Американская школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Проблемы Российской экономики включают ее структурную перестройку и социальную ориентацию, преобразование всего комплекса отношений собственности и привлечение инвестиций для формирования современного производственного аппарата, интеграцию отечественной экономики в систему мирохозяйственных связей. Однако первая и наиболее сложная проблема — это формирование качественно новой системы управления. Целью данной курсовой работы является изучение сущности и понятия менеджмента как науки управления, рассмотрение основных этапов эволюции менеджмента, а также изучение особенностей основных особенностей модели менеджмента в США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Становление современных организаций и необходимость управления
1.2 Менеджмент: общая характеристика
1.3 Подходы к развитию менеджмента
2. АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Развитие американской школы менеджмента
2.2 Особенности американской модели управления
2.3 Современные тенденции в американском менеджменте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Американская школа менеджмента.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Американская  школа менеджмента

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Становление  современных организаций и необходимость  управления

1.2 Менеджмент: общая  характеристика

1.3 Подходы к  развитию менеджмента

2. АМЕРИКАНСКАЯ  ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Развитие американской  школы менеджмента

2.2 Особенности  американской модели управления

2.3 Современные  тенденции в американском менеджменте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы Российской экономики включают ее структурную перестройку и социальную ориентацию, преобразование всего комплекса отношений собственности и привлечение инвестиций для формирования современного производственного аппарата, интеграцию отечественной экономики в систему мирохозяйственных связей. Однако первая и наиболее сложная проблема — это формирование качественно новой системы управления.

Такая система  должна соответствовать имеющимся  условиям, обеспечивать решение как  текущих, так и перспективных  задач. Необходимо учитывать и международный опыт по формированию и совершенствованию системы управления, ее кадровому обеспечению. Поэтому общественный интерес к менеджменту на протяжении последних лет тесно связан с появлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента.

Значимость менеджмента  как вида деятельности привлекла к его изучению многих исследователей, представителей различных наук. Это обусловлено междисциплинарным, интеграционным характером предмета исследования. Важные вехи в истории менеджмента связаны с использованием достижений других наук — математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук и философии.

В экономически развитых странах подготовка дипломированных  специалистов-менеджеров — одно из наиболее мощных направлений высшего  образования. Особенно это характерно для США и для Европы.

Американский  менеджмент имеет свои важные и поучительные особенности, для нас не малый  интерес представляет управленческий опыт США, которые наравне с Францией, Германией и Японией являются законодателями мод в управленческих теориях.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и  понятия менеджмента как науки  управления, рассмотрение основных этапов эволюции менеджмента, а также изучение особенностей основных особенностей модели менеджмента в США.

 

1. ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Становление  современных организаций и необходимость  управления

 

Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности  у человечества возникала необходимость  в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координации их деятельности создавались крупные организации, которым было необходимо управление.

Для удовлетворения многообразных потребностей общества создавались различные организации. Одна из первых организаций, созданных человеком, — государство. Оно было и остается в настоящее время самой могущественной организацией. Естественно, что именно потребности государства оказывали существенное влияние на развитие управления.

Длительную историю  имеют различные добровольные организации — религиозные, общественные объединения, клубы и т.д. К принудительным организациям можно отнести армию, школу.

Наиболее многочисленными  являются утилитарные организации. К ним относят учреждения и  предприятия. Предприятия (фирмы) могут иметь различные организационные и правовые формы, действовать в различных сферах экономики. В зависимости от целей деятельности различают коммерческие (созданные участниками для извлечения прибыли) и некоммерческие предприятия.

Вся история  человечества — это и история управления. Создание письменности древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты — необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже — китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его основные функции —планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль. Создание гигантских сооружений (пирамид, плотин, каналов, защитных сооружений) требовало оптимизации, децентрализации и централизации управления, а также делегирования полномочий. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управления. Они рассматривали управление как особый вид искусства.

Развитие торговли и создание первых промышленных предприятий-мануфактур в североитальянских городах-республиках (Венеции и Генуе), а позднее в Голландии потребовали разработки системы бухгалтерского учета, контроля уровня товарных запасов и их движения, учета издержек производства и обращения.

В XVI-XVII столетиях  содержание управления организациями уже исследуется по ряду направлений. Усиливается влияние на управление достижений в технике (стандартизация и взаимозаменяемость деталей, специализация работ и работников). Р. Оуэн и Д. Милль отмечают значимость человеческой мотивации, ответственности руководителей за создание условий для работников. Фундаментальный вклад в анализ специализации, разработку теории стоимости внес А. Смит. С именами Н. Маккиавелли и Д. Стюарта связано формирование теории власти.

Однако некоторые  идеи (например, Р. Оуэна) намного опередили свое время. Существовавшие тогда организации имели значительные возможности для роста объема производства, повышения эффективности, используя более простые и дешевые методы принуждения. Для управления такими организациями сложной теоретической базы и не требовалось. При принятии решений руководители полагались в основном на свой опыт, интуицию.

Качественные  изменения в самих организациях — их структуре, масштабах, а также  развитие взаимосвязей с внешней  средой явились и рубежом формирования современного менеджмента.

Для современной  экономики характерно функционирование большого числа крупнейших организаций, оказывающих мощное воздействие  на жизнь общества. Среди коммерческих это транснациональные корпорации, которые по своим основным характеристикам (обороту, ресурсам, инвестициям в проведение научных исследований и т.д.) сопоставимы с целыми государствами. Среди некоммерческих, т.е. не ориентированных на достижение прибыли, наиболее мощной организацией было и остается государство. Значительным потенциалом и влиянием обладают также церковь, профсоюзы, фонды, международные организации.

Сформировался огромный корпус профессионалов-управленцев, особенно среднего звена. Произошло  не только четкое выделение управленческой деятельности и лиц, профессионально занимающихся ею, но и дифференциация этой деятельности и самих управленцев.

Возрастает число  руководителей высшего ранга, принимающих  ответственные решения, имеющие  существенные последствия, и не только для отдельной организации. Усиливается влияние интернационализации производства, эффективного использования достижений научно-технического прогресса на выживание и развитие организаций.

Совершенствование управления организацией, в частности, повышение уровня организационной  культуры, становится решающим фактором общественного прогресса.

Качественные  преобразования в самих организациях (их структуре, масштабах), а также  изменение их взаимосвязей с внешней  средой обусловили острую потребность  в формировании науки управления современными организациями.

Наука управления сформировалась под воздействием технического прогресса и стала ответом  на потребности государства крупного бизнеса и сферой самоутверждения  энтузиастов.

Наука управления является и необходимым условием и мощным фактором роста эффективности современного производства, важным направлением междисциплинарных исследований, способом анализа опыта, практики управления.

 

1.2 Менеджмент: общая характеристика

 

Менеджмент и  образованные на его основе понятия  — финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие — все шире используется в различных публикациях, научных изданиях, учебной литературе, газетных материалах. Что это — дань моде? Или отражение новых условий, ответ на запрос времени? Является ли менеджмент синонимом термина «управление» либо несет особую смысловую нагрузку? Как соотносится это понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный оборот, с другими, безусловно, связанными с ним категориями — в первую очередь такими, как бизнес, предпринимательство, руководство, администрирование и координация? Наконец, является ли менеджмент наукой или искусством либо единством первого и второго?

Эти и многие другие вопросы, связанные с использованием сравнительно нового для российской экономической науки понятия, имеют не только чисто академический интерес. Это особенно актуально для тех, кто желает либо вынужден изучать данную проблематику. Первую группу составляют студенты экономических вузов и факультетов. Вторую — предприниматели, хозяйственные руководители, специалисты, работники государственных структур, общественных организаций. Они испытывают потребность в знаниях и овладевают менеджментом в уже многочисленных школах бизнеса, на различных курсах либо самостоятельно.

Управленческая  деятельность осуществляется в различной экономической среде. В нашей стране был накоплен большой опыт управления в централизованной экономике. Разработка довольно детализированных планов, охватывающих деятельность десятков тысяч предприятий, обеспечение их ресурсами, распределение произведенной продукции требовали и соответствующего инструментария и кадров для его эффективного применения. Отечественная экономика имела и выдающихся организаторов производства, и известных исследователей, получивших широкое международное признание. Здесь достаточно назвать имена В.В. Леонтьева и Л.В. Канторовича. Знаменитый метод «затраты – выпуск» В.В. Леонтьева опирается на балансовые разработки, выполненные в России в 20-е годы. Теория линейного программирования была разработана Л.В. Канторовичем также исходя из потребностей централизованно руководимой экономики.

Однако жизнь  убедила, что искусственное ограничение  рынка существенно обедняет мотивационный  механизм хозяйственной системы. Это  потребовало изучения опыта управления в рыночной среде, накопленного в экономически развитых странах, адаптации этого опыта к специфическим условиям нашей экономики.

Обобщению этого  опыта, развитию теории менеджмента  за рубежом посвящено много публикаций. И это естественно, поскольку  квалификация менеджеров, уровень управления в значительной, а порой и в решающей, степени определяют конкурентоспособность организации. Еще более значимым данный фактор является для российских предприятий, когда рыночные отношения находятся в стадии становления. Сложность и масштабность необходимых преобразований при ограниченности ресурсов превращают уровень менеджмента в решающий фактор успеха.

Современный менеджмент представляет единство следующих основных моментов.

Менеджмент —  это вид деятельности по руководству  людьми в организации, особый вид управления

Управление —  более широкое, чем менеджмент, понятие. Оно относится к различным  сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.

Менеджмент —  это управление в открытой, рыночной экономике. Объектом управления здесь  является экономически самостоятельная организация. Она осуществляет свою хозяйственную деятельность в любых отраслях (производство или оказание услуг), различных сферах (разработка, производство, сбыт продукции, сервисное обслуживание и т.д.). Целью деятельности такой организации является получение прибыли или услуг для своих участников.

Менеджмент —  персонифицированное управление, неотделимое  от менеджеров, осуществляющих такую  деятельность на профессиональной основе. Это означает:

  • наличие у менеджера общего и специального образования;
  • овладение им определенными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления данной деятельности;
  • занятие в организации управленческой должности;
  • умение менеджера добиваться целей организации, используя ее ресурсы, эффективно влияя на мотивы поведения других людей.

Менеджмент —  это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность  деятельности менеджера.

Значимость менеджмента  как вида деятельности привлекла  к его изучению многих исследователей, представителей различных наук. Это обусловлено междисциплинарным, интеграционным характером предмета исследования. Важные вехи в истории менеджмента связаны с использованием достижений других наук — математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук и философии.

Однако в настоящее  время менеджмент нельзя ограничивать только теоретической областью. Причина  тому — и сложность ее предмета, и молодость самой науки, и  невозможность, а порой и вредность, попыток детальной регламентации  действий человека. Поэтому в современном менеджменте особую роль играет ситуационный подход, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенную структуру, мотивация работников данной организации, взаимодействие этой организации с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются технические, экономические, социальные, политические, экологические аспекты, что обусловливает интеграционный характер знаний.

На этой основе становится возможным синтез науки  и искусства управления путем  выхода на более общие и сложные адаптивные саморегулирующиеся системы. Организация рассматривается как открытая система, приспосабливающаяся к изменениям внешней среды.

В начале XX столетия наиболее мощное воздействие на менеджмент оказывало состояние материальной базы производства, развитие технологий. Это привело к появлению классического аналитико-рационалистического направления в менеджменте. Успехи в психологии, науках о поведении привели к появлению в менеджменте «школы человеческих отношений». Усложнение внешней среды потребовало использования сложного математического инструментария — и в менеджменте формируется школа количественных методов. В восьмидесятые годы в центре внимания находится анализ организационной культуры как мощного инструмента современного менеджмента. Предполагается, что его эффективность в решающей мере зависит от человека, учета стереотипов его поведения, обычаев, традиций, ценностей. Наконец, в девяностые годы можно говорить о «ренессансе» технократического подхода. В современных условиях возрастает зависимость менеджмента от уровня технической оснащенности организации. Без определенного уровня оснащенности невозможно применение современных информационных и управленческих технологий, а следовательно — обеспечение конкурентоспособности организации.

Информация о работе Американская школа менеджмента