Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:38, реферат

Описание работы

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи менеджмента.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)
  1. Цели и задачи менеджмента.

  Конечная цель менеджмента состоит  в обеспечении прибыльности, или  доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие  технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой  активности и лояльности каждого  работника.

Прибыльность  фирмы свидетельствует об эффективности  ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации  затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов  производства - выпуска продукции  и услуг.

Менеджмент  призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента  входит

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания для них  лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых  рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся  также

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей  их решения;

• выработка системы мероприятий  для решения намечаемых проблем  на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение  задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

  1. Предпосылки возникновения и эволюция развития менеджмента.

Выделяют три предпосылки становления  менеджмента:

1.    Развитие и становление  капиталистического способа хозяйствования;

2.    Становление индустриальной  системы производства;

3.    Корпоратизация экономики;

Рассмотрим первую предпосылку: может  ли выжить капитализм?» – спросил  в 1942 году

Йозеф Шумпетер. «Нет. Я не думаю, что может». Был его ответ.

Как воспринимается капитализм человечеством спросите вы:  дело в том, насколько человек может понять данный строй и суметь приспособиться к его законам. Менеджмент, каким мы его знаем и изучаем, порожден капиталистической системой хозяйствования  Признание того, что только рыночный порядок может обеспечить уровень благосостояния, требуемого современной цивилизацией важнейший факт на пути понимания системы управления современной компании.

Для того чтобы правильно понять эту предпосылку нужно правильно  понимать что представляет собой  система управления капиталистическим  способом хозяйствования или правильно  понимать не только экономические механизмы рынка, но и его философию. Идеология лежащая в основе рынка – это идеология либерализма, которая исходит из принципов неповторимости индивида и существования неотъемлемых прав личности. Поэтому главное – это соблюдать права личности. Власть государства должна контролироваться обществом. В централизованной экономики общественный интерес неизбежно ставится выше индивидуального.  Как это ни парадоксально это ведет к тирании и всевластию. Чувство ответственности и индивидуальный интерес сводится на нет. Именно свобода и децентрализация экономического управления признается главными преимуществами рыночного типа хозяйствования.

Только изучая социальный порядок  с рыночной точки зрения мы можем узнать, почему рынки работают и почему усилия по созданию внерыночного общества обречены на провал. Какие черты рынка важны:

1.    Рыночное децентрализованное  хозяйство характеризуется наличием  конкуренции

2.    Наличие частной собственности;

3.    Наличие основополагающих  гарантий свободы;

4.    Основные механизмы  координации и регулирования   спрос, предложение, цена:

5.    Инструментами управления  являются наличие у производителя прибыли, убытка, возможности роста.

Одним из недостатков рыночной системы  организации считается устранение рыночной структуры совершенная  конкуренция и смена ее монополией. То есть вытеснение ее монополией, из-за чрезмерного инвестирования, а так  же процессов концентрации и централизации  капитала и производства. Во время  возникновения монополий можно  говорить о зарождении второй и третьей  предпосылок становления менеджмента.

Исторически в этот момент выделяют две стадии формирования капитализма.

1.    становление рыночной  системы домонополистического капитализма;

2.    стадия монополистического  капитализма;

На первой стадии мы не можем говорить о крупных мануфактурах как о  монополиях. По той причине, что они  в то время носили рассеянный, а  не концентрированный характер, все  работники не собирались непосредственно  на одной территории, однако рост сложности  и масштабов производства способствовал  сбору работников  на одной территории для осуществления процесса производства.

Вторая стадия монополистического капитализма стала непосредственным фундаментом, на котором возникли крупные  промышленные монополии или корпорации.

Выделяют несколько экономических  законов, ставших причиной появления  монополий, с точки зрения социально-экономической  эволюции общества и становления  капиталистического способа хозяйствования – это законы концентрации производства и централизации капитала.

Насколько предприятие концентрировано  показывают показатели абсолютных размеров предприятия:

1.    численность занятых;

2.    производственные мощности;

3.    выпускаемая продукция  в натуральном и стоимостном  выражении;

Смена технологических способов производства стала причиной увеличения объемов, производимых компаниями, эти изменения  находили выражение в процессе концентрации производства, то есть сосредоточении способов производства, работников и  объемов производства на крупных  предприятиях. Мануфактура постепенно с действием этого закона превращается в концентрированную производящую силу, и создаются тенденции способствующие укрупнению промышленного производства.

Переходим к изучению второй предпосылки  формирования менеджмента, которая  зародилась на базе промышленной революции. Промышленная революция и индустриализация.

Промы?шленная револю?ция – это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Промышленная революция связана  не просто с началом массового  применения машин, но с изменением всей структуры общества. Важнейшим условием свершения промышленного переворота в Англии явилась аграрная революция  и уничтожению класса крестьян. Новая  группа людей – промышленников, или промышленных капиталистов –  пришла на смену торговцам, став доминирующей силой в деловых кругах. Далее  произошло накопление капитала, крупный  капитал сконцентрировался в  руках небольшого количества людей.

Промышленная революция сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом  экономического роста (до этого экономический  рост, как правило, был заметен  лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Фактически промышленная революция позволила в течение всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

В мировой истории начало промышленной революции, иногда также называемой Великой индустриа?льной револю?цией, связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Англии во второй половине XVIII века.

Само по себе подобное изобретение  вряд ли бы что-то дало, но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в  широких масштабах.

Это связно с тем, что Англия к  тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями  и активным предпринимательским  классом. Кроме того, Англия располагала  достаточными финансовыми ресурсами (т. к. была мировым торговым лидером  и владела колониями), воспитанным  в традициях протестантской трудовой этики населением.

 

  1. Качества менеджера и его обязанности.

Должностные обязанности.

Осуществляет управление предпринимательской  или коммерческой деятельностью  предприятия, учреждения, организации*(4), направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли  за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации  и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации  планирует предпринимательскую  или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Должен знать:

законодательные и нормативные  правовые акты, регламентирующие предпринимательскую  и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и  ведение бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского  и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок  разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда.

 

  1. Функции менеджмента.

В кабинетах многих менеджеров висят  плакаты со словами Анри Файоля: Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава. Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль, который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Таким образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной дисциплины продолжается. Так, лишь в последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование. Выделенные А.Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего. Рассмотрим их подробнее. 2. Прогнозирование 2.1. Прогнозирование и планирование Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны

Информация о работе Цели и задачи менеджмента