Экономическая конкуренция в сфере инновационного менеджмента на предприятиях отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:50, реферат

Описание работы

Инновационная экономика(экономика знаний,интеллектуальная экономика) — типэкономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основномприбыльсоздаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Содержание работы

Понятие инновационной экономики.
Возникновение.
Базовые принципы, признаки и индикаторы инновационной экономики.
Конкуренция в области инновационной деятельности.
Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности на примере Белгородской области.

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_konkurentsia_v_sfere_innovatsio.docx

— 129.04 Кб (Скачать файл)

Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор (см. рисунок).

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.

В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:

  • развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР

  • заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией

  • приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)

  • покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность

  • инвестировать в предпринимательскую деятельность.


 

Схема 1. Конкурентоспособность инновационной организации

 

Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности на примере Белгородской области.

Инновации на уровне отраслей, производящих пищевую продукцию, различаются по ряду признаков. По содержанию они делятся на: 
1. Технические (совершенствование материально-технической базы, внедрение нового оборудования, автоматизация и компьютеризация). 
2. Экономические (внедрение новых способов планирования, методов учета затрат на предприятии). 
3. Управленческие (применение новых методов управления персоналом). 
4. Социальные (инновации, направленные на улучшение условий труда работающих на предприятии)

По характеру инновации делятся на: 
1. Процессные (разработка и внедрение новых технологий, комплексных методов организации производства и его управления). 
2. Продуктовые (инновации, направленные на получение новой продукции, сильно отличающейся от ранее выпускаемой).

Наиболее полно и эффективно внедрение инноваций происходит на крупных предприятиях, таких как финансово-промышленные группы, холдинги, транснациональные корпорации и т. д. Данные типы организаций располагают значительными финансовыми ресурсами, которые обеспечивают им быстрые создание и внедрение новых научных знаний и технических решений. Крупные научно-исследовательские предприятия, учебные заведения и финансовые компании могут свободно объединяться на определенное время для того, чтобы совместно финансировать и проводить научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы по созданию и дальнейшему использованию новых дорогостоящих, перспективных технологий и преодолению актуальных в настоящее время научных проблем.

В российском промышленном производстве инновации тесно связаны с расширением автоматизации и компьютеризации на предприятиях, применением новых видов сырья и источников энергии, созданием продукции и промышленных изделий, не имеющих аналогов на рынке данной продукции. Достаточно большое количество предприятий в России осуществляют инновационную деятельность, которая связана с использованием различных видов инноваций. Основной целью данной деятельности является получение организациями дополнительного дохода в виде коммерческого результата.

В основу инновационной деятельности отечественных промышленных предприятий заложено проведение научных, технических, организационных, финансовых и иных мероприятий. Они включают в себя:

1. Подготовка и переподготовка научных и инженерно-технических сотрудников; 
2. Осуществление технической модернизации процесса производства, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 
3. Проведение различных испытаний, сертификации и стандартизации новых технологических процессов и готовой продукции; 
4. Проведение охранных мероприятий; 
5.      Передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную и технологическую информацию.

Проанализируем масштабы пищевой промышленности в Белгородской области. За последние годы данная отрасль входит в число лидеров по производству и выпуску областной промышленной продукции, при этом ее доля в структуре производства занимает около 23 %. Уровни получаемой прибыли дают возможность предприятиям активно проводить модернизацию производства на основе внедрения инновационных технологий и современных видов оборудования, позволяющих производить продукцию, способную конкурировать на рынке пищевой продукции. При этом затраты постоянно снижаются, а производительность труда увеличивается.

В пищевой промышленности Белгородской области удельный вес инновационно-активных организаций в их общем числе составляет на 2013 год 8 %. Но, к большому, сожалению их количество сокращается. Это вызвано дефицитом незадействованных финансовых ресурсов на предприятиях. Затраты на технологические инновации в создании пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в 2012 году составили почти 57 миллионов рублей (2 миллиона рублей на процессные инновации, а 55 миллионов рублей — на продуктовые инновации).

К основным направлениям инновационной деятельности отрасли пищевой промышленности в белгородском регионе относятся маркетинговое, технологическое и ассортиментное направления. Технологическое направление включает в себя разработку и применение технологий хранения сельскохозяйственной продукции, служащих основным сырьем для производства продуктов питания. Технологические инновации позволяют увеличить срок хранения продукции без потери качества. Также данное направление состоит из использования ресурсосберегающих технологий, создания собственных линий упаковки товаров, улучшению качества и видов тары, упаковки и методов перевозок. Ассортиментное направление объединяет в себе разработку и производство экологически безопасных продуктов массового потребления, детских и медицинских товаров. Маркетинговое направление состоит из исследования рынков сбыта, поиска новых потребителей и новых партнеров по внедрению и финансированию инновационных проектов.

В Белгородской области ведущими отраслями пищевой промышленности являются мясная, молочная, хлебопекарная, кондитерская, а также маслоделие и сыроделие. В Белгородской области за последние семь лет (с 2006 года по настоящее время) было реализовано немало программ по модернизации материально-технической базы птицеводства (объем производства свыше 150000 тонн мяса птицы в год). Этот факт способствовал тому, что Белгородская область заняла лидирующие позиции по производству мяса птицы в России. В последнее время были освоены откормочные предприятия в Новом Осколе, Красногвардейском и Валуйском районах. Выведены на мощность племрепродукторы в Губкинском и Краснояружском районах; крупнейший в области инкубатор в Шебекинском районе; комбикормовый завод мощностью 150 тысяч тонн комбикормов и не имеющий аналогов в России перерабатывающий комплекс в Новом Осколе. В Белгородской области была разработана программа по производству свинины в объеме 200 тысяч тонн. Однако изготовители свинины планируют в ближайшем будущем производить свиное мясо на уровне 600–650 тысяч тонн (1/4 от всего рынка свинины в России). Такие крупные белгородские предприятия как Агрохолдинг «Алексеевский», «Агро-Белогорье», «Русагро», «Мираторг» и «ПромАгро» наращивают свое производство, используя новые технологии.

Большое внимание в Белгородской области уделяется в переработке отходов пищевого производства. Примером является Агрохолдинг «Алексеевский». В компании пять свинокомплексов. Руководитель холдинга представил новую технологию по переработке отходов свиноводства. В 2012 году на данных технологиях было произведено 578 тысяч м3 свиноводческих отходов. К 2015 году данный показатель планируется увеличить до 578 тысяч м3 в год. В настоящее время на предприятиях агрохолдинга «Алексеевский» существует по семь лагу объемом 77 тысяч м3. Отходы на них могут храниться до полутора лет. Технологии по переработке отходов довольно дорогие. На один комплекс в среднем необходимо затратить примерно 60–8- миллионов рублей. Но в процессе использования они окупают свою стоимость. Кроме того, по поручению губернатора Белгородской области Савченко Е. С. в области создана специальная комиссия, которая занимается вопросами перевода животноводческих предприятий на биогазовые установки. По словам губернатора, в Белгородской области ежегодно производится около 1 миллиарда м3 биоотходов (бытовых и АПК), которые можно использовать в качестве сырья для установок.

Что касается предприятий, занимающихся производством сыра и масла, то в Белгородской области была создана нова группа пищевых продуктов — аналогов коровьего с характерными свойствами молочных продуктов и сферами их использования на основе сырья как молочного, так и немолочного происхождения. Ярким примером внедрения новых технологий является строительство мощного комплекса по производству функциональных пищевых белковых компонентов в городе Валуйки Белгородской области. В Алексеевке, при поддержке «Роснано» и «Эфко» реализован проект по производству наноцеллюлозы — это новый композитный материал для изготовления целого ряда продуктов (например, биоразлагаемой упаковки, которая будет использоваться в работе предприятий).

В отрасли изготовления хлебобулочных изделий на белгородском хлебокомбинате разрабатываются рецепты и технологии производства хлебобулочных изделий для диетического, профилактического и лечебного питания; для длительного хранения и улучшения качества товаров данного вида.

 

 

Список литературы.

1. Артюшина, Е. В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации / Е. В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом : журнал. – 2013.

2. Горфинкель В. Я. Инновационный менеджмент / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. – М. : ЮНИТИ, 2013.

3. Иншакова, А. О. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права / А. О. Иншакова, Д. В. Кожемякин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013

4. Королькова А. Е. Развитие инноваций в отраслях пищевой промышленности региона (на примере Белгородской области) / А. Е. Королькова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, июнь 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. 

5. Мильнер Б. З.Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под общ. ред. Б. З. Мильнера. – М. : ИНФРА-М, 2013.

6. Тер-Григорьянц, А. А. Методические подходы к оценке инновационного развития региона / А. А. Тер-Григорьянц, М. Л. Ушвицкий // Региональная экономика: теория и практика. – 2013.


Информация о работе Экономическая конкуренция в сфере инновационного менеджмента на предприятиях отрасли