Анализ стратегических факторов внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы "Стратегический менеджмент" является расширение, систематизирование и закрепление теоретических знаний методов разработки стратегии, конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу, а также развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
В данной работе применение концепции стратегического менеджмента как методологии обеспечения конкурентоспособности и эффективности управленческих решений при разработке стратегии организации (предприятия), конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и подходов к бизнесу рассматривается на примере предприятия ОАО «Уралэлектромедь», входящего в Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК).

Содержание работы

Введение 3
1 Краткая характеристика предприятия 4
2 Стратегические позиции 10
2.1 Видение и миссия 10
2.2 Стратегия 14
3 Анализ стратегических факторов внешней среды 25
3.1 Влияние факторов внешней среды 25
3.2 Анализ структуры отрасли 38
3.3 Анализ конкурентов 44
4 Портфельный анализ 54
5 Стратегический анализ и выбор 56
5.1 SWOT-анализ 56
5.2 SWOT-план 59
5.3 SPACE-матрицы 61
Заключение 66
Список использованных источников 67

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Стратегический менеджмент.doc

— 783.50 Кб (Скачать файл)

В качестве базового сценария развития Урала полагается сценарий инновационного развития Уральского федерального округа, который предполагает формирование в Российской Федерации модели инновационного, социально ориентированного роста, принятой в качестве стратегической цели в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Развитие Урала  в рамках инновационного сценария будет  базироваться на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России Уральский федеральный округ сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья и центра металлургии и машиностроения. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года останется вклад нефтегазового и металлургического секторов.

Развитие конкурентоспособной  сырьевой базы для отраслей традиционной специализации промышленного Урала вместе с их модернизацией и обновлением производственных мощностей позволит сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли Урала, главным образом связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.

Долгосрочное  развитие Урала будет осуществляться по нескольким основным направлениям.

Первое направление  связано с добычей и переработкой минерально-сырьевых ресурсов на основе крупнейших инвестиционных проектов по освоению газовых и нефтяных месторождений, строительству и модернизации трубопроводных мощностей, созданию нефте- и газоперерабатывающих комплексов, в том числе в рамках инвестиционного проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».

Второе направление  предусматривает развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающее доступ к труднодоступным территориям Уральского федерального округа. Основой для эффективной реализации этих задач также является инвестиционный проект «Урал Промышленный - Урал Полярный».

Третье направление  связано с модернизацией индустриального  потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышением конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, поддержкой развития предприятий ракетно-космической отрасли.

Четвертое направление  предусматривает развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях Урала, предполагающее создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.

Сценарий инновационного развития Уральского федерального округа предполагает прорыв в повышении  эффективности производства за счет создания и дальнейшего использования  новых технологических заделов. Этот сценарий отражает использование  конкурентных преимуществ в цветной металлургии и превращение инновационных факторов в основной источник ее экономического роста.

Для простоты и  удобства анализа все факторы  принято совместно рассматривать  в виде матрицы, где представлены те сферы, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия в виде PEST-анализа (таблица 3.3). PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Он предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social); технологических (Technological) факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:

- политические/политико-правовые факторы (Р): какие возможности и угрозы для бизнеса создает динамика политической ситуации; каковы главные тенденции, которые могут повлиять на деятельность компании? (пример факторов: налоговая политика и законодательство полит режим в стране и степень его стабильности, антимонопольное законодательство, регулирование занятости населения, внешнее экономическое законодательство, общий характер взаимодействия политики и бизнеса);

- состояние экономики (Е): каковы наиболее существенные ожидаемые  события в экономике и как влияет экономическая ситуация на перспективы бизнеса? (пример факторов: тенденция ВНП, стадия делового цикла, уровень инфляции, инвестиционная активность, дефицит бюджета, характер государственного регулирования экономики и социальной сферы, уровень безработицы, цены за энергоресурсы, инвестиционная политика);

- социально-культурные  особенности (S): в чем особенности  социального, демографического, культурного  свойства, которые должны учитываться  в работе? (пример факторов: демографическая структура населения, социальная мобильность населения, социально-экономическая структура населения, менталитет);

- научно-техническая  среда (Т): в какой степени бизнес  зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли; какова доля функции НИОКР в деятельности предприятия?

 

Таблица 3.3 – PEST-анализ

Политико-правовые факторы:

Экономические факторы:

Государственное регулирование в отрасли;

Государственное регулирование конкуренции;

Наличие определенной государственной  политики для развития отрасли.

Наличие поддержки со стороны  государства;

Наличие единых государственных  организаций, занимающихся выдачей  различного рода лицензий, разрешений; Стратегия социально-экономического развития Свердловской области утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р;

Приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150 утверждена Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года;

Стабильная политическая ситуация, однако по прогнозам аналитиков в ближайшее десятилетие Россию может ожидать политическая и социальная нестабильность;

В 2011 году рост ВВП  продолжился, несмотря на резко возросшую  неопределенность внешних условий  и усиление турбулентности на финансовых рынках. Прирост ВВП составил, по первой оценке Росстата, 4,3 %, что соответствует динамике 2010 года. В целом в 2011 году промышленное производство выросло на 4,7 % к уровню 2010 года.

К концу 2011 года ускорился рост реальной заработной платы. Рост реальной заработной платы сопровождается снижением задолженности по заработной плате, которая по состоянию на 1 января 2012 г. по сравнению с 1 января 2011 г. снизилась на 19,3%.

Ситуация на рынке труда улучшается. Численность безработных граждан снизилась на 0,5 млн. человек за 2011 г. и составила в среднем за год 6,6 % экономически активного населения, что на 0,9 процентного пункта ниже уровня 2010 года. В 2011 году инфляция на потребительском рынке составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года.

Экономическая активность восстанавливается после экономического кризиса конца 2008-го и 2009 годов.

Зависимость бюджета  от мировых цен на нефть;

Укрепление номинального эффективного курса рубля составило  в целом за 2011 год (из расчета декабрь 2011 года к декабрю 2010 года) 5,4 %, реального эффективного курса оценивается в 3,9%.

В 2011 году рост промышленного  производства составил 4,7 % к 2010 году.

Стабилизация  конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, сохранение высоких экспортных цен  на газ позволили быстро восстановиться предприятиям, занятых добычей полезных ископаемых.

Преобладание  позитивных процессов в отношении  постепенного преодоления спада  в отечественной экономике, произошедшего  в результате глобального финансово-экономического кризиса 2008 - 2009 годов

Уральский федеральный  округ, к которому относится предприятие  ОАО «Уралэлектромедь» располагает  уникальным по запасам и разнообразию природно-ресурсным потенциалом, развитым промышленным комплексом, мощными, хотя и неравномерно развитыми, транспортной и энергетической инфраструктурой, высокой долей экспортной продукции;

Реализуется комплексный  инвестиционный проект "Урал Промышленный Урал Полярный", предусматривающий  создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор

Социокультурные факторы:

Технологические факторы:

Уральский федеральный  округ, к которому относится предприятие  ОАО «Уралэлектромедь» располагает квалифицированными трудовыми ресурсами, разветвленной сетью образовательных и научно-исследовательских центров.

Сравнительно  высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами (более 28  % занятого населения имеют профессиональное образование, что является наиболее высоким показателем в стране);

Высокий научный  и образовательный потенциал, наличие  передовых научно-исследовательских  учреждений и высших учебных заведений  широкого профиля (более 200 крупных  организаций, выполняющих научные  исследования и разработки и около 2 тысяч малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);

наличие в регионе  динамично развивающейся системы  электронных коммуникаций;

неблагоприятные демографические тенденции и  низкий уровень жизни в старопромышленных регионах Урала;

 значительные  различия между уровнями социально-экономического  развития городских и сельских  поселений, доходов городских  и сельских жителей;

неблагоприятная экологическая обстановка в большинстве  центров добычи минерально-сырьевых ресурсов промышленного Урала.

Низкий уровень инноваций;

изношенность  и технологическая отсталость;

возможность техногенных  аварий с масштабными негативными  последствиями из-за высокой изношенности оборудования и инфраструктуры и низкой эффективности систем и служб производственно-экологической безопасности;

защита интеллектуальной собственности; Развитие информатизации технологических процессов.


 

PEST-анализ можно  проводить как на качественном, так и на количественном уровне.

Общая схема  проведения PEST-анализа с помощью взвешенных оценок:

1. Разрабатывается перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.

2. Оценивается  значимость (вероятность осуществления)  каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса. от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное) определенного веса. Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

3. Дается оценка  степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию предприятия по 5-бальной шкале: - «пять» - сильное воздействие (высокая вероятность), серьезная опасность; - «единица» - отсутствие воздействия, (низкая вероятность). Оценке присваивается знак «+», если фактор относится к категории «возможности фирмы» и знак «-» в случае, если фактор относится к категории «угрозы фирме»

4. Определяются  взвешенные оценки путем умножения  веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Суммарная оценка указывает на степень готовности компании реагировать на текущие  и прогнозируемые факторы макроокружения.

При количественном варианте оценки следует учитывать, что:

- весовой коэффициент  должен отражать степень вероятности наступления события;

-количественная  оценка влияния фактора должна принимать  как отрицательное, так и положительное значение;

- итоговая  оценка дает информацию о том,  в какой степени компания зависит  от макросреды, однако помимо  получения суммарной оценки необходимо проанализировать вклад каждого фактора в получении результирующего значения, а также оценить взаимодействие факторов.

 

PEST-факторы

Что дает возможность? (Opportunities)

Что создает  угрозу? (Threats)

Политико-правовые факторы 

Наличие утвержденной стратегии развития металлургической промышленности;

Государственное регулирование конкуренции;

Наличие определенной государственной политики для развития отрасли;

Наличие поддержки  со стороны государства;

Наличие единых государственных организаций, занимающихся выдачей различного рода лицензий, разрешений; внешнеэкономические соглашения и договоры;

Политическая  стабильность

Несовершенство  государственной политики в области  межотраслевых отношений; влияние политиков на принимаемые законодательные инициативы;

Несовершенство  законодательной базы по охране окружающей среде;

Прогноз аналитиков политической и социальной нестабильность в будущем

Экономические факторы

Замедление темпов инфляции; рост ВВП; Рост промышленного производства; рост заработной платы; улучшение ситуации на рынке труда; снижение численности безработных; преодоление спада в отечественной экономике, произошедшего в результате глобального финансово-экономического кризиса;

Укрепление номинального эффективного курса рубля;

наличие в регионе  уникального по запасам и разнообразию природно-ресурсного потенциала, развитого промышленного комплекса; наличие в регионе мощной, транспортной и энергетической инфраструктуры

Турбулентность  на финансовых рынках; Зависимость бюджета от мировых цен на нефть;

Социокультурные факторы

Наличие квалифицированных  трудовых ресурсов в регионе; наличие в регионе разветвленной сети образовательных и научно-исследовательских центров;

высокий научный  и образовательный потенциал; наличие  в регионе динамично развивающейся  системы электронных коммуникаций;

Рост экологической ответственности

Неблагоприятные демографические тенденции;

 значительные  различия между уровнями социально-экономического  развития городских и сельских  поселений. 

Технологические факторы

Принятый курс на модернизацию и инновации в промышленности; структурная и технологическая модернизация производственного комплекса;

Высокая изношенность оборудования; низкий уровень инноваций; возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями; низкая эффективность систем и служб производственно-экологической безопасности;


 

Резюме анализа  внешних стратегических факторов представлено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 –  Суммарная оценка степени реакции  предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды

Внешние стратегические факторы

Значимость (вероятность осуществления) фактора для данного предприятия

Оценка степени  влияния на стратегию предприятия

Взвешенная оценка

O – возможности  (Opportunities)      1. Принятый курс на модернизацию и инновации в промышленности;

0,06

5

0,3

2. Решение социальных проблем региона;

0,02

3

0,06

3. Развитие инноваций  реализация высокого научного  и образовательного потенциала  Урала;

0,04

4

0,16

4. Наличие утвержденной  стратегии развития страны и  региона;

0,04

4

0,16

5. Политическая  стабильность

0,04

5

0,2

6. Наличие единых государственных организаций, занимающихся выдачей различного рода лицензий, разрешений;

0,03

3

0,09

7. Наличие поддержки  со стороны государства

0,03

4

0,12

8. Наличие определенной  государственной политики для  развития отрасли; 

0,03

4

0,12

9. Наличие внешнеэкономических соглашений и договоров;

0,04

4

0,16

10. Замедление  темпов инфляции; рост ВВП; 

0,04

4

0,16

11. Рост промышленного  производства;

0,05

4

0,2

12. Улучшение  ситуации на рынке труда;

0,03

3

0,09

13. Преодоление  спада в отечественной экономике, произошедшего в результате глобального финансово-экономического кризиса;

0,05

4

0,2

14. Укрепление  номинального эффективного курса  рубля;

0,03

3

0,09

15. Наличие в  регионе уникального по запасам  и разнообразию природно-ресурсного  потенциала,

0,08

5

0,4

16. Наличие в  регионе развитого промышленного  комплекса;

0,05

4

0,2

17 Наличие в  регионе мощной, транспортной и  энергетической инфраструктуры

0,05

5

0,25

18. Наличие квалифицированных  трудовых ресурсов в регионе; 

0,03

4

0,12

19. Рост экологической ответственности

0,02

3

0,06

20. Наличие в  регионе разветвленной сети образовательных  и научно-исследовательских центров;

0,02

4

0,08

T – Угрозы (Threats)

1. Высокая изношенность оборудования

0,03

-4

-0,12

2. Низкий уровень инноваций

0,03

-3

-0,09

3. Возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями;

0,03

-3

-0,09

4. Низкая эффективность систем и служб производственно-экологической безопасности;

0,02

-3

-0,06

5. Несовершенство государственной политики в области межотраслевых отношений;

0,02

-3

-0,06

6. Прогноз аналитиков политической и социальной нестабильность в будущем

0,03

-4

-0,12

7. Влияние политиков на принятие законодательные инициативы;

0,02

-3

-0,06

8. Турбулентность на финансовых рынках;

0,02

-3

-0,06

9. Зависимость бюджета от мировых цен на нефть;

0,02

-3

-0,06

Суммарная оценка

1

 

2,5

Информация о работе Анализ стратегических факторов внешней среды