Функции менеджмента в рыночной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть функции менеджмента в организации.
Объект исследования: управление в организации.
Предмет исследования: функции управления и взаимосвязь между ними.
Задачи исследования:
выделить исходные функции управления;
изучить содержание и сущность функций менеджмента;
осуществить анализ взаимосвязи между функциями управления.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Функции менеджмента в организации.

1.1. Понятие организации.
4
1.2. Сущность и содержание функций менеджмента организации.
8
Глава 2. Функции управления и взаимосвязь между ними.

2.1. Прогнозирование как функция менеджмента.
12
2.2. Планирование и организация как функция управления и основные принципы.
14
2.3. Координация, мотивация, контроль как функция менеджмента.
19
Заключение
28
Библиография

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента в рыночной организации. Взаимосвязь функции менеджмента..doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

2

Глава 1. Функции менеджмента в организации.                          

 

1.1. Понятие организации.

4

1.2. Сущность  и содержание функций менеджмента  организации.                 

8

Глава 2. Функции управления и взаимосвязь между ними.         

 

2.1. Прогнозирование  как функция менеджмента.

12

2.2. Планирование  и организация как функция  управления и основные принципы.                                                                      

14

2.3. Координация,  мотивация, контроль как функция                       менеджмента.

19

Заключение

28

Библиография

33


 

 

                                                                             

                        

                                   

                                       

                                     

 

                                                                

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: обусловлена тем, что для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо знать и применять функции управления.

Большинство людей  планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, которые потребуются для  выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили  ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

В социально - экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В данной работе рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними. Приводятся основы функционального моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и как при помощи функций создать эффективно работающий аппарат управления.

Функция как  категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид  отношений между людьми, как области  проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента, как возможная область формирования управляющего воздействия, предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единого  процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции, необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Они распространились в Европе, в меньшей степени  в Азии, а сейчас – в России.

 

Цель  исследования: рассмотреть функции менеджмента в организации.

Объект  исследования: управление в организации.

Предмет исследования: функции управления и взаимосвязь между ними.

Задачи  исследования:

      • выделить исходные функции управления;
      • изучить содержание и сущность функций менеджмента;
      • осуществить анализ взаимосвязи между функциями управления.

Методы  исследования: изучение и анализ научной литературы российских и зарубежных авторов в области управления организации.

Научная новизна: изучение комплекса функций менеджмента, критериев их выделения и определение взаимосвязи между ними.

Теоретическая значимость: полученные данные позволяют уточнить основные функции управления.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Функции менеджмента в организации

1.1. Понятие  организации

Прежде всего, слово «организация» в одном из своих значений обозначает «строение, устройство чего-либо». Употребляя слово в этом значении, мы можем говорить, например, об организации досуга студентов, об организации работы в рамках отдела предприятия — другими словами, о том, как организована какая-то деятельность. В этом смысле слово «организация» обозначает признак, а не сущность, явление.

Во втором значении слово «организация» обозначает «совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры». В этом же смысле под организацией понимается «общественное объединение, государственное учреждение». Именно в этом смысле мы и будем использовать данное слово.

Для того чтобы могла возникнуть организация в этом втором значении, необходимо наличие трех условий:

    1. есть хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации;
    2. есть хотя бы два человека, которые готовы работать и работают 
      вместе для того, чтобы достичь стоящих перед ними целей;
    3. есть хотя бы два человека, которые считают себя принадлежащими к организации.

Однако такое употребление данного слова является слишком широким. В частности, существует множество организаций, которые не являются коммерческими, например, школа, церковь, разнообразные общественные объединения. Все эти организации состоят из людей, которые стремятся к достижению каких-то общих целей. Однако от организаций, о которых принято говорить в менеджменте, они отличаются тем, что не ориентированы на получение прибыли. Конечно, учителя получают зарплату, священники тоже живут на что-то, и нередко можно столкнуться с тем, что основная задача людей, принадлежащих к подобной организации, состоит в зарабатывании денег; кроме того, существуют платные (то есть коммерческие) школы, некоторые студенты учатся на договорной основе, то есть опять-таки платят деньги. Тем не менее, эти организации не создавались как коммерческие. А менеджмент изучает, прежде всего те организации, главная цель которых состоит в извлечении прибыли, причем эта цель подчиняет себе все остальные.

Обязательные компоненты организации. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель — это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели - задания (например, заказ на специалистов), цели - ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии, выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида, чтобы побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения, можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, а также организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями. В последнем случае управляющее лицо может быть признано другими членами организации, как способное осуществлять управление в наиболее правильной форме.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший, хотя и не обязательный, признак — договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Формализация играет очень важную роль в преодолении организационной сложности. В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как малая группа предполагает, что общение между ее членами непосредственное. В организации дело обстоит гораздо сложнее, поскольку в ней непосредственное общение не всегда имеет место. Следовательно, ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формализации играет важную роль. Нередко пределы формализации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов.

Любая организация переживает этапы развития:

рождение организации, главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок;

детство и юность, главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;

зрелость, главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий: основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование за Индивидуальные результаты;

старение организации, главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий; основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;

возрождение либо исчезновение, главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

Таким образом  под организацией в менеджменте обычно понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разделения труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность и содержание функций  менеджмента организации

 

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Как видно, одним  из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той  или иной, относительно простой работы, необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

Каждая функция  менеджмента представляет собой  сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в  начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Но очень  часто говорят лишь о четырех  функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

Концепция российского  менеджмента, как процесса  выполнения, взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей, исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Информация о работе Функции менеджмента в рыночной организации