Анализ организационной среды и эффективности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 19:13, реферат

Описание работы

Все организации находятся и функционируют в рамках внешней и внутренней среды. Именно они влияют на успешность и корректируют поведение предприятия на рынке. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица.
Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДЫ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….5
1.1. Понятие организационной среды и методика ее анализа……………………….5
1.2.Структура современной организации: понятие, основные типы и принципы исследования……………………………………………………………………………7
1.3.Методика оценки эффективности управления…………………………………...9
2.АНАЛИЗ СРЕДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ………….14
2.1.Краткая историческая справка, оценка миссии и целей. SWOT-анализ………14
2.2.Оценка организационной структуры НГДУ «Лениногорскнефть»……………16
2.3.Анализ эффективности управления НГДУ «Лениногорскнефть»……………..21
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НГДУ «ЛЕНИНОГОРСКНЕФТЬ»…………………………………..24
3.1.Зарубежный опыт анализа организационной структуры предприятия и эффективности управления…………………………………………………………..24
3.2. Стратегия развития НГДУ «Лениногорскнефть»………………………………31
3.3.Рекомендации по улучшению организационной структуры НГДУ «Лениногорскнефть»………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДЫ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………….5

1.1. Понятие организационной среды и методика ее анализа……………………….5

1.2.Структура современной организации: понятие, основные типы и принципы исследования……………………………………………………………………………7

1.3.Методика оценки эффективности управления…………………………………...9

2.АНАЛИЗ СРЕДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ………….14

2.1.Краткая историческая справка, оценка миссии и целей. SWOT-анализ………14

2.2.Оценка организационной структуры НГДУ «Лениногорскнефть»……………16

2.3.Анализ эффективности управления НГДУ «Лениногорскнефть»……………..21

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ НГДУ «ЛЕНИНОГОРСКНЕФТЬ»…………………………………..24

3.1.Зарубежный опыт анализа организационной структуры предприятия и эффективности управления…………………………………………………………..24

3.2. Стратегия развития НГДУ «Лениногорскнефть»………………………………31

3.3.Рекомендации по улучшению организационной структуры НГДУ «Лениногорскнефть»………………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все организации находятся и функционируют в рамках внешней и внутренней среды. Именно они влияют на успешность и корректируют поведение предприятия на рынке. Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

  1. Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица.
  2. Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
  3. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
  4. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации 
            д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги

б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров

в) Социокультурные факторы: жизненные ценности и традиции, обычаи, установки;

г) Политические факторы: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии.

д) Отношения с местным населением. В каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями [1].

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений управленческой деятельности НГДУ «Лениногорскнефти».

Цель реализуется через задачи:

  1. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия НГДУ «Лениногорскнефть»;
  2. Раскрыть сущность организационной структуры предприятия и оценить организационную структуру НГДУ «Лениногорскнефть» ;
  3. Оценить эффективность управления.

В данной курсовой работе мы постарались не только оценить существующую ситуацию НГДУ «Лениногорскнефть», но так же на основе своих исследований  и анализа выявить некоторые преимущества и недостатки управления данной компании, которая требует усовершенствования в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДЫ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие организационной среды и методика ее анализа

 

Под «организацией» следует понимать группу людей, объединенных общими целями. Такими целями в менеджменте являются получение прибыли и решение уставных задач организации.

В качестве организации могут выступать предприятия, учреждения, а также объединение нескольких организаций. Организации, как правило, имеют правовой статус юридического лица. Любая организация предполагает определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места, конкретную структуру – составные части и их взаимодействие (иерархию, взаимосвязь), а также разделение между этими частями предусмотренных для них обязанностей – функций.

Характеристика каждой организации должна предусматривать:

– основные цели и задачи;

– составные части (подразделения);

– распределение функций между подразделениями;

– используемые ресурсы;

– внешнюю и внутреннюю среду;

– систему управления;

– объем управленческой деятельности.

Целью организации (конечной задачей) является получение прибыли (для коммерческих организаций) и выполнение своего уставного предназначения (для некоммерческих организаций). Задачи организации характеризуют шаги, ведущие к достижению этой цели. В соответствии с целями и задачами организации и потребностями эффективного управления создаются необходимые подразделения.

Деятельность организации предусматривает использование различных ресурсов: природных (пахотная земля, полезные ископаемые, водные ресурсы); капитала (материальная и интеллектуальная собственность); трудовых (физические и умственные способности персонала); управленческих (способность рационально распорядиться ресурсами, организовать работу). В процессе деятельности организации происходит целенаправленная переработка материалов, энергии и информации [2].

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Для анализа среды широко применяется метод SWOT(сила, слабость, возможности и угрозы). Это метод является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляется список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей. После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Составляется матрица SWOT.

Внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен также охватывать такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение. Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры и т.п.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может привести к возникновению конкурентного преимущества у предприятия в случае, если конкуренты не устранили эту угрозу[3].

 

1.2 Структура современной  организации: понятие, основные типы, принципы исследования

 

Производственные звенья, подразделения, осуществляющие управление предприятием и обслуживание его работников, количество таких звеньев и подразделений, их величина и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и другим характеристикам представляет собой организационную структуру предприятия.

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наоборот.

Типы организационных структур:

  1. Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений.
  2. Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары.
  3. Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции.
  4. Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны.
  5. Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
  6. Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта.
  7. Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип «двойного» подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта).
  8. Конгломератная. Она предполагает соединение различных подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях.

Важную роль играет степень централизации организационной структуры. В централизованной организации все функции управления сосредоточены у высшего руководства. Преимуществом этой структуры является высокая степень контроля и координации деятельности организации. В децентрализованной организации некоторая часть управленческих функций передается своим филиалам, управлениям и т.д. Эту структуру применяют тогда, когда внешняя среда характеризуется сильной конкуренцией, динамичными рынками и быстро меняющейся технологией[4].

Информация о работе Анализ организационной среды и эффективности управления