Анализ эффективности системы планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – провести анализ эффективности планирования предприятия.
Объект исследования - ООО "АКВА", занимающееся производством минеральной воды и газированных напитков.
Перед данной работой стоят следующие задачи :
- изучить планирование - одну из важнейших функций в организации;
- рассмотреть виды и классификацию планирования;
- проанализировать эффективность планирования ООО "АКВА";
- предложить проектные разработки для ООО «АКВА»:
- в сфере эффективности планирования производства;
- в сфере управления;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1.Теоретическая часть………………........………………………….……..…......5
1.1 Планирование - одна из важнейших функций в организации......................5
1.2 Виды планирования, его классификация........................................................9
1.3 Планирование в организации…………….....................................................13
1.4 Планирование производственной программы…………………………..…18
2. Практическая часть………………………………………………...................22
2.1 Характеристика ООО «АКВА»......................................................................22
2.2 Характеристика системы планирования ООО «АКВА»..............................25
2.3 Проектные разработки для ООО «АКВА»....................................................34
Заключение.............................................................................................................36
Список литературы................................................................................................37

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента (ГОТОВО!!!).doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Основы менеджмента»

 

 

 

Тема «Анализ эффективности системы планирования.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

1.Теоретическая часть………………........………………………….……..…......5

1.1 Планирование - одна из важнейших  функций в организации......................5

1.2 Виды планирования, его классификация........................................................9

1.3 Планирование в организации…………….....................................................13

1.4 Планирование производственной программы…………………………..…18

2. Практическая часть………………………………………………...................22

2.1 Характеристика ООО  «АКВА»......................................................................22

2.2 Характеристика системы  планирования ООО «АКВА»..............................25

2.3 Проектные разработки  для ООО «АКВА»....................................................34

Заключение.............................................................................................................36

Список литературы................................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших  предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Эффективность планирования в свободной рыночной экономике  состоит в том, чтобы наилучшим  образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов  могут принести  предприятию наибольший доход.   

В процессе планирования общие цели организации трансформируются в конкретные направления работы организации, подтверждаемые соответствующими количественными и качественными характеристиками, ресурсы распределяются с таким расчетом, чтобы они позволяли организации с готовностью встречать неопределенное будущее и влиять на него желательным образом.

          Цель настоящей курсовой работы – провести анализ эффективности планирования предприятия.

Объект исследования - ООО "АКВА", занимающееся производством  минеральной воды и газированных напитков.

Перед данной работой стоят следующие задачи :

- изучить планирование - одну из  важнейших функций в организации;

- рассмотреть виды и классификацию  планирования;

- проанализировать эффективность  планирования  ООО "АКВА";

- предложить проектные разработки  для ООО «АКВА»:

- в сфере эффективности планирования  производства;

- в сфере управления;

-  в сфере экономики материально-технических  ресурсов.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности  проведения анализа существующей системы  планирования ООО «АКВА» и возможности применения предложенных проектных разработок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

1.1 Планирование - одна из важнейших функций  организации

 

        Прежде чем начать какое-либо  дело, человек должен тщательно  продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование.

        Конечным результатом этой стадии  является построение идеальной  модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия. 

          Планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.

   Процесс управления  предприятием складывается из  многих функций (планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование). Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект.

        Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной.

     Функция  планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.      Прогнозирование предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

         Сам процесс планирования проходит  в четыре этапа:

- разработка общих  целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный  период;

- определение путей  и средств их достижения;

- контроль за достижением  поставленных целей путем сопоставления  плановых показателей с фактическими  и корректировку целей. 

Планирование на любом  предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

 Планирование эффективно  там, где одной интуиции недостаточно  для того, чтобы принять решение,  где требуется улучшить качество  принимаемых решений путем преодоления  сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно – следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации и несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана.

В этих случаях приходится импровизировать и таким образом  реагировать на возникшую ситуацию.

Соотношение между запланированными и импровизированными решениями  на конкретном предприятии зависит от многих факторов, например от личных качеств, специальных знаний, склонности к риску и гибкости сотрудников; мотивации; информированности лица, принимающего решение и др.

Процесс планирования характеризуется  рядом специфических черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально  – экономическую и организационно – техническую.

Организационно - техническая  сторона обуславливается кооперацией  труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально – экономическими условиями общества.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит  информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла  планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как  один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий.  Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.

А основными функциями (видами деятельности) являются:

  • хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);
  • социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);
  • экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду).

1.2 Виды планирования  на предприятии

 

По содержанию и форме  проявления различают следующие  виды (формы) планирования и виды планов.

а) С точки зрения обязательности плановых заданий:

          - директивное;

          - индикативное планирование.

 Директивное планирование  представляет собой процесс принятия  решений, имеющих обязательный  характер для объектов планирования. Поэтому за невыполнение плановых  заданий руководители предприятий несут дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

  Индикативное планирование  является антиподом директивного, потому что индикативный план  не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

  В процессе деятельности  при составлении перспективных  планов используется индикативное  планирование, а в текущем планировании  – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

 В зависимости от  срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов принято различать:

- долгосрочное планирование (перспективное);

- среднесрочное планирование;

- краткосрочное планирование (текущее).

 Перспективное планирование  охватывает период более 5 лет,  например, 10, 15 и 20 лет.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются.

Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. 

По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование;

- тактическое планирование;

- оперативно-календарное  планирование;

- бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Посредством стратегического  планирования принимаются решения  о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые  сферы бизнеса, стимулировать процесс  удовлетворения нужд потребителей, какие  усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.

Информация о работе Анализ эффективности системы планирования