Анализ стиля руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ авторитета, власти и лидерства, проведение и анализ стиля управления.
Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
1. Определить профессионально важные качества руководителя (менеджера).
2. Охарактеризовать руководителя и лидера.
3. Выделить стили руководства.
4.Определить формы власти и стиль лидерства в ОАО «Стиль-Т»
5. Определить уровни конфликта в организации и методы управления конфликтами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессионально важные качества руководителя (менеджера)….5
Глава 2. Характеристика руководителя и лидера…………………………….9
2.1. Стили руководства………………………………………………………….12
Глава 3. Формы власти и стиль лидерства в ОАО «Стиль-Т»……………...16
3.1. Уровни конфликта в организации. Методы управления конфликтами…16
3.2. Анализ эффективности управления………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемых источников……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Анализ стиля руководства 2.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Профессионально важные качества руководителя (менеджера)….5

Глава 2. Характеристика руководителя и лидера…………………………….9

2.1. Стили руководства………………………………………………………….12

Глава 3. Формы власти и стиль лидерства в ОАО «Стиль-Т»……………...16

3.1. Уровни конфликта в  организации. Методы управления конфликтами…16

3.2. Анализ эффективности управления………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………24

Список используемых источников……………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в организации стратегии управления основную ответственность несёт непосредственно менеджер.

     Человеческий фактор в фирмах все больше и больше становится интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации различной деятельности. Хорошее настроение работников, прежде всего, зависит от общения в коллективе, в частности, общения с руководителем. И эффект от этого общения будет выше, если руководитель в зависимости от условий работы, обстоятельств применяет определенный стиль руководства.

    Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

     Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль руководства. Исследование типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стили руководства - это авторитарный или автократический, демократический и либеральный.

     Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому крайне важно выработать наиболее эффективный стиль управления людьми для улучшения взаимопонимания и общения в коллективе сотрудников.

      Цель работы - изучение теоретических основ  авторитета, власти и лидерства,  проведение и анализ стиля управления.

     Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:

  1. Определить профессионально важные качества руководителя (менеджера).

     2. Охарактеризовать руководителя и лидера.

     3. Выделить  стили руководства.

     4.Определить  формы власти и стиль лидерства в ОАО «Стиль-Т»

     5. Определить уровни конфликта в организации и методы управления конфликтами.

     Объектом исследования  выступает деятельность ОАО «Стиль-Т».       

     Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, приложения.

 

1. Профессионально важные качества руководителя (менеджера)

     Руководитель (управленец, менеджер) - специалист по управлению, который создаёт планы, определяет, как будет выполняться намеченное (управление персоналом), определяет рабочие процедуры (технологии) применительно к стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль1.

     В обязанности менеджера входят определение цели и выбор средств ее достижения установление приоритета задач в работе предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании. Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля.

     Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств. Рассмотрим наиболее важные из них, принимаемые во внимание на этапе профессионального психологического отбора менеджеров.

     Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем.

     Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации. Способность к риску - один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и при необходимости открыто признавая допущенные ошибки.

     Чтобы быть признанным лидером в коллективе, менеджер должен проявлять стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных по ситуации решений.

     Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению.

     Не умеющий владеть собой человек характеризуется не-уравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому трудно переоценить значение самообладания, стрессоустойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.

     Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия2.

     Чувство юмора помогает менеджеру оказывать положительное влияние на психологический климат в группе, улучшать производственные отношения. Внешняя привлекательность (опрятность, элегантность), хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная, живая речь укрепляют его авторитет и позиции лидера. В последнее время заметно возрос интерес к нравственной сфере личности менеджера, его моральной надежности. И все чаще высказывается мнение, что в психологическом портрете современного менеджера должны быть представлены такие черты, как чувство собственного достоинства, честность и порядочность.

     Капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая на практике свою эффективность. Сложившаяся на Западе профессиональная подготовка менеджеров осуществляется в специальных государственных и частных школах, фирмах, но главным образом в школах бизнеса, которые входят в университетскую систему. Эти же школы организуют курсы повышения квалификации управленческого персонала. Школы имеют оригинальные программы подготовки и переподготовки, ориентированные на различные направления социотехнического менеджмента. В Японии в подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, разрабатывающим собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию.

     На современном этапе отчетливо просматриваются характерные тенденции в преподавании менеджмента. Если раньше преимущественно учили искусству управления, то сейчас - науке. Несмотря на специфику подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит отражение и в «философии» менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на «трёх столпах веры»: уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика руководителя и лидера

     Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя. Поскольку в любой организации складываются формальные и неформальные отношения, правомерно говорить и о двух типах лидеров: формальном и. неформальном. Формальный лидер в литературе и реальной практике называется руководителем. Его роль заранее определена инструкциями и обязанностями, функциями и властными полномочиями.

     В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выделяется из числа окружающих его людей, в сущности равных или близких по статусу. И если неформальный лидер пытается применить какие-нибудь санкции, то они также носят формальный характер, так как нигде не зафиксированы. И как, бы ни стремился человек стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же часто назначается на свою должность независимо от того, считают его подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства - психологический.

     Вместе с тем между этими феноменами много общего, а именно4:

     - оба они являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством управления ими;

     - оба реализуют процессы социального влияния в коллективе;

     - обоим присуща известная субординация отношений.

     Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель - становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно повышает эффективность руководства в целом.

     Итак, лидерство  - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

     Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации, и «естественным» лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.

     Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Поэтому роль лидера заключается в том, чтобы отражать взгляды и мнения людей в согласованных программах действий. Лидерство понимается как способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направлять усилия на достижение целей организации. Под влиянием понимают поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.  Определенная личность становится лидером вследствие5:

     1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидера;

     2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;

     3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных способностей, характера, воли и т.д.

     Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. Наличие указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех.

     Личностные качества, присущие лидеру, могут быть следующие6: а) интеллигентность в вербальном и символическом плане; б) инициативность; в) уверенность в себе - благоприятная самооценка; г) привязанность к сотрудникам; д) решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); е) зрелость; ж) мотивационные способности; з) одаренность, стремление к знаниям; и) умение мобилизовать и сплотить людей вокруг себя для достижения поставленной цели; к) умение формулировать четко цели и задачи и т.д.

Информация о работе Анализ стиля руководства