Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей и характерных черт американского менеджмента .
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать и изучить основные положения отечественной и зарубежной литературы в области менеджмента;
Рассмотреть возникновение американского менеджмента;
Выявить и изучить особенности американского менеджмента;
Провести анализ американского и японского менеджмента, выявить особенности и различия в них.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
1.Создатели американского менеджмента …………………………4
2.Особенности американского менеджмента………………………8
2.1 Американская деловитость и умение организовывать………………8
2.2 Развитость индустрии, компетентность персонала ………………..........12
2.3 Стратегия и управление производством в американских фирмах…......14
3. Модель управления производством ……………...........................16
3.1 Рынок труда…………………………………………………………………17
3.2 Оплата труда ……………………………………………………………….18
3.3 Профсоюз в американской компании……………………………………19
4.Стратегическое управление…………………………………………20
5. Адаптация персонала к новым условиям………………………...25
5.1 Планирование в американской организации………………………………25
5.2 Американский менеджмент в РФ……………………………………………29
5.3 Специфика менеджмента в России………………………………………….30

5.4 Реализация программы адаптации…………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

 

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой  экономике, - комплексный контроль качества (так называемая концепция «делать  с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности  за качество в каждую должностную  инструкцию или описание работ производственного  рабочего.

Еще один стратегический принцип американского  производства заключается в комплексном  профилактическом обслуживании. В большинстве  отраслей американской промышленности текущее содержание и профилактика оборудования выполняются силами специальной  ремонтно-профилактической службы.

 

3. Модель управления производством.

В американской фирме специализация  трудовых знаний на уровне цеха объединена с иерархической координацией различных  цехов со стороны менеджеров.

В традиционной модели иерархической  организации, присущей преимущественно  американским фирмам, прежде всего, имеет  место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений  и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые  определяют основные направления ее функционирования. После выработки  первых, фирма принимает оперативные  решения для адаптирования своей  деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению  ситуации на рынке.

Основной принцип такой иерархической  координации характеризуется следующими двумя особенностями:

1. Каждая функциональная единица  имеет не более одного прямого  начальника и не связана с  другими единицами (следовательно,  любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).

2. Только одна единица (центральный  отдел) является начальником любой  другой единицы. 

Однако, иерархическая координация, основанная на жестком разграничении  контроля и функционирования, равно  как и специализация трудовых заданий, может потерять значительную часть своей эффективности, особенно в тех отраслях промышленности, где  ассортимент товаров велик и  производственный процесс включает в себя множество стадий.

Традиционный подход в американской автомобильной промышленности заключался в установлении объёмов производства в соответствии с рыночным "прогнозом" и затем определении цены - при  помощи скидок, уступок и свободы  выбора - на том уровне, по которому реальный рынок будет принимать  произведённую продукцию. Очевидно, что в такой системе определяющее значение имеет не спрос, а предложение.

В американской фирме организация  работы цеха и задача межцеховой координации  основываются на принципе «подходящий  человек на правильном месте» (экономия от специализации). В тоже время американские фирмы недавно начали обращать серьёзное  внимание на межфункциональные горизонтальные связи, осуществляемые через многофункциональные  проектные группы, менее иерархически управляемые небольшие предпринимательские  подразделения и т.п. Это означает, что американские компании могут  посредством изменения организационной  структуры развиваться в направлении  некоторой смешанной формы организации, включающей в себя горизонтальную и  централизованную координацию.

 

3.1.Рынок труда.

Разделение труда (его специализация) в США является важным фактором производительности труда операционных работников. Специализация  труда просматривается и сегодня  во всех аспектах деловой деятельности. Операционные служащие могут концентрировать  свои усилия на выполнении ограниченного  количества производственных заданий. Преимущества специализации заключается  в том, что она позволяет сократить  объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем  месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.

Американская фирма стремится  к эффективности, достигаемой путем  высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей.

Американская фирма и профсоюз пришли к соглашению о том, что  продвижение от одного уровня к другому  в иерархии рабочих мест, а также  перемещение работника от более  высокого уровня к более низкому, в случае сокращения численности  работников, должно основываться на двух критериях – заслугах и трудовом стаже работника. Однако на практике критерий трудового стажа в большинстве  случаев является основным.

 

 

3.2.Оплата труда

Известно, что оплата за труд является одним из важнейших стимулов для  работников при реализации намеченных планов предприятия. Оплата труда обеспечивает связь между результатами труда  и его процессом

Американская фирма функционирует  в социальной атмосфере, проповедующей  равноправие. Тем не менее, менеджеры  американской фирмы обладают меньшей  свободой в определении индивидуальных ставок заработной платы, которые зависят  в основном от штатного расписания и выслуги лет.

Конечно, существует угроза несправедливого  решения при оценке начальником  заслуг подчиненного. Но контроль со стороны  профсоюза работников предприятия  и централизация кадров от службы могут отчасти смягчить этот нежелательный  эффект. Во-первых, процедура оценки заслуг формализована и стандартизована  отделом кадров, с целью гарантировать невозможность принятия необъективного решения отдельным начальником. Во-вторых, средний работник на протяжении своей карьеры оценивается многими различными менеджерами вследствие применения схемы ротации трудовых заданий, как для начальников, так и для подчиненных. В-третьих, многие компании позволяют недовольным работникам обратиться в отдел кадров для перевода их в другой цех. В этом случае отдел кадров может удовлетворить просьбу работника или проверить правильность и объективность оценок его начальника. В-четвертых, репутация менеджера среди подчиненных имеет непосредственное влияние на его собственную карьеру. Другими словами, начальник является предметом неформального встречного наблюдения со стороны подчиненных.

Выплаты, зависящие от должности  работника, находятся в тесной связи  с выплатами, зависящими непосредственно  от работника, хотя в принципе определяются по американской схеме оценки трудовых заданий. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.

Оплата труда - основной мотив трудовой деятельности и денежный измеритель стоимости рабочей силы.

 

 

3.3.Профсоюз в американской компании

Правовая основа организации профсоюза  в США коренным образом отличается от японской. В США члены рабочей  группы, официально набравшие большинство  голосов на выборах, проходящих под  контролем Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relation Board), получают право от местного отделения  профсоюза эксклюзивное право представлять интересы рабочих и вести переговоры с администрацией. Представители  рабочих на переговорах являются членами «отраслевого» профсоюза (сформированного по принципу принадлежности к определенной профессии).

В США наилучшая стратегия для  отраслевого профсоюза с целью  обеспечения поддержки большинства  отдельных членов заключается в  предоставлении интересов среднего избирателя по соответствующему вопросу. Этот факт объясняет то, почему американский профсоюз занимается больше вопросами  заработной платы, чем предоставлением  гарантий занятости, до тех пор пока нет реальной угрозы массовых увольнений. При использовании правила старшинства в решении вопросов занятости самые молодые работники наиболее уязвимы для увольнения, а «среднестатистический» член профсоюза, обычно имеющий средний стаж работы, будет в нормальной ситуации надежно защищен от угрозы увольнения .

 

 

4. Стратегическое  управление.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на  такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено  в обиход на  стыке 60—70-х гг., а  в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации4.

Стратегический менеджмент -  обоснование   и   выбор  перспективных целей развития предприятия  и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих  достижение  намеченных  целей.

Слово «стратегия» произошло  от греческого strategos, «искусство             генерала». В общем виде стратегия5 — это способ использования средств  и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую   приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели  корпорации.            

 

 

 

 

 

 

 

Методы принятия управленческих решений.

              Декомпозиция

 

Представление сложной  проблемы

как совокупность простых вопросов

Диагностика

Поиск в проблеме наиболее важных

деталей, которые  решаются в

первую очередь.

Используется  при ограниченных ресурсах

Экспертные оценки

Формируются какие-либо идеи,               которые рассматриваются, оцениваются, сравниваются

Метод   Делфи

Экспертам, которые не знают друг друга, задаются вопросы, связанные  с решением проблемы. Мнение меньшинства  экспертов доводится до мнения большинства. Последние обязаны либо согласиться  с этим решением  либо опровергнуть его.

Если  большая  часть экспертов несогласная, то

их аргументы  передаются меньшинству и анализируются. Данный процесс повторяется до тех  пор, пока все эксперты не придут к  одному мнению. Этот метод используется для достижения эффективности.

Метод неспециалиста

Вопрос решается лицами, которые никогда  не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях

Линейное программирование

Решаются  методом  математических расчетов, моделирования и программирования

Используются  крайне редко

Имитационное моделирование

Метод теории вероятности

Метод теории игр

Задачи решаются в условиях полной неопределенности

       Метод аналогий

Поиск возможных решений проблем  на основе заимствования из других объектов управления


 

Стратегия формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким  образом, что корпорация получает единое направление действий.  Появление   новых целей, как правило, требует  поиска и выработки новых   стратегий.

 Содержание стратегического  управления заключается, во-первых, в             разработке долгосрочной стратегии,  необходимой для победы в             конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в             реальном  масштабе времени. Разработанная  стратегия корпораций, впоследствии  превращается в текущие производственно-хозяйственные  планы,    подлежащие реализации на практике.

            Концепция стратегического управления  основана на системном и   ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как             «открытая» система. Основой стратегического  управления является системный  и ситуационный анализ внешней  (макроокружение и конкуренты) и  внутренней (научные  исследования  и разработки, кадры и их потенциал,  финансы,             организационная культура и пр.) среды.

            Стратегическое управление требует  создания организационной  стратегической  структуры, в состав которой  входит отдел   стратегического   развития на высшем уровне  управления и стратегические  хозяйственные   центры (СХЦ). Каждый  СХЦ объединяет несколько производственных   подразделений фирмы, выпускающих  однотипную продукцию, требующую      идентичных ресурсов и технологий  и имеющую общих конкурентов6.

            Количество СХЦ в фирме, как  правило, значительно меньше количества  производственных подразделений.  При создании СХЦ большое значение  имеет правильный выбор области  деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт,    формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре7.

Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно  генеральный  директор  или  хозяин  фирмы,  которому могут  помогать  референты  (штаб).  В  противном  случае  ему  придется  в конце  концов  уступить место  другому  лицу,  фактически  выполняющему  данные  функции.

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

а)  определение  целей  фирмы  с  учетом  рыночной  ситуации;

б)  определение  средств  достижение  этих  целей;

в)  сегментация,  то  есть  разделение  общей  цели  на  подцели;

г)  разработка  соответствующих  перспективных  планов  и  программ.

Информация о работе Американская модель управления и возможность её адаптации к российским условиям