Целевая ориентация управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что любое начинание должно иметь какую-нибудь цель.
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.

Содержание работы

Введение
1. Определение целей деятельности организации
1.1 Целеполагание в управленческой деятельности
1.2 Виды и свойства целей
2. Технологии процесса разработки и реализации управленческих решений
2.1 Приоритет цели при разработке и реализации управленческих решений
2.2 Целевые технологии (инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная)
2.3 Процессорные технологии как инструментальные средства для реализации целевых технологий
3. Построение дерева целей (на примере коммерческой организации)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курс леша.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Технология предусматривает линейную структуру управления и многоцикловый процесс управления.

В рамках данной технологии руководитель:

  • формирует детальный план работ для каждого работника с указанием средств, методов и сроков выполнения этапов и всего задания в целом;
  • проводит необходимый контроль текущего процесса выполнения задания каждым работником;
  • выявляет проблемы, мешающие своевременному и качественному выполнению задания;
  • корректирует деятельность работников, отклонившихся от плана проведения работ;
  • оказывает необходимую помощь в своевременном выполнении задания;
  • создает информационную базу данных о профессионализме работников, особенностях их психологического состояния, приемлемом темпе работы.

Для реализации данной технологии необходимо осуществить следующую организационную и функциональную подготовку:

  • сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
  • по каждому элементу набора элементов системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
  • для каждого работника или группы работников составить подробный план выполнения заданий с указанием даты и объема ее важнейших этапов.

Технология: Управление в исключительных случаях. Эта технология основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий.

Исключительный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание. Исключительный случай не относится к форс-мажорным ситуациям, например, болезнь или увольнение сотрудников, отключение электроэнергии в производственных помещениях, брак при производстве изделий. Обычно интеллектуальный уровень исключительной ситуации (помехи) значительно ниже, чем уровень предмета деятельности специалистов. Например, в работе отдела системных программистов случаются различные помехи: отключение электричества, задержки в поставках бумаги, картриджей и т. д. Если руководитель отдела — человек менее квалифицированный, чем его ключевые работники, но оперативно и квалифицированно устраняющий помехи, то дела отдела пойдут успешно, если нет, то возникнут устойчивые конфликты. Данная технология эффективно реализуется в небольших организациях, работающих либо по жестко регламентированной технологии, либо в организациях с доверительной (функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций среди персонала, создание отлаженного взаимодействия с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления — это феномен рыночной экономики. Она обычно формируется при создании новой организации (ООО, артель, ОАО, ЗАО и др.), в которой:

  • руководители ключевых подразделений и исполнители связаны между собой дружескими или семейными отношениями;
  • могут профессионально выполнять основные виды деятельности.

Технология предусматривает линейно-патронажную структуру управления (от фр. patronage — покровительство). В данной структуре руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участках производственного процесса по административным функциям, а по экономическим, технологическим и другим функциям оказывает подчиненным и коллегам требуемое содействие (патронаж). Руководитель находится в ситуации: равный среди равных. Исполнитель может также часть своих работ передать на нижестоящий уровень и выступать по отношению к нему как линейный руководитель и как советник.

В рамках данной технологии руководитель:

  • формирует основную миссию организации и составляющие ее цели, согласовывает сроки их достижения с исполнителями;
  • поручает своим исполнителям точно следовать рекомендованной производственной технологии;
  • следит за согласованностью выполнения заданий;
  • при наступлении исключительного случая берет управление на себя или поручает это другим исполнителям (внутренним или внешним);
  • создает информационную базу данных о профессионализме работников, исключительных случаях и способах их разрешения.

Управленческая технология предусматривает точное следование духу и букве производственной технологии и полное доверие решениям руководителей всех ключевых подразделений.

Технология: Управление на базе «искусственного интеллекта». Эта технология основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных с применением современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при разработке и реализации решений.

Данная технология особо эффективна при часто меняющейся номенклатуре выпускаемой продукции, а также для любых организаций с большим объемом типовых сложных процедур.

Технология основана на том, что подавляющее большинство отклонений в работе организаций являются штатными, т.е. повторяющимися, с известным набором решений по их устранению. Внештатные отклонения обычно возникают на базе штатных и поэтому набор решений по их устранению может быть получен путем корреляции штатных методов решений с помощью информационной системы. Например, Президент РФ (по данным на январь 1998 г.) ежедневно получает 1200 писем, из них 20 наиболее важных попадают на его стол. В год Президент РФ отвечает на 300 писем. Остальная часть писем обрабатывается преимущественно с помощью компьютерных интеллектуальных систем считывания, распознавания текста, формирования ответов и необходимых действий со стороны специалистов.

В рамках данной технологии руководитель:

  • выбирает или формирует все составляющие «искусственного интеллекта» для разработки вариантов решений, средств и методов достижения поставленных целей;
  • вводит в компьютер исходные данные; требуемые для работы «искусственного интеллекта»;
  • анализирует приемлемость предложенных вариантов. Если приемлемых вариантов нет или их мало (1 или 2), корректирует исходные данные, первоначально введенные в компьютер;
  • совместно со специалистами выбирает наиболее оптимальный вариант решения;
  • по выбранному варианту организует расчет и согласование с конкретными исполнителями средств, методов и времени исполнения задания;
  • следит за согласованностью выполнения заданий;
  • при наступлении непредвиденных ситуаций, мешающих выполнению задания, с помощью «искусственного интеллекта» разрабатывает варианты корректировок, выбирает наилучший и координирует процесс выполнения задания. В случае неготовности компьютерной системы обработать данные по новой ситуации руководитель берет управление на себя или поручает это другим исполнителям. Новое решение заносится в базу данных с указанием полученных результатов (положительных или отрицательных).

Данная технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В этой структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и другие функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себе только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.

Технология: Управление на базе активизации деятельности персонала. Эта технология основана на приоритете стимулов и поощрений для работника над другими средствами и методами для успешного выполнения порученных или выбранных заданий. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе. Штат сотрудников неограничен. Технология требует наличия системы слежения за действием стимулов и поощрений на деятельность каждого работника или коллектива.

Активизация деятельности объединяет два понятия: стимулирование (моральное и материальное) и мобилизацию. К моральному стимулированию относятся выдача ответственных заданий, доверие, благодарности, правительственные награды, повышение в должности или представление к ним и т. п., к материальному — выплаты в денежной и товарной форме, в форме услуг, знаний и информации. Мобилизация — это формирование в работнике на базе патриотизма моральных ценностей человека и общества новых движущих сил («второго дыхания») для достижения поставленных целей. К приемам мобилизации относятся лозунги, призывы, просьбы, приказы, личный пример руководителя или коллег, самоосознание важности выполняемого задания и т. п.

Данная технология воздействует на удовлетворение потребностей и интересов работников не прямо от руководителя, как в технологии управления на базе потребностей и интересов, а через решения самого работника. Технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с персоналом.

В мировой практике активизации деятельности персонала успешно применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к эффективному труду. К ним относятся: теория X, теория Y, теория ожидания, теория справедливости.

Технология предусматривает линейно-функциональную структуру управления.6

 

3. Построение дерева  целей (на примере коммерческой  организации)

 

3.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

 

Компания «Невада» работает на Дальневосточном рынке продуктов питания. Основной вид деятельности компании - дистрибуция продуктов питания мировых и отечественных производителей. В составе компании также функционируют подразделения розничной и мелкооптовой торговли, оптовый склад самообслуживания.

Форма объединения компании представляет собой холдинговую структуру, сочетающую централизацию со значительной юридической и финансовой ответственностью.

Головной офис компании находится в Хабаровске, там, откуда начиналась ее деятельность.

За 10 лет существования компанией накоплен огромный опыт работы в торговой отрасли, сформировались свои принципы, цели, ценности, стратегия.

Компания начала свою историю 28 августа 1994 г. в Хабаровске.

С первых дней главной бизнес-идеей стала система доставки товаров клиентам в торговые точки. На тот момент это была первая попытка в городе организовать продажи силами торговых агентов. Оказалось, что все ориентиры были выбраны верно. Компания стремительно росла и развивалась. В 1997 г. открыты филиалы во Владивостоке и Благовещенске, в 1998 г. в Уссурийске, Находке, на Сахалине, 1999 г. в Комсомольске-на-Амуре, в 2000 г. в Петропавловске-Камчатском, в 2002 в Биробиджане. Раздвигались географические рамки, увеличивалось число работников, возрастали финансовые возможности.

Цель компании: стать ведущим поставщиком продуктов питания на Дальнем Востоке.

Для этого компания ставит перед собой задачу развития и продвижения продукта на территории при эффективном использовании всех ресурсов на основе стабильного, долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с производителем.

Для достижения цели есть имя известное далеко за пределами региона, разветвленная сеть филиалов во всех крупных городах Дальнего Востока, многолетний опыт организации продаж, лучшие и профессиональные специалисты. Услугами компании по продвижению своей продукции пользуются известные мировые производители.

Компания достигает своей цели, увеличив долю рынка и став лидером с помощью:

  • достижения превосходных финансовых результатов и роста прибыльности;
  • расширения количества и качества предоставляемых услуг, несущих решения для улучшения жизни людей;
  • дельнейшего расширения и углубления территориального охвата;
  • открытия и развития новых продуктовых направлений, отвечающих требованиям рынка;
  • объединения усилий лучших специалистов, высоких технологий, многолетнего опыта и постоянного повышения уровня знаний и навыков персонала;
  • построения современной логистической системы на основе передовых технологий;
  • концентрации на продукте.

 

3.2 Основные этапы реализации метода

 

Основные этапы разработки или выбора РУР по методу дерева целей:

  1. составление новой цели развития или совершенствования компании;
  2. сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;
  3. формулирование проблемы как разности между новой целью и обобщенной ситуацией в компании;
  4. выбор или разработка критериев оценки проблемы;
  5. декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;
  6. поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем;
  7. разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;
  8. для каждого варианта основных решений разработка вариантов детализирующих решений;
  9. для каждого варианта детализирующего решения разработка вариантов очередного набора детализирующих решений и т.д.;
  10. оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эффективность действий и возможности достижения цели;
  11. выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;
  12. практическая реализация выбранного варианта сочетания решений.

Информация о работе Целевая ориентация управленческих решений