономике от СССР, и особенно проблема по преодолению монополизма, являются очень серьезными.

Закон РФ, который является первым нормативным актом направленным на развитие конкуренции: «О конкуренции  и ограничению монополистической  деятельности на товарных рынках», принят 22 марта в 1991 году. 25 мая 1995 года вступают в силу изменения и дополнения к этому закону. В них были определены понятия монопольно высокой и монопольной низкой цены, объяснялось такое понятие как доминирующее положение хозяйственного субъекта на рынке. В частности для такого субъекта доля его на рынке составляет 65% и более, а в отдельных случаях достаточно и 35%.

Против монополистической  деятельности направлен реестр хозяйствующих  субъектов имеющихся на рынке, и  за которыми значится товары более 35% на рынке.

Таким предприятиям государство  дает официальное разрешение на монополию, но эти предприятия в конце каждого года представляют сведения о своей работе – ассортимент, цены и т.д.

В настоящее время  действует комитет по антимонопольной  политике. В 1999 году было создано министерство по антимонопольной политике.

Объединение предприятий (картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат).

 

Картель. Родина картелей – Германия. Картель – это объединение в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Объединение происходит для (цель картеля):

  • Установление на продукцию единой цены.
  • Оговариваются единые условия найма рабочих.
  • Устанавливаются квоты на производство продукции
  • Договариваются о разделе рынков сбыта.

Синдикат. Участники синдиката утрачивают коммерческую самостоятельность. Производственная остается. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия.

Трест  – это акционерное общество. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения.

Преимущества  даваемые АО:

Все дела АО решаются с  помощью учредительских собраний. Все  вопросы решаются путем голосования. Решающее слово принадлежит держателю  контрольного пакета акций (либо 51% акций, либо 50% + 1 акция). На практике достаточно иметь от 15% акций.

Акция  - это ценная бумага которая дает ее владельцу  возможности, или право, получать определенные доходы по ней, или на нее. Доход который  получает владелец акций называется дивидендами или дивидендом.

Облигация – это ценная бумага которая дает возможность получать доход в виде %. Владелец облигации – кредитор.

Акции дают право голоса на голосованиях.

В первую очередь выплачиваются % по облигациям. По акциям дивиденд выплачивается  в самую последнюю очередь.

Родина треста  - США.

Концерн. Родина – Япония.

Он объединяет предприятия  самых различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг, финансовые учреждения.

Причиной возникновения  концерна является межотраслевая конкуренция.

Служащими концерна централизованно  выполняются функции по управлению, снабжению, реализации товаров, перспективному планированию, проведению научно-технической политики и многое другое. Как правило предприятия производственного характера обладают самостоятельностью.

Образуется концерн  на основе т.н. системы участия, и представляет собой пирамиду, звенья которой представляют различные предприятия.

Все предприятия взаимосвязаны, т.н. единой технологической цепочкой.

В 60 годах ХХ столетия в США стали появляется такие  объединения которые стали называться конгломератами. Считалось, что это пятая форма объединения, но большинство экономистов считают, что это разновидность концерна.

Возникают на основе диверсификации капитала. Конгломерат менее устойчив чем концерн, потому что в конгломерат  входят предприятия которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются.

Издержки  производства: сущность, структура, классификация.

Проблема издержек производства занимает одно из центральных мест в рыночной экономике. Потому, что от величины издержек производства зависит конкурентоспособность предприятия на рынке.

Имея ясное представление об издержках производства можно всегда определить методы и способы с  помощью которых их можно сократить, тем самым добиться наибольшей отдачи от тех ресурсов которые используются и следовательно добиться большей эффективности производства.

Именно уровень издержек оказывает определяющее влияние  на размер прибыли предприятия, на возможность  его расширения, а так же на то останется ли предприятие на данном рынке, или оно вынуждено будет  покинуть его, если издержки превышают  прибыль.

В современных западных теориях уделяется особое внимание взаимосвязи между объемами производства и издержками. Для этого используется концепция предельных издержек, которая имеет значительное сходство с теорией предельной полезности.

Издержки производства представляют собой все расходы на производство определенного объема продукции. Издержки производства – это то во что обходится производство данного товара предпринимателю.

Информация о работе Экономическая система