Функция контроля в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации процесса контроля на предприятии.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы организации процесса контроля на предприятии;
- раскрыть сущность контроллинга как базы обоснования и принятия управленческих решений;
- обосновать важное значение функции контроля в организации работы менеджера
- проанализировать организацию процесса контроля на примере конкретного предприятия (ОАО «Калинов мост»);

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управленческий контроль в процессе управления организацией…..6
Место и роль управленческого контроля…………………………6
Научные основания управленческого контроля…………………10
Глава 2. Среда применения, функции и механизмы реализации управленческого контроля………………………………………………………12
2.1 Функции управленческого контроля……………………………….12
2.2 Сферы применения контроля………………………………………...14
2.3 Этапы управленческого контроля…………………………………...17
2.4 Эффективность управленческого контроля…………………………19
Глава 3. Особенности реализации функций контроля………………………...23
3.1 Методы контроля……………………………………………………...23
3.2 Принципы работы текущего и опережающего видов контроля…25
3.3 Методы психологического воздействия руководства на результативность труда подчиненных…………………………………………27
Глава 4. Контроллинг и анализ хозяйственной деятельности………………..32
4.1 Понятие контроллинга………………………………………………..32
4.2 Применение системы контроллинга…………………………………34
4.3 Организация процесса контроля на предприятии ОАО «Калинов мост»…………………………………………………………………………...…35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Функция контроля в работе менеджера.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Управленческий контроль в процессе управления организацией…..6

    1. Место и роль управленческого контроля…………………………6
    2. Научные основания управленческого контроля…………………10

Глава 2. Среда применения, функции и механизмы реализации управленческого контроля………………………………………………………12

2.1 Функции управленческого  контроля……………………………….12

2.2 Сферы применения  контроля………………………………………...14

2.3 Этапы управленческого  контроля…………………………………...17

2.4 Эффективность  управленческого контроля…………………………19

Глава 3. Особенности  реализации функций контроля………………………...23

3.1 Методы контроля……………………………………………………...23

3.2 Принципы  работы текущего и опережающего  видов контроля…25

3.3 Методы психологического  воздействия руководства на результативность труда подчиненных…………………………………………27

Глава 4. Контроллинг  и анализ хозяйственной деятельности………………..32

4.1 Понятие контроллинга………………………………………………..32

4.2 Применение  системы контроллинга…………………………………34

4.3 Организация  процесса контроля на предприятии ОАО «Калинов мост»…………………………………………………………………………...…35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться. С помощью контроля устанавливаются ограничения, благодаря которым исключается возможность действий, наносящих вред организации.

Контроль – это процесс, состоящий из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.1

Основная задача контроля заключается в установке  стандартов, которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.

Хорошо продуманные  планы и организационные структуры  не всегда могут обеспечить достижение поставленных целей из-за изменения законов, технологий, условий конкуренции и других факторов внешней среды. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм своевременной оценки воздействия на них этих факторов перемен. Такой механизм может быть создан на основе контроля.

Актуальность исследования соответствует общепринятому мнению, что без эффективной системы внутреннего контроля нет рациональной системы управления. На современном этапе развития рыночной экономики система внутреннего контроля является неотъемлемой частью системы управления многих предприятий. В настоящее время приобретают особую актуальность практические вопросы внутреннего управленческого контроля, его организации и методики в целом.

Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов достижения целей  оказались наиболее эффективными и  какие неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность.

Целью курсовой работы является изучение организации процесса контроля на предприятии.

При написании  курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  вопросы организации процесса контроля на предприятии;

- раскрыть сущность  контроллинга как базы обоснования  и принятия управленческих решений;

- обосновать  важное значение функции контроля  в организации работы менеджера

- проанализировать  организацию процесса контроля  на примере конкретного предприятия (ОАО «Калинов мост»);

Предмет исследования – процесс организации контроля.

Объектом исследования является реализация управленческого контроля. 

В исследовании определяется место управленческого контроля в системе управления организацией, этому посвящена первая глава. Во второй главе мы определим функции и «среду обитания» управленческого контроля. Психологическим особенностям контролирующей деятельности отведена третья глава. В четвёртой главе мы рассмотрим систему контроллинга вкупе с анализом хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

Глава 1. Управленческий контроль в процессе управления организацией

1.1 Место и  роль управленческого контроля

В рыночных условиях контроль выступает важным средством организации  и регулирования всех видов деятельности. Проникая во все сферы правоотношений, он затрагивает интересы миллионов людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Был принят ряд новых законов, указов и постановлений по вопросам перестройки системы управления, в том числе и контроля, но отсутствие стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и грубые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую систему финансового контроля в Российской Федерации.

В условиях рынка  предприятие должно иметь службу финансового контроля и планирования, отличную от службы бухгалтерского учета. Становление и развитие в России рыночных отношений вызывают необходимость радикальных преобразований в организации внутрифирменного контроля. Создание службы финансового контроля предусматривает наличие соответствующей информации для контроля, комплекса контрольных приемов и процедур, выработки определенной методики проведения контроля. Для того чтобы финансовый контроль был действенным и эффективным, должна быть создана соответствующая система внутреннего финансового контроля.

Система контроля состоит из следующих элементов: субъект контроля (кто контролирует); объект контроля (кого контролируют); предмет  контроля (что контролируют); принципы контроля; метод (методики) контроля (посредством чего контролируют); техника и технология контроля; процесс контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля.

Вся совокупность перечисленных элементов может также относиться и к внутрифирменному контролю как важнейшей составной части общей системы финансово-хозяйственного контроля.

От того, как  организована система внутрифирменного контроля (СВК), зависит не только сохранность  материальных и денежных средств предприятия, но и вся его финансово-хозяйственная деятельность. Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. В условиях системного экономического кризиса, сопровождающегося усилением рыночной конкуренции, отечественные предприятия вынуждены для своего выживания уделять повышенное внимание построению эффективной системы внутреннего контроля.

Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:2

– планирование – сбор и обработка информации, выработка управленческого решения;

– организация и регулирование реализации управленческого решения;

– сбор, измерение, регистрация и обработка информации, касающейся выполнения управленческого решения;

– анализ информации, полученной на стадии учета, на отдельные компоненты, их изучение и оценка для принятия оптимальных управленческих решений.

Каждая из перечисленных  стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл непрерывного процесса управления организацией. Следовательно, стадия контроля в процессе управления имеет двойственную роль. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с другими стадиями в процессе управления, как бы проникая в каждую стадию. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный процесс управления на каждой стадии. Поэтому стадию контроля по отношению к остальным следует рассматривать как упорядочивающее звено управленческого процесса.

В связи с  тем, что на любой стадии процесса управления неизбежны различные отклонения действительного состояния от требуемого, то для того, чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимые значения, необходим внутренний контроль.

Главной особенностью внутрифирменного контроля является его двойственная роль в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления практически невозможно определить круг деятельности и ответственности для работника таким образом, чтобы он относился к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Внутрифирменный контроль, осуществляемый легитимными лицами является неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления, обособленной стадией процесса управления, обособленной стадией процесса управления на всех других стадиях. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать именно управленческий контроль, как один из важнейших видов и звеньев внутреннего контроля.

В условиях рыночных отношений основное внимание заостряется  не столько на конечных результатах, сколько на условиях их достижения. Возможность выделить наиболее важные, приоритетные, направления производственной деятельности позволяет сосредоточить внимание управленческого звена на важных участках, повысить эффективность контрольных операций и работ. Внутрифирменный контроль охватывает не только всю производственно-хозяйственную деятельность структурных подразделений, но и предприятие в целом. Главное назначение управленческого контроля состоит в непрерывном, сплошном и системном наблюдении за производственной деятельностью всех структурных подразделений в целях выявления резервов роста ее эффективности, обеспечения сохранности материальных и финансовых ресурсов, устранения причин и условий, порождающих бесхозяйственность, и на их основе принятие оптимальных управленческих решений.

При осуществлении  внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты работы. В связи с тем что в управленческом учете различают центры ответственности: затрат, выручки и прибыли, то для целей управленческого контроля эти же центры ответственности являются и центрами контроля. Контроль издержек (затрат) занимает центральное место в управленческом контроле, так как необоснованный их рост отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности фирмы, снижении конкурентоспособности выпускаемой продукции, что в конечном итоге может привести к банкротству.

Система управленческого  контроля развивается и совершенствуется по мере развития рыночных отношений  в России. Естественно, усложняются  и его основные цели, и главные  задачи. Основная цель контроля состоит в выявлении отклонений фактического состояния управляемого объекта от тех нормативных, плановых и многих других характеристик, в соответствии с которыми он должен функционировать. Такая постановка цели дает возможность, с одной стороны, избежать возложения на контроль различного рода несвойственных ему задач, а с другой – более конкретно показать общую направленность этой специфической функции управления.

 

 

 

 

1.2 Научные  основания управленческого контроля

Рассмотрим  важные классификационные признаки внутреннего контроля:3

1. Общенаучные  методические приемы контроля: анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование,  эксперимент.

2. Собственные  эмпирические методические приемы  контроля: инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные пуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы.

3. Специфические  приемы смежных экономических  наук: приемы экономического анализа,  экономико-математические методы, методы  теории вероятностей и математической  статистики.

Под системой управленческого  контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает организованные внутри данного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности имущества организации.

Информация о работе Функция контроля в работе менеджера