Анализ качества работы в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности работы организации.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение качеству менеджмента и рассмотреть проблемы его анализа.
2) Проанализировать методику анализа качества работы организации.
3) Исследовать возможность повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.35 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Грамотное, квалифицированное  управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное  ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное  уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

Характерной чертой развития современного менеджмента  является внедрение новых технологий управления на базе информационных технологий.

Менеджмент, играя вполне определенную роль в организации, тем не менее, касается и затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности — менеджеров.

Конечной  целью менеджмента является обеспечение  прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технологической базы, а также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Обращение к  человеческому фактору – это  революционный переворот в науке  управления и менеджмента. Именно «человеческий  фактор» определяет ныне конкурентоспособность  и эффективность организации. Поэтому  в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как  издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.[8]

Актуальность  работы состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Основная цель работы – рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности работы организации.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение качеству менеджмента и рассмотреть проблемы его анализа.
  2. Проанализировать методику анализа качества работы организации.

3) Исследовать возможность повышения качества и эффективности управления (менеджмента) предприятия.

Объектом  исследования является анализ качества менеджмента ООО "Водолей".

  Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной  литературы отечественных и зарубежных  авторов, а также из других  источников: периодических изданий, средств массовой информации.

 

1. Роль эффективного менеджмента в деятельности предприятия.

1.1 Проблемы анализа  качества менеджмента. Менеджмент  качества и качество менеджмента

Особую  актуальность в последнее приобретает процессно-ориентированное управление хозяйственными и другими общественными структурами. Его использование существенно улучшает соотношение "качество-цена", повышая тем самым конкурентоспособность этих структур и их товаров (продукции и услуг).

Качество  продукции становится ключевым фактором выживания. Чтобы обеспечить его  на самом высоком уровне, многие организации предпринимают попытки  внедрить тотальный менеджмент качества (TQM). Одним это удается достаточно просто, другие при внедрении стандартов качества сталкиваются со значительными  трудностями, у третьих так ничего и не получается.

TQM – это системный инструмент, который сначала представлен в виде идеи, по мере внедрения становится руководством к действию для управленцев и лишь потом – руководством к действию для исполнителей. Это внедрение проходит тем эффективнее, чем лучше организовано управление на предприятии. И, наоборот, при плохой организации управления TQM может так и не перейти из стадии идеи в стадию руководства к действию. Фактически, качество менеджмента в этом случае является определяющим фактором. И именно разным качеством менеджмента можно объяснить, почему так по-разному внедряется TQM на отечественных предприятиях.

Важно различать качество менеджмента и его содержание. Если проследить эволюцию подходов к управлению качеством продукции, то легко увидеть, что ее этапы – это наполнение управленческой деятельности новым содержанием. Так, знаменитая система Тейлора, от которой принято вести отсчет, представляла собой определенные требования к изготовлению деталей, к профессиональной подготовке работников и мотивации их деятельности. По сути, это была управленческая технология, применение которой давало нужное качество изделий. [13]

На следующем  этапе менеджерам предписывается управлять  уже не качеством изделий, а качеством процессов, т.е. акцент с выявления брака переносится на его предупреждение. Затем появляется система тотального управления качеством (TQC), в которой ответственность за качество продукции возлагается в той или иной степени на каждого руководителя. Управленческие технологии на этом этапе усложняются, и в них начинает учитываться человеческий фактор. Наконец, появляется концепция TQM. Теперь это целая система стандартов, которые направлены уже не столько на качество продукции, сколько на качество работы менеджмента компании в целом (см. Приложение 1).

Формирование  и совершенствование структуры  предприятия может основываться на функциональном или элементном подходе  и на процессном подходе. В любом  случае разрабатывается нормативная  база предприятия, состоящая из различных  положений, руководств, стандартов, инструкций, методик и т.п.

Именно такой  подход реализуется в принятом 31 августа 2001 года государственном стандарте  ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который предусматривает  концентрацию и распределение ресурсов по процессам - строго определенным направлениям деятельности, предопределяющим экономические  результаты предприятия.

В процессе своего функционирования предприятие должно управлять многочисленными видами деятельности, которые можно рассматривать  как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих  процессов. Используем три определения  из этого стандарта:

  1. любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс;
  2. желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
  3. систематическая идентификация и управление применяемыми организацией процессами и, прежде всего, обеспечение их взаимодействия могут считаться процессным подходом.[11]

Одной из главных  причин стирания границ между управлением  качеством и управлением предприятием стало новое понимание термина "несоответствие", под которым  теперь подразумевается любое несоответствие характеристик продукции, процесса, системы установленным требованиям  организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Таким образом, любые отклонения системы стали  попадать в компетенцию менеджмента  качества, а сам он из управления отдельной сферой деятельности предприятия  превратился в управление предприятием в целом.

Управление  процессом подразумевает прежде всего управление затратами на этот процесс. Эта деятельность направлена на достижение установленной цели, которая имеет количественно  выраженный результат. Поэтому для  реализации процессного подхода  организационная система должна переориентироваться с функционального  управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы  и конкурентоспособности предприятия. [12]

Таким образом, идеология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством  и управлением самим предприятием - понятия менеджмента качества и  качества менеджмента сливаются  в одно целое. Прежде всего, это связано  с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств  и характеристик продукции, а  рассматривается как степень  соответствия отличительных свойств  товара, обеспечивающих их процессов  и систем управления установленным  или реально прогнозируемым для ожидаемой рыночной конъюнктуры требованиям потребителей и других заинтересованных лиц.

 Проблема  в том, что можно создавать  сколь угодно совершенные стандарты  и предписывать управленцам их  выполнение, но наличие стандарта  и его реализация – не одно  и то же. Вот почему прежде, чем внедрять TQM, важно знать, способна ли система управления справиться с поставленной задачей, т.е. соответствует ли качество менеджмента определенным требованиям.

 Суть проблемы  качества заключается в том,  что человек должен что-то делать, но по какой-то причине не делает этого. До сих пор попытки решить эту проблему осуществлялись в направлениях ЧТО, ЧЕМ и КАК должен делать работник: стандарты, предписания, обучение, контроль, мотивация – все это направлено на выявление и предупреждение тех действий, которые приводят к браку в широком смысле этого слова.

Указанные направления  как раз и определяют содержание деятельности, а качество менеджмента – это, прежде всего, КТО, т.е. люди с их индивидуальными особенностями. Интересно то, что даже попытка учесть человеческий фактор сводится к описанию того, ЧТО нужно делать, КАКИМИ СРЕДСТВАМИ решать задачи и КАКИМ ОБРАЗОМ действовать.

Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента – это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки. Чтобы оценить качество менеджмента нужно измерить способности к управленческой деятельности каждого руководителя, оценить управляемость и адаптивность системы управления, учесть особенности организационной структуры и качество подготовки управленческого персонала.

Другими словами, оценить качество менеджмента  можно только в том случае, если будет оценена каждая составная  часть этого обобщающего понятия. А для этого потребуется рассмотреть базовые понятия управленческой сферы, проанализировать, что общего и в чем различия между разными системами управления.[17]

Система управления – люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. В любой системе управления качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности.

О целостности  деятельности предприятия можно  говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют  как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством  системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер.

Уровень управляемости  – это то, что отличает одну систему  управления от другой. Если не известен уровень управляемости на каждом конкретном участке деятельности, то говорить о полноценном управлении качеством нельзя. Чтобы оценить  качество менеджмента, нужно уметь  оценивать уровень управляемости.

Об устойчивости деятельности можно говорить тогда, когда заданное направление выдерживается, несмотря на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Ключевым свойством  системы управления, благодаря которому обеспечивается устойчивость деятельности, является адаптивность. Адаптивность тем выше, чем больше в системе управления работников, способных к саморазвитию, готовых быстро ориентироваться и гибко перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Низкая адаптивность означает низкую выживаемость.

Уровень адаптивности – это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень адаптивности тех служб, которые внедряют стандарты качества, то говорить о каком-то результате можно только языком вероятности. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать еще и уровень адаптивности. Управляемость и адаптивность – ключевые свойства любой системы управления. Выраженность этих свойств в наибольшей степени определяет качество менеджмента и отличает одно предприятие от другого.

Таким образом, возможность оценивать качество менеджмента – это возможность  вывести менеджмент качества на принципиально  новый уровень. Рано или поздно необходимость  оценки качества менеджмента станет настолько очевидной, что будет  заложена в каком-нибудь новом стандарте.

1.2  Методы оценки качества работы в менеджменте

 

Методики  оценки качества работы ориентированы на выполнение плановых заданий, рациональное использование рабочего времени, улучшение трудовой и исполнительской деятельности и направлены на совершенствование внутренней организации трудового коллектива.

Информация о работе Анализ качества работы в менеджменте