Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

Содержание работы

введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31

Заключение
36

Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Коренев Д.А.,МЭ-12-1,Менеджмент,Полюхович А.В.,Курсовая,Авторитет,лидерство и власть в менеджменте.docx

— 396.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

 

Кафедра прикладной экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Менеджмент» на тему:

Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ».

 

 

                                  Выполнил: студент гр. МЭ-12-1

Коренев Д.А.

 

                                                                                        Руководитель: Полюхович А.В.

 

 

 

Москва, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

введение

3

Глава 1

Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета

5

1.1

Основные  определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента 

5

1.2

Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте  и основные подходы к изучению проблем

9

Глава 2

ТЕОРИИ,  КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА

17

2.1

Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента

17

2.2

Основные концепции  и модели лидерства

19

Глава 3

Лидер, власть и авторитет в Менеджменте  ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

24

3.1

Характеристика власти и лидерства в системе эффективного  управления  ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

24

3.2

Совершенствование лидерства, власти и  укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

31

 

Заключение

36

 

Список литературы

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем современного управления.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства, оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий», авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

Несмотря на кажущуюся простоту этих понятий, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство и авторитет характеризуется неоднозначно.

Этим и предопределяется тема исследования курсовой работы.

Объектом исследования выступило ЗАО «Железногорский кирпичный завод».

Предметом исследования явились формы   лидерства, авторитета и власти в системе менеджмента предприятия.

Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

  • Даны основные  определения понятий лидерства, власти и авторитета
  • Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
  • Дана характеристика власти и лидерства в системе  эффективного управления  ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
  • Представлено совершенствование лидерства, власти и  укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод».

Для проведения исследований применялись следующие методы экономического анализа: монографический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический. 

Источниками информации по изучаемой проблеме послужили нормативно-правовые акты; учебная, научная и периодическая литература, а также финансовая и бухгалтерская отчетность объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета

 

1.1 Определения  понятий лидерства, власти и авторитета  в системе менеджмента 

 

 

На сегодняшний день есть множество литературы, посвященной  теме лидерства, власти и авторитета в менеджменте. 

Однако до конца формирование лидерства в менеджменте не изучены, и некоторые моменты до сих пор остаются неизвестными.

Термин "лидер", как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидерства дал Ч. Кули (1902 г.).  Лидер - это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд и в 1911 г. Блэкмар предложили иную модель: это централизация усилий в одной личности как выражение власти всех. В 1924 г. Ч. Барнард сказал, что лидер фокусирует внимание и реализует энергию членов группы в заданном направлении. С тех пор число определений постоянно росло.

Сегодня под лидером понимают члена группы, за которым она признает право решения в важных ситуациях. Он играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения. 
          Лидер и менеджер в организации могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит, когда менеджером назначают незаурядного человека, сумевшего добиться расположения подчиненных. В этом случае совпадают позиционная и персональная власть, формальная и неформальная структуры. Б.Д. Парыгин представляет различия между лидером и менеджером, которые   выражаются в следующих чертах:

  • менеджер обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно.
  • менеджеру законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь.
  • менеджер наделен правом применять официально установленные санкции, лидер таких санкций не имеет.
  • менеджер представляет свою группу во внешних организациях, и решает вопросы, связанные с официальными отношениями, а лидер ограничен внутригрупповыми отношениями.
  • менеджер, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.

Если менеджер и лидер не представляют собой одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут, либо гармонизировать жизнь группы, либо, напротив, повышать уровень конфликтности.

В практике менеджмента лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации [1, с. 534]. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Кроме того, различие между лидером и менеджером проводится  еще по ряду признакам  (таблица 1).

Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

 

Таблица 1 - Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Основное отличие лидерства от власти заключается в  совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Лидерство — это не управление. Менеджмент концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи [2, с. 478].

Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть — это двусторонние отношения — между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.

Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник — информация, а потом и седьмой источник — связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй -  организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной.

Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется.

Мотивационная теория Д. МакКлелланда акцентирует внимание к потребности во власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Почти все решения в той или иной мере - групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвует более чем один человек.

Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах, таких как сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или иного ресурса.

Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. Обычно существующая в организациях напряженность с ресурсами связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффективно применять другие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов.

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»