Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

В природно-ресурсном комплексе наибольшую ценность представляют не возобновляемые минерально-сырьевые ресурсы. На территории России расположены 33% всех их мировых запасов.
Переход от плановой к регулируемой рыночной экономике, принятие Россией Концепции устойчивого развития сделали проблему формирования и развития механизма эффективного недропользования одной из центральных в экономике страны, как на современном этапе, так и в долгосрочной перспективе.

Содержание работы

Введение 3
1. Современное состояние минерально-сырьевой базы РФ 4
2. Пути и направления решения проблем минерально-сырьевой базы РФ 6
3. Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

1234.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

3. Экономическая  эффективность рассматриваемых  путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ

Первостепенное значение приобретает развитие науки, стимулирование деятельности ученых. Выработка новой государственной минерально-сырьевой стратегии является одной из главных задач федеральной власти. Недра России содержат 40% прогнозных мировых запасов газа, 13% нефти, 23% угля, 14% урана, большое количество других полезных ископаемых. Имея мощнейший минерально-сырьевой потенциал, Россия пока не использует его в качестве основного средства для выхода из кризиса, бездумно разбазаривая. Сегодня практически исчерпан поисковый задел, необходимый для последующего наращивания разведанных запасов. Затраты же на его создание составляют до 70% от общих средств на геолого-разведочные работы.

Необходимо срочно возвратиться к решению теоретических проблем  поисков, в частности, к разработке методики оценки ресурсов месторождений по материалам космических съемок, усовершенствованию глубинных методов исследований недр на базе сверхглубокого бурения и системы глубинных исследований недр и другим научно-практическим задачам, т.е. к восстановлению стратегии глобальных исследований недр страны.

Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система  управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной  геологической службы привело к  тому, что за период так называемой перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует спад добычи почти всех видов полезных ископаемых. Поэтому должна быть разработана новая государственная программа, которая бы содержала основные принципы минерально-сырьевой политики государства.

Таким образом, возникает  необходимость:

– разработки новой национальной минерально-сырьевой политики с максимально жёстким разделением федеральных и территориальных интересов в организационных, экономических и финансовых сферах;

– принятия национального Горного кодекса с полным отражением в нём геолого-разведочного и горного производства и всех основ горного дела, включая регламентацию поставок и воспроизводства запасов полезных ископаемых, а также налогообложения. При разработке Горного кодекса РФ основными концептуальными положениями следовало бы считать следующие:

  1. Горный кодекс является основополагающим правовым документом в системе горного законодательства, в соответствии с которым формируются все другие законодательные и подзаконные акты в области горных отношений;
  2. признание исключительности права государственной собственности на ресурсы недр и возможности делегирования этих прав субъектам Федерации в особых случаях;
  3. осуществление государственного регулирования недропользованием на всех иерархических уровнях управления (от федерального до местных органов власти), учитывающего интересы всех сторон, причастных к недропользованию в регионе, в т. ч. и этнических образований, с указанием предела компетенции владения, пользования и управления недрами, а также неотделимость прав владения, пользования и управления от обязанностей и ответственности;
  4. регламентирование представления о недрах не только как об источнике минерально-сырьевых ресурсов, но и совокупности различных по генезису, формам нахождения, параметрам, функциональным возможностям, предназначению и роли в человеческой деятельности георесурсов (вещество, энергия, пространство, информация), составляющих основной природный потенциал страны;
  5. создание благоприятного правового климата для диверсификации горнодобывающих предприятий с целью обеспечения их экономической стабильности;
  6. разработка претензионных мероприятий по вхождению России в международные консорциумы, реализующие глобальное минерально-сырьевое обеспечение (топливно-энергетическое сырьё, металлы группы платины, никель), с целью влияния на международные соглашения в интересах России;
  7. разработка новой концепции функционирования Федеральной геологической службы России как главного органа управления Государственным фондом недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и как национальной системы исследования недр.

Следует обратить также внимание на отсутствие до настоящего времени  утверждённого правительством документа, регламентирующего проведение государственной  экспертизы запасов, что не только стимулировало  попытки различных ведомств как  на федеральном, так и региональном уровне подменить объективную геолого-экономическую оценку месторождений волевыми административными решениями, но и позволило расчленять единую систему государственной экспертизы между различными ведомствами и их подразделениями, без чёткого разграничения их полномочий. Поэтому государственный контроль за состоянием запасов месторождений оказался во многом утраченным, а государственный баланс как основная система учёта запасов перестал отражать реальное состояние минерально-сырьевой базы страны.

 

Заключение

Одним из путей, которые могли  бы обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, а также минимизацию материальных и финансовых ресурсов для удовлетворения разумных потребностей человека, может стать многократный подъем эффективности использования ресурсов – новая стадия технического прогресса. Со времени промышленной революции прогресс обозначал увеличение производительности труда. Новый подход к прогрессу ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов. В этом случае эффективное использование ресурсов приносит прибыль за счет отсутствия затрат на новые ресурсы, а поскольку они не превращаются в загрязнители, позже не приходится платить за их хранение и обезвреживание.

Выбор схемы, в конечном счете, определяется наличием прорывных идей и готовых разработок или набора инструментов, а также состоянием экономики той или иной страны, способной вложить большие инвестиции за короткий промежуток времени. Не последнюю роль, конечно, играет и политическая воля правительства.

Реальное положение в  России с сырьевыми ресурсами  напряженное, но не безнадежное. Принятие срочных мер государственного регулирования  и независимого контроля за использованием недр, внедрения новых уже разработанных технологий может достаточно оперативно изменить ситуацию к лучшему. Тем более, что позитивные предпосылки уже имеются и, принимаемые в последнее время правительственные решения по укреплению государственной вертикали управления, а также направленные в Федеральное собрание предложения по совершенствованию законов о недропользовании, перехода на рентные платежи, создают благоприятные предпосылки для улучшения положения в отрасли. Правильное использование кадрового, и, особенно, научного потенциала также должно способствовать решению этой проблемы.

 

Список  литературы

  1. Арбатов А. Минерально-сырьевая база страны. М.: Экономист, 2000.
  2. Бавлов В. Недра на поверке. Деловой экол. Журнал, 2005. – №2.
  3. Батурин В.Н. Государственная политика России – новый взгляд. М.: Независимая газета, 2005. – 4 октября.
  4. Бучкин Н.М. Системная концепция ценности и управления природными. М.: Инф.-аналит. бюл, 2004. – №4.
  5. Воробьева А.Е. Кризис минерального сырья. М.: Наука в России, 2003.
  6. Гаврилов И.Т. О направлениях международной деятельности в минерально-сырьевом секторе экономики. 2004. – №4.
  7. Глумов И.Ф. Твердые полезные ископаемые Мирового Океана в минерально-сырьевом потенциале России. М.:Экономика и управление, 2002.
  8. Гольд Г.С. Минерально-сырьевые ресурсы: социальный вызов времени. – М., 2001.
  9. Козловский Е.А. Россия: минерально-сырьевая политика и национальная безопасность. – М, 2002.
  10. Попов В.В. Минеральные ресурсы и экономика России на рубеже XX–XXI столетий: Пробл. и пути их решения. – М., 2000.

 


Информация о работе Экономическая эффективность рассматриваемых путей и направлений решения проблем минерально-сырьевой базы РФ