Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль
за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и
по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и
организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности
выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе,
так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и анализ товарооборота.
1. Сущность товарооборота предприятия.
2. Классификация товарооборота предприятия и
характеристика его отдельных видов.
3. Анализ объема, динамики, скорости и структуры
товарооборота предприятия.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Планирование структуры.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

|              |         |         |         |         |       |       |

 

      Из  данных  таблицы   видно,  что  размах  колебаний  роста  розничного

товарооборота  еще  больше,  чем  по  кварталам.  Темп  роста  товарооборота

колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

      Самыми напряженными  периодами реализации  товаров   в  каждом  квартале

являются последние месяцы  квартала.  Например,  рост  оборота  в  целом  за

первый квартал составил 116,9%, а  в марте -  124,0%,  за  второй  квартал  -

соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05  и  119,5%  и  за

четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

      Эта  напряженность   в  работе  последних  месяцев   квартала  ведет   к

неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами  этого

были недостатки в снабжении  товарами, в организации торговли,  в  рекламе  и

др.

      Для оценки  динамики  развития  розничного  товарооборота  по  отделам

предприятия используем следующую  таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4.

 

 

   Розничный товарооборот  по отделам магазина «ВИЗИТ»  за  1999-2000 г. г.

 

|Отделы        |Фактический  розничный   |Отклонение в   |1998г. в % к |

|предприятия   |товарооборот, тыс.  грн..|сумме (+,-)   |1997 г.       |

|              |1999   |2000            |В     |В     |В      |В     |

|              |       |                |действ|сопост|действу|сопост|

|              |       |                |ующих |авимых|ющих   |авимых|

|              |       |                |ценах |ценах |ценах  |ценах  |

|              |       |В      |В      |      |      |       |      |

|              |       |действу|сопоста|      |      |       |      |

|              |       |ющих   |вимых  |      |      |       |      |

|              |       |ценах  |ценах  |      |      |       |      |

|1             |2      |3      |4      |5     |6     |7      |8     |

|Мясной        |372,1  |447.0  |376,6  |+74,9 |+4,5  |120,1  |101,2 |

|Колбасные     |652,6  |767.0  |653,8  |+114,4|+1,2  |117,5  |100,2 |

|изделия       |       |       |       |      |      |       |      |

|Ликероводочные|597,4  |705,0  |604,7  |+107,6|+7,3  |118,0  |101,2 |

|изделия       |       |       |       |      |      |       |      |

|Соки-воды     |264,7  |321,8  |304,8  |+57,1 |+40,1 |121,6  |115,1 |

|Рыбный        |76,1   |90,1   |77,3   |+ 14,2|+1,2  |118,7  |101,6 |

|Бакалейный    |369,5  |441.7  |378,5  |+72,2 |+9,0  |119,5  |102,2 |

|Хлебный       |117,9  |136,6  |117,5  |+18,7 |- 0,4 |115.9  |99,7  |

|Непродовольств|170,4  |195.8  |168,3  |+25,4 |- 2,1 |114,9  |98,8  |

|енные товары  |       |       |       |      |      |       |      |

|Итого по      |2620,7 |3105,2 |2681,5 |+485,5|+60,8 |118,5  |102,3 |

|предприятию   |       |       |       |      |      |       |      |

 

 

 

Таблица 2.5.

 

 

 

  Розничный товарооборот магазина  «ВИЗИТ» по товарным группам  за 1999-2000

                                    г.г.

 

|Товарные группы |1999        |2000                           |2000 г. в % к |

|                |            |                               |1999 г.       |

|                |сумма |удель| в действующих  |в сопоставимых|в сопо|в     |

|                |тыс.  |ный  |ценах          |ц енах        |      |деист |

|                |грн.  |вес, |               |              |стави |вующих|

|                |      |%    |               |              |мых   |ценах |

|                |      |     |               |              |цепях |      |

|                |      |     |сумма   |удель |сумма |удель |Ценах  |      |

|                |      |     |тыс.    |ный   |тыс.  |ный   |      |      |

|                |      |     |грн.    |вес ,%|грн.  |вес, %|      |      |

|1               |2     |3   |4       |5     |6     |7     |8     |9     |

|Мясо и птица    |372,1 |14,2|447,0   |14,4  |376,2 |14,0  |120.1 |101,2 |

|Колбасные       |340,8 |13,0|403,4   |13,0  |342,7 |12,8  |118,4 |100,6 |

|изделия         |      |    |        |      |     |      |      |      |

|Рыба, сельдь    |76.1  |2,9 |90,3    |2,9   |77,3  |2,8   |118,7 |101.6 |

|Масло животное  |97.0  |3,7 |114,9   |3,7   |98,8  |3,7   |118.5 |101,9 |

|Молоке, сыр и   |214,8 |8,2 |248.7   |8,0   |212,2 |7,9   |115,8 |98.8  |

|молочные        |      |    |        |      |      |      |      |      |

|продукты        |      |    |        |      |      |      |      |      |

|Яйца            |68,2  |2,6 |80,9    |2,6   |69,8  |2,6    |118,6 |102.3 |

|                |      |    |       |      |      |       |      |      |

|Сахар           |81.3  |3,1 |99,3    |3,2   |84,0  |3,2    |122,1 |103,3 |

|                |      |    |        |      |      |       |      |      |

|Кондитерские    |157,3 |6,0 |186,8   |6,0   |160,5 |5,9    |118.8 |102.0 |

|изделия         |      |    |        |      |      |       |      |      |

| Хлеб и         |117,9 |4,5 |136,6   |4,4   |117,5 |4.4    |115,9 |99,5  |

|хлебобулочные   |      |    |        |      |      |       |      |      |

|изделия         |      |    |        |      |      |       |      |      |

|Мука, крупа и   |62,7  |2,4 |74,7    |2,4   | 64,2 |2.4    |119,1 |102,4 |

|макаронные      |      |    |        |      |      |       |      |      |

|изделия         |      |    |        |      |      |       |      |      |

|Водка и         |314,4 |12,0|375,7   |12,1  |323,5 |12,1   |119.5 |102„9 |

|ликероводочные  |      |    |        |      |      |       |      |      |

|изделия         |      |    |        |      |      |       |      |     |

|Вина,           |283,0 |10,8|329,3   |10.4  |281,2 |10,5   |116.4 |99,4  |

|шампанское,     |      |    |        |      |      |       |      |      |

|коньяк          |      |    |        |      |      |       |      |      |

|Прочие          |264,7 |10,1 |321,8   |10,4  |304,8 |11,4   |121,6|115,1 |

|продовольсгвенны|      |     |        |      |      |       |     |      |

|е  товары       |      |     |        |      |      |       |     |      |

|Непродовольствен|170,4 |6,5  |195,8   |6,3   |168,3 |6,3    |114,9|98,8  |

|ные товары      |      |     |        |      |      |       |     |      |

|                |      |     |        |      |      |       |     |—     |

|Всего товаров   |2620,7|100,0|3105,2  |100,0 |2681,5|100,0  |118,5|102,3 |

|                |      |     |        |      |      |       |     |      |

|                |      |     |        |      |      |       |. „  |      |

 

      Розничный товарооборот  в действующих ценах  возрос  по  всем  товарным

труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации  мяса  и  птицы,

рыбы и рыбопродуктов,  яиц,  сахара,  кондитерских  изделий,  ликероводочных

изделий и прочих продовольственных  товаров.

      Однако в сопоставимых  ценах  темпы  роста  товарооборота   по  товарным

группам  значительно  ниже,  и  это  говорит  о  том,  что  большой  заслуги

предприятия в росте суммы товарооборота  нет, так  как  она  растет  за  счет

увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные  товары  и

товарные  группы  магазин  заботится   мало.   Снизился   физический   объем

товарооборота (количество реализованных  товаров) но таким товарным  группам,

как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на  0,5%,

непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

      Неравномерность  развития  розничного  товарооборота   в  ассортиментном

разрезе привела к изменению  его структуры. В частности, по сравнению  с  1999

годом в общем объеме товарооборота  (в  сопоставимых  ценах)  возросла  доля

продажи сахара, водки и  ликероводочных  изделий,  прочих  продовольственных

товаров при: относительном  снижении  реализации  мяса  и  птицы,  колбасных

изделий, молока и молочной продукции,  кондитерских  изделий,  хлебобулочных

изделий , вина, шампанского  и  коньяка,  непродовольственных  товаров.  Это

говорит об ухудшении структуры  розничного товарооборота предприятие.

 

 

 

              Факторный анализ общего розничного  товарооборота.

 

      На развитие розничного  товарооборота  предприятия   оказали  следующие

факторы:

 

. обеспеченность трудовыми ресурсами  и эффективность труда

      торговых работников;

. состояние и  эффективность   использования  материальны   технической  базы

   предприятия.

      Главный фактор  успешного развития  товарооборота  -  обеспеченность  и

рациональность использования  товарных ресурсов.

      По магазину данные  о движении товарных ресурсов  приведены в  следующей

таблице:

 

           Товарный  баланс по магазину «ВИЗИТ»  за 1999 -2000 г.г.

 

   Таблица 2.6

                  (суммы в   тыс. грн.)

|                           |          |         |Отклон |Влия    |

|                           |          |         |ение   |ние на  |

|                           |          |         |в      |изме    |

|Показатели                 |1999      |2000     |сумме |нение   |

|                           |          |         |       |това    |

|                           |          |         |(+-)   |рообо   |

|                           |          |         |       |рота    |

|                          |          |         |       |(+-)    |

|1                          |2         |3        |4      |5       |

|Запасы товаров на начало   |209,2     |243,0    |+33,8  |+33,8   |

|года                       |          |         |       |        |

|Поступление товаров        |2656,3    |3169,3   |+513,0 |+513,0  |

|Прочее выбытие  товаров    |1.8       |1,0      |-0,8   |+0,8    |

|Запасы товаров на конец    |243,0     |306,1    |+63,1  |-63,1   |

|года                       |          |         |       |        |

|Розничная реализация       |2620,7    |3105,2   |+484,5 |+484,5  |

|товаров                    |          |         |       |        |

 

 

    Розничный товарооборот  предприятия возрос в 2000  году  по  сравнению  с

1999 годом на 484,5 тыс. грн. за  счет завышенных товарах запасов  на  начало

года (+33,8 тыс. грн.), роста поступления  товаров  в  магазин  (+513,0  тыс.

грн.) и уменьшения прочего выбытия  товаров (+0,8 тыс. грн.). Но  возможности

роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения  товарных

запасов на конец года (–63,1 тыс. грн.).

 

      Недостатком использования  поступающих в предприятие товарных  ресурсов

является их неполное  вовлечение  в  товарооборот,  что  явилось  следствием

завоза  в  магазин  товаров,  имеющих  высокую  цену,  что   снижало   спрос

покупателей на них, нарушением ритмичности  отгрузки  товаров  поставщиками,

связанными  с  магазином   договорными   обязательствами.   Часть   товаров,

поступивших в магазин в  излишнем  количестве  и  в  конце  года,  осело  на

остатках   товаров   в   магазине,   что   может   привести   к   замедлению

оборачиваемости  оборотных  средств,  вложенных   в   товарные   запасы,   и

возникновению потерь.

 

      На предприятии   в  2000  году  прочее  выбытие   товаров  снизилось  по

сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс.  грн.  Прочее  выбытие  товаров  включило

товарные  потери,  бой,  лом,  недостачу  товаров.  Следует  назвать  работу

магазина по снижению прочего выбытия  товаров в 2000 году положительной.

 

      Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является

обеспеченность  трудовыми   ресурсами   и   эффективность   труда   торговых

работников.

      Оценку показателей  по труду  магазина  «ВИЗИТ»   Произведем  на  основе

следующей таблицы:

 

 

 

      Таблица.2.7.

 

      Показтели по труду  по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

 

 

|                             |        |        |Откло |2000 г.|

|Показатели                   |1999    |2000    |нение |В  % к  |

|                             |        |        |(+,-) |1999 г.|

|1                            |2       |3       |4     |5      |

|Розничный товарооборот,      |        |        |      |       |

|тыс.грн.:                    |        |        |      |       |

| в действующих ценах         |2620,7  |3105,2  |+484,5|118,5  |

| в сопоставимых ценах        |2620,7  |2681,5  |+60,8 |102,3  |

|Среднесписочная численность  |        |        |      |       |

|торговых работников - всего  |27      |28      |+1    |103,7  |

|,чел.                        |        |        |      |       |

|в т.ч. продавцов             |20      |21      |+1    |105,0  |

|Удельный вес продавцов в     |        |        |      |       |

|общей численности работников,|73,2    |75,0    |+1,8  |-------|

|%                            |        |        |      |       |

|Среднегодовая выработка      |        |        |      |       |

|на одного торгового работни  |        |        |      |       |

|ка, тыс.грн.:                |        |        |      |       |

|в действующих ценах          |97,06  |110,90  |+13,84|114,2  |

|в сопоставимых ценах         |97,06   |95,77   |-1,29 |98,7   |

|Среднегодовая выработка на   |        |        |      |      |

|одного продавца, тыс. грн.   |        |        |      |      |

| в действующих ценах         |131,04  |147,87  |+16,83|112,9 |

| в сопоставимых ценах        |131,04  |127,69  |-3,35 |97,5  |

|Прирост товарооборота в      |        |        |      |      |

|действующих ценах за счет    |        |        |      |      |

|роста производительности     |71,8    |73,3    |+1,5  |------|

|                             |        |        |      |-     |

|труда, %                     |        |        |      |      |

 

 

      Как  видно   из  таблицы,  среднегодовая   выработка  одного   торгового

работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб.  и  по  сравнению  с

Информация о работе Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии